Компромат.Ru ®

Читают с 1999 года

Весь сор в одной избе

Библиотека компромата

13.03.2000

Взгляд на Качканар с Большого Кавказского хребта

О связях бывшего руководства ОАО «Качканарский ГОК «Ванадий» с чеченскими криминальными кругами

Борис Юрьев

По некоторым сведениям, ставшими известными из компетентных источников, бывшие руководители ОАО «Качканарский ГОК «Ванадий» - генеральный директор Джалол Хайдаров и председатель совета директоров Дамир Гареев – с 1998-1999г. поддерживают постоянные контакты с представителями северокавказских криминальных кругов в Москве, Дагестане и на Урале.

В конце 1998 – начале 1999г. лидеры ряда дагестанских и чеченских преступных группировок в Москве вышли на Хайдарова и предложили ему обеспечить решение всех вопросов в теневых структурах, т.н. «крышу», а также содействие в коммерческой деятельности. Первоначально Хайдаров не пошел на контакты с чеченскими представителями, предпочитая использовать уже налаженные связи в теневых структурах. Однако через некоторое время чеченцы по своей инициативе продемонстрировали Хайдарову свои возможности по быстрому и жесткому решению ряда возникших конфликтов.

Дополнительным доводом для Хайдарова в пользу перехода к сотрудничеству с новыми партнерами стал разумный, с его точки зрения, размер запрашиваемой кавказцами платы за оказываемые услуги. Важным было также то, что вышедшие на Хайдарова чеченцы имели обширные связи не только в криминальном мире, но также в политических и деловых кругах Урала и Москвы.

С 1999г. представители чеченских и дагестанских криминальных кланов стали участвовать в решении различных вопросов руководимого Д. Хайдаровым Качканарского горно-обогатительного комбината.

Постепенно чеченский криминалитет втянул Хайдарова в широкомасштабные финансовые аферы и, шантажируя накопленным на Хайдарова компроматом, зачастую стал диктовать Хайдарову свои условия и правила. Наибольший интерес для криминальных кругов представляли различные схемы сокрытия валютной выручки, операции по формированию неучтенной прибыли, т.н. «черного нала». Чеченцы принимали активное участие в деятельности посреднической фирмы «Полипром» (зарегистрированной в Калмыкии), через которую шли основные поставки продукции Качканарского ГОКа.

Можно с уверенностью предполагать, что этот канал был одним из источников пополнения финансовых ресурсов чеченских боевиков в ходе подготовки и проведения вторжения в Дагестан, в частности по линии московской группы чеченского «авторитета» Нухаева.

В конце 1999г. положение Хайдарова на Качканарском комбинате серьезно осложнилось. Это было вызвано целым рядом причин: неэффективным управлением комбинатом, трениями с руководством области, обострением отношений Хайдарова с акционерами ГОКа из Уральской горно-металлургической компании, к которым стала поступать информация о сокрытии Хайдаровым и его группой прибыли предприятия. 

Следует отметить, что к тому времени зависимость Хайдарова от чеченских криминальных кругов значительно усилилась, и он, по существу, уже не мог проводить самостоятельную политику на предприятии. Это обстоятельство явилось одной из серьезных причин быстрого углубления кризиса на комбинате. Понимая сложность положения Хайдарова (который фактически являлся наемным топ-менеджером) в случае конфликта с акционерами предприятия, дагестанские криминальные круги заблаговременно настояли на скрытном переводе существенных пакетов акций ОАО «Качканарский ГОК» в подконтрольные Хайдарову фирмы, что было осуществлено в середине 1999г.

В конце января 2000г. недовольство акционеров ОАО «Качканарский ГОК» деятельностью управленцев комбината во главе с Хайдаровым и Гареевым привело к их отстранению от руководства предприятием. 28.1.2000 большинство членов совета директоров АО проголосовало за назначение нового генерального директора Качканарского комбината. Генеральным директором ГОКа стал А. Козицын, представляющий интересы Уральской горно-металлургической компании и областной администрации. 

