Компромат.Ru ®

Читают с 1999 года

Весь сор в одной избе

Библиотека компромата

Тулеев и "МИКОМ"

Оригинал этого материала
© "Ytpo", 19.05.00, "Тулеев "мочит" репутацию коммунистов"

Екатерина Владимирова

 

Война между Кемеровским губернатором Аманом Тулеевым и металлургической инвестиционной компанией МИКОМ за "Кузнецкий металлургический комбинат" (КМК) приняла новый оборот. На днях Генпрокуратура Российской Федерации приняла решение о прекращении дела против внешнего управляющего комбината Сергея Кузнецова за отсутствием состава преступления. Позавчера подследственного уведомил об этом начальник отдела управления по надзору за следствием, дознанием и оперативно розыскной деятельностью в органах ВД, старший советник юстиции В.А.Толкачев.

Приняв подобное решение, Генеральная прокуратура фактически перечеркнула все обвинения в адрес Кузнецова в том, что он намеренно довел комбинат до банкротства по заказу своих хозяев.

Напомним основную суть происходящих событий:

 27 июля прошлого года собрание кредиторов "Кузнецкого металлургического комбината" большинством голосов (77 %) приняло решение о введении внешнего управления на предприятии. На должность внешнего управляющего был назначен и. о. генерального директора комбината, представитель группы МИКОМ Сергей Кузнецов. Сама МИКОМ должна была выступить в качестве стратегического инвестора КМК. На МИКОМ выбор пал с согласия кемеровской администрации.

Согласно достигнутой договоренности, МИКОМ через дочерние фирмы (она владеет акциями некоторых угольных компаний Кузбасса) должна была погасить задолженности по зарплате и выделить комбинату 50 миллионов долларов на производственные нужды.

Кроме МИКОМ, инвесторами КМК собирались выступить и другие компании. В том числе и консорциум "Консойл", в состав которого входят четыре нефтяных и газовых фирмы, топливно-энергетическая компания "ТЭК Транском", а также группа газовых и нефтяных компаний Москвы.

В том, что комбинат – банкрот, ни у кого тогда сомнений не возникало, поскольку дебет с кредитом у КМК явно сильно расходились. Только суммарная задолженность КМК перед фискальными органами, внебюджетными фондами и естественными монополистами составляла порядка 30% от всей кредиторской задолженности комбината. В частности, КМК был должен МПС более 560 миллионов рублей, "Газпрому" – более 240 миллионов. Это при том, что уставной капитал АО КМК составляет (с учетом второй эмиссии) 15 миллионов рублей (то есть 15 миллионов обыкновенных акций номиналом 1 рубль).

 Собрание кредиторов полностью одобрило предложенный Кузнецовым план по производственному и финансовому оздоровлению предприятия, ликвидации задолженности по зарплате и установлению жесткого контроля над системой организации сбыта и поставок продукции. Однако одновременно с этим предложило МИКОМ в кратчайшие сроки ликвидировать задолженность перед энергетиками и газовиками.

Справка

КМК – крупнейший российский производитель рельсовой продукции. Среди крупных акционеров – Металлургпром (23.7 %), Торговый дом КМК (19,2 %), АО "КМК-Инвест" (19,2 %), АО "Инвест-КМК" (около 8 %), фирмы Creditanstalt Inc. (9,5 %) и CIS Emerging (16,7 %).

1 октября прошлого года Федеральная служба о несостоятельности (банкротстве) лишила Кузнецова аттестата антикризисного управляющего "за допущенные нарушения при проведении процедуры наблюдения". По мнению ФСДН, Кузнецовым были допущены многочисленные нарушения законодательства о банкротстве.

Как говорится в документе, направленном ФСДН в адрес Амана Тулеева, специалисты службы пришли к выводу о том, что при проведении собраний кредиторов 29 июля прошлого года и 1 марта нынешнего года Сергей Кузнецов допустил нарушения при подведении итогов голосования. В результате чего был принят именно его план внешнего управления. План, направленный не на вывод КМК из кризиса, а на продажу комбината за бесценок – 17 миллионов долларов (при реальной стоимости – 300 миллионов долларов).

По словам прокурора Кемеровской области Валентина Симученкова, результаты голосования были фальсифицированы. В соответствии с протоколом собрания "за" этот план проголосовало 53,72% кредиторов, а ''против" – 46,08%. По мнению Симученкова, эти результаты явно не соответствуют действительности.

Дело в том, что ст.12 федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" гласит, что конкурсный кредитор при участии в собрании обладает количеством голосов, пропорциональным сумме долга (1 рубль равен одному голосу). Согласно акту сверки расчетов от 26 февраля 1999 года, сумма кредиторской задолженности ОАО "КМК" перед Кемеровским отделением Западносибирской железной дороги составляет 617,3 миллионов рублей, а в реестре кредиторов, на основании которого проводилось собрание, сумма задолженности значительно занижена и указана в размере всего 453,2 миллионов. По такой же схеме подтасованы голоса и других кредиторов, неугодных МИКОМ.

Кроме того, по мнению ФСДН, Кузнецов намеренно препятствовал комитету кредиторов Кузнецкого металлургического комбината, пытаясь не дать им проконтролировать свою деятельность в качестве арбитражного управляющего. Делалось это для того, чтобы прибыль от операций по продаже металла и маржа за поставляемое по завышенным ценам сырье оставалась в фирмах, входящих в инвестиционную группу МИКОМ.

