Компромат.Ru ®

Читают с 1999 года

Весь сор в одной избе

Библиотека компромата

Оригинал этого материала
© "Инфоликс", 19.09.2019, Фото: LETA, Иллюстрация: "Инфоликс"

Эрнест Бернис из режима "отмыв" перешел на "отжим"

Как основатель ABLV ликвидацию латвийской "прачечной" превратил в "развод" клиентов на деньги, зависшие в банке. Схема

Максим Кононов

Эрнест Бернис (слева) и Вадим Рейнфельд
Эрнест Бернис (слева) и Вадим Рейнфельд
На днях российская желтая пресса смаковала неизвестно кем вброшенную новость о том, что певец Филипп Киркоров является злостным ипотечным неплательщиком. Как водится, из корзины «информационного сора» на поверхность вытащили один лишь «жареный» факт, не потрудившись разобраться в истории до конца. На самом деле, российский «король эстрады» — не должник, а, скорее, заложник латвийского ABLV банка и его главного акционера Эрнеста Берниса. На фоне ликвидации этого банка сегодня разворачивается грандиозная афера, жертвами которой стали тысячи добропорядочных, состоятельных кредиторов, в том числе граждан России и других стран СНГ.

Отчет на поражение

Крах ABLV-банка европейская и российская деловая пресса оценила как разгром целой системы по отмыванию криминальных денег, исправно работавшей в Латвии с конца 1990-х годов. Поводом для подобных выводов послужил отчет, опубликованный 13 февраля 2018 года на сайте Сети по борьбе с финансовыми преступлениями (FinCEN), подотчетной Минфину США, в котором утверждалось, что ABLV проводит транзакции в пользу компаний, сотрудничающих с властями «подсанкционных» стран, а также помогает легализовать взятки и откаты чиновникам из России, Украины, Грузии, Молдовы, Азербайджана. Авторы отчета прямым текстом призвали Центробанк ЕС закрыть эту «прачечную», отметив, что ABLV, хоть и является довольно крупным по меркам Латвии банком, особого значения для сохранения стабильности банковской системы Евросоюза не имеет. Ключевую фразу из этого документа тогда процитировали все деловые СМИ, а именно: «ABLV институционализировал отмывание денег как основу деловой практики банка». А журнал Forbes констатировал: «Российские деньги и прибалтийские банки потеряли друг друга»…

На самом же деле ликвидация ABLV банка ударила не столько по всевозможным мафиози, сколько по добропорядочным вкладчикам. И есть все основания полагать, что основатель и главный бенефициар банка Эрнест Бернис давно готовился к такому повороту событий, и, более того, сам же спровоцировал этот кризис. Ведь в итоге он стал фактически монополистом на «отмывочном рынке» и при этом бессовестно зарабатывает на кредиторах, потерявших деньги в ABLV.

«Незначительный» по американским меркам ABLV был одним из крупнейших банков Латвии, изначально ориентированным на обслуживание клиентов из республик бывшего СССР. Его основатели вели активную рекламную кампанию в соседних странах под девизом «Как Швейцария, только ближе». В головном офисе ABLV большинство сотрудников были русскоговорящими; на понятном, родном языке они активно убеждали выходцев из стран СНГ в надежности своего банка. Особенно актуальной эта маркетинговая политика ABLV стала после банковского кризиса на Кипре. Многие клиенты кипрских банков были вынуждены искать альтернативные сейфы для своих денег, и на этой волне Латвия с удвоенной силой принялась рекламировать себя в качестве «тихой гавани».

Возможность хранить деньги в европейском банке привлекала тогда, как, впрочем, и сейчас, многих состоятельных россиян. Это и защита от нестабильности рубля, и возможность напрямую инвестировать деньги в европейскую экономику и недвижимость, а значит, получать виды на жительство, «удобные» паспорта, европейское образование и пр.

При этом основу русскоязычной клиентской базы ABLV составляли не мафиози, а добропорядочные клиенты — поскольку процедура комплаенса (подтверждения легальности вносимых на счета средств») была поначалу весьма строгой. Одним из таких клиентов стал и Филипп Киркоров — не чиновник-взяточник, а востребованный, высокооплачиваемый артист. Желтая пресса обошла стороной тот факт, что Киркоров является, в первую очередь, кредитором лопнувшего ABLV, ведь в этом банке «зависли», надо полагать, миллионы евро российского «короля поп-музыки», а уже потом — ипотечным заёмщиком этого же банка.

Впрочем, деньги нечистоплотных дельцов в банке тоже были, и впустили их сами банкиры, движимые жаждой наживы. Чем «чернее» бизнес клиента, тем выше ставки по его обслуживанию. Но взяв «схемных» клиентов, они подставили тысячи добропорядочных. «Грязные» потоки были копейками в общей финансовой массе, однако именно они дали американцам повод «зацепиться» за деятельность банка. Дальше последовал отчет FinCEN, после которого репутацию банка добила пресса. Буквально через день после публикации отчёта банк ABLV представлялся в западных СМИ как оплот наркодельцов, уклонистов от налогов, торговцев оружием, тайных «кошельков Путина» и т.д. А статус «бывшего клиента ABLV» стал едва ли не черной меткой. И очень многие факты указывают на то, что эта «подстава» была тщательно срежиссирована основными акционерами банка: Эрнестом Бернисом, Вадимом Рейнфельдом и их подельниками.

Реакция акционеров ABLV на отчет FinCEN поначалу была возмущенной и даже агрессивной. За две недели пресс-служба банка распространила в СМИ не менее сотни пресс-релизов. В одних обвинения FinCEN назывались «надуманными» и «бездоказательными». В других — акционеры воинственно отчитывались о предпринимаемых действиях по выходу из сложившейся ситуации и источали уверенность в том, что банк будет жить. Причем их выступления звучали настолько убедительно, что за эти две недели после отчета FinCEN клиенты ABLV разместили на вкладах еще 420 миллионов евро, пополнив «трюмы», казалось, тонущего корабля.

Пытаясь успокоить клиентов банка и не допустить массового закрытия счетов, зампред правления ABLV Вадим Рейнфельд говорил, что у банка есть будущее, добавляя, что модель бизнеса будет несколько изменена — расчетные услуги сокращены, а основным направлением станет управление активами. Основной акционер Эрнест Бернис, в свою очередь, публично сокрушался о подмоченной личной репутации и заявлял о твердом намерении эту репутацию восстановить.

Так было еще в пятницу, 23 февраля 2018 г. А в понедельник, 26 февраля 2018 г. официальная позиция банка резко поменялась: акционеры объявили о своем решении добровольно ликвидировать банк.

Разумеется, сменилась и риторика: теперь из банка пошли пресс-релизы не о возможном спасении, а о преимуществах самоликвидации — как лучшего сценария, который не позволит сторонним ликвидаторам навредить интересам кредиторов банка. Неизменными остались лишь мантра Рейнфельда о том, что банк не причастен к незаконной деятельности, и стенания