Подобное развитие ситуации предусматривалось стоящими за Хайдаровым силами, которые учитывали малую вероятность продолжительного контроля комбината. Главной задачей криминальных кругов после смещения Хайдарова стала борьба за хотя бы кратковременное возвращение к финансовым потокам Качканарского ГОКа, а также попытка получения «отступного» за «мирный отход» и отказ от противодействия новому руководству. 

По имеющимся сведениям, на этом этапе Хайдаров, который осознавал, чем может лично для него быть чревата такая политика, попытался выйти из конфликта. Однако для чеченцев Хайдаров стал разменной фигурой, которую они решили разыграть в борьбе за комбинат. Выход Хайдарова из борьбы означал бы поражение всей группы, поэтому чеченцы, очевидно, нашли способы повлиять на Хайдарова и не позволить ему отойти от борьбы. План возвращения группы Хайдарова на комбинат, как показали происходящие события, предусматривает два этапа. 

На первом этапе планируется создать какие-либо правовые поводы для борьбы с новым руководством Качканарского ГОКа, а также провести активную дискредитацию нового руководства в СМИ. Второй этап предполагает силовой захват предприятия и нейтрализацию ответных действий недружественных Хайдарову акционеров. 

Основными методами борьбы на первом этапе стали активная информационная война (характерный удуговский прием чеченских боевиков) с законным руководством Качканарского ГОКа, а также открытое провоцирование правоохранительных органов региона. Параллельно в «дружественных» московских судах были проведены нужные для группы Хайдарова решения, ставившие под сомнение легитимность нового руководства ГОКа. 

Кульминацией первого этапа явилась акция с т.н. «внеочередным собранием акционеров», устроенная 04.03.2000г. в Качканаре группой Хайдарова и стоящими за ним силами. Организаторы этой акции, прекрасно зная о судебных определениях Арбитражного суда Свердловской области и городского суда г. Качканар, запрещавших собрания акционеров АО, бросили открытый вызов судебной власти и органам МВД Качканара, всячески провоцируя их сотрудников на столкновения. 

Для поддержки акции в Качканар прибыли на специально зафрахтованных самолетах более 50 дагестанских милиционеров, вооруженных табельным оружием, а также вооруженные «охранники» Хайдарова. Для перевозки участников акции в г. Качканар были задействованы автомашины Министерства финансов РФ, что, по мнению организаторов провокации, облегчило бы им въезд в город.

 К акции были привлечены депутаты Государственной Думы Гаджи Махачев (фракция "Народный депутат", депутат от Махачкалинского избирательного округа №0011, заместитель председателя Комитета ГД по делам общественных объединений и религиозных организаций) и Николай Дайхес (КПРФ, заместитель председателя Комитета ГД по охране здоровья и спорту). Вполне очевидно, что ситуация на металлургическом предприятии Свердловской области вряд ли имеет какое-либо отношение к политической деятельности указанных депутатов, поэтому их приезд в Качканар был обусловлен вполне определенной личной заинтересованностью.

Справка Махачев Гаджи Нухиевич родился 19 марта 1951 г. в г. Хасавюрт, по национальности - аварец. Весной 1967 г. Махачев был арестован за изнасилование и грабеж. 19 июня 1967 г. Г.Махачев был осужден на три года по статьям 89.2 и 145.2 УК РСФСР, в 1968 г. его досрочно освободили. 19 декабря 1980 г. Махачев был осужден Верховным судом Дагестанской АССР по статьям 108.1 (умышленное тяжкое телесное повреждение), 112.1 (умышленное легкое телесное повреждение), 218.1 (незаконное ношение, хранение, приобретение, изготовление или сбыт оружия, боевых припасов или взрывчатых веществ) УК РСФСР. На этот раз он получил 6 лет и был досрочно освобожден в 1982 г. 

В 1988 г. он организовал в Хасавюрте Народный фронт имени Имама Шамиля (НФШ), который вскоре стал ведущей организацией аварского национального движения. Не полагаясь на политические методы борьбы, Махачев сформировал отряды боевиков, которые терроризировали активистов русских (казачьих), кумыкских, чеченских организаций Дагестана. Г. Махачев установил тесные связи с руководством Чечни. Он входил в руководство Конфедерации народов Кавказа и поддерживал тесные отношения с лидерами северокавказских радикалов. 5 октября 1992 г. на круглом столе "Кавказский дом" в Грозном Махачев от имени народов Дагестана поддержал правительство Джохара Дудаева и заявил, что "скоро свободный Дагестан со свободным правительством войдет в братскую семью кавказских народов". 

В 1993г. Махачев был назначен заместителем начальника объединения "Дагнефть", затем - генеральным директором ОАО "Роснефть-Дагнефть". В марте 1995 г. он избран депутатом Народного собрания Дагестана по Гунийскому территориальному округу. В марте 1998 г. Гаджи Махачев стал заместителем председателя правительства Дагестана, сохранив за собой кресло гендиректора "Дагнефти" и (вопреки Конституции РД) место в Народном собрании. По мнению местных экспертов, Махачев контролирует около четверти депутатов Народного собрания республики и является одним из основных претендентов на роль нового лидера Дагестана.

Учитывая связи Махачева с лидерами чеченских кланов, не исключено, что ему была поручена поддержка группы Хайдарова во властных структурах, инициирование различных запросов и писем Госдумы в правоохранительные органы, а также подобное «сопровождение» провокаций группы Хайдарова.

Отдельного упоминания заслуживают группы северокавказских «спортсменов», пытавшиеся прибыть в Качканар накануне акции. Очевидно, стоящими за Хайдаровым лицами при благоприятном для них развитии ситуации в Качканаре не исключался и последующий силовой вариант захвата комбината. Получив естественный отпор правоохранительных органов г. Качканара, обязанных обеспечить выполнение судебных решений, группа Хайдарова-Гареева использовала эту провокацию на информационном фронте. В ряде СМИ (телеканалы НТВ и ОРТ, газета «Известия») были распространены материалы о т.н. «собрании акционеров», сделаны заявления о произволе милиции. Следует подчеркнуть, что данная провокация была организована в период активных контртеррористических мероприятий, проводимых правоохранительными органами страны. При этом 4 марта местная милиция была вынуждена отвлечь значительные силы на пресечение провокации бывшего руководства Качканарского ГОКа и обеспечение правопорядка в Качканаре. С другой стороны, пока остается невыясненной роль сотрудников МВД из Дагестана, прилетевших в этот день в Качканар. Даже если сами дагестанские милиционеры были привлечены в Качканар на законных основаниях, что представляется сомнительным, то требует выяснения позиция руководства МВД Дагестана, позволившего странное отвлечение своих подчиненных от их прямых служебных обязанностей.

Таким образом, действия группы Хайдарова-Гареева и стоящих за ним северокавказских преступных кланов по возвращению на Качканарский ГОК представляют определенную опасность для дестабилизации положения в Свердловской области и требуют активного противодействия со стороны правоохранительных органов как в Свердловской области, так и на федеральном уровне. Возвращение стоящих за Хайдаровым чеченских авторитетов на Качканарский ГОК позволит им получить дополнительные источники финансирования чеченских бандформирований, а также северокавказских экстремистов. Ведущаяся группой Хайдарова кампания в СМИ по дезинформации общественности и запугиванию западных инвесторов может привести к снижению инвестиционного привлекательности не только Свердловской области, но и других регионов России. 

В связи с этим важным направлением нормализации положения вокруг Качканарского ГОКа следует рассматривать распространение объективной информации о положении на комбинате и истинной роли его прежнего руководства.

 

Другие материалы раздела:
Черной покрылся пузырями
Насильник и наркоторговец
Хайдаров и чеченская мафия
Ваххабиты на «Ванадии»
📁 Качканар и Орлов =>
📁 Хайдаров: "Меня били" =>

Знаком '+' отмечены подразделы,
а '=>' - ссылки между разделами.


Compromat.Ru ® — зарегистрированный товарный знак. Св. №319929. 18+. info@compromat.ru