По данным проверок кемеровской прокуратуры и ФСДН были возбуждены уголовные дела по статье 201 УК РФ – "преднамеренное банкротство", в отношении руководства ОАО "КМК", и по статье 315 УК РФ – "неисполнение решения суда", непосредственно против Сергея Кузнецова. Причиной появления последнего дела, против Кузнецова, стало то, что, по версии прокуратуры, он, зная о своем отстранении от должности, отказался покинуть кабинет, передать печать и реестр кредиторов, а также учредительные документы ОАО "КМК". В результате Сергей Кузнецов был водворен местное СИЗО, где провел 60 суток за попытку воспрепятствовать исполнению решения арбитражного суда. Вечером накануне ареста Кузнецова милиция Новокузнецка по приказу губернатора Амана Тулеева попыталась силой захватить Кузнецкий металлургический комбинат, но была остановлена трудовым коллективом.

Сразу вслед за указанными событиями разразился скандал. МИКОМ обвинил администрацию Кемеровской области в инициировании скандала с целью продать КМК по кускам. Как утверждалось в распространенном пресс-службой группы МИКОМ сообщении, губернатор Кемеровской области Аман Тулеев вел конфиденциальные переговоры с руководителями ряда коммерческих структур о возможной распродаже основных фондов ОАО "Кузнецкий металлургический комбинат". В нем также отмечалось, что "судебные иски на смещение Кузнецова финансировались рядом "прикормленных" коммерческих структур, которым обещана доля при дележе и распродаже администрацией КМК, в частности, банком "Олимпийский" (Москва), обманным путем завладевшим доверенностью Межрегионгаза и представляющим якобы его интересы".

***

Что же реально стоит за этой историей. Обвинения в попытке отхватить лакомый кусочек металлургической промышленности, которым является "Кузнецкий металлургический комбинат", звучат как со стороны МИКОМ в адрес кемеровской администрации, так и наоборот. С одной стороны, администрация Тулеева утверждает, что стоит за национализацию КМК. С другой – ведет закулисные переговоры о "дележе" комбината по частям.

При этом свои действия она объясняет тем, что не желает, чтоб МИКОМ довела КМК до продажи с аукциона и "заграбастала" его за бесценок. Как сказал мэр Новокузнецка Сергей Мартин, вполне реально, что в случае проведения аукциона комбинат купит или сама МИКОМ, или подконтрольная ей фирма. За то, что к этому и сводилось внешнее управление Сергея Кузнецова, по мнению мэра, говорят многие факты.

Во-первых, план продажи КМК, утвержденный собранием кредиторов, был разработан именно Кузнецовым, представляющим интересы Металлургической инвестиционной компании МИКОМ.

Во-вторых, несмотря на то, что МИКОМ пришла на комбинат с согласия губернатора области Амана Тулеева, политика, проводимая ею, явно вела не к финансовому оздоровлению комбината. За время внешнего управления к МИКОМ появился целый ряд претензий со стороны правоохранительных органов. В целом, по словам Амана Тулеева, ущерб, нанесенный КМК в результате деятельности инвестиционной компании МИКОМ, по итогам первой аудиторской проверки оценивается в 400 миллионов рублей. В результате чего комбинат фактически поставлен на грань разорения.

МИКОМ в свою очередь тоже обвиняет администрацию кемеровской области в попытке продать комбинат. И при этом полностью отрицает свое намерение покупать это предприятие. Как в свое время заявил вице-президент компании Николай Николаев, независимое агентство "Ким и партнеры" провело объективную оценку имущества предприятия и оценило его в 350 миллионов долларов. А таких денег у МИКОМ нет.

Кто прав, кто виноват в этой истории, понять пока сложно. Каждая сторона располагает определенными доказательствами. Вполне возможно, что и МИКОМ, и администрация кемеровской области действительно преследовали именно те цели, в которых обвиняют друг друга. Однако в этой истории есть еще один момент, который вызывает массу вопросов.

Дело в том, что одно из действующих лиц этой истории, Аман Тулеев, явно использовал историю с КМК в своих политических целях. Находясь в тот момент в довольно своеобразных отношениях с КПРФ, кемеровский губернатор использовал КМК в качестве предлога для дискредитации коммунистов. Прицепившись к словам Владимира Семаго о том, что одним из основных источников финансирования предвыборной деятельности КПРФ являются хозяева компании МИКОМ – братья Живило, Тулеев обвинил КПРФ в использовании "грязных" денег. Причем сделал это, явно рассчитывая на широкую огласку своего заявления. Тулеев обратился к председателю Компартии России Геннадию Зюганову с открытым письмом, в котором потребовал честно и недвусмысленно поведать правду об отношениях между КПРФ и финансово-промышленной группой "МИКОМ".

В этом заявлении утверждалось, что "деятельность компании МИКОМ, которая ведется в Кузбассе, вышла за рамки правового поля". КПРФ оказалось в сложном положении. Фактически, в случае, если бы коммунисты не смогли быстро предоставить доказательства своей непричастности к МИКОМ, народ смог бы сделать вывод, что руководство КПРФ использует для финансирования своей деятельности "грязные деньги". А Тулеев в таком случае получал славу "борца за народное достояние".

 

Compromat.Ru ® — зарегистрированный товарный знак. Св. №319929. 18+. info@compromat.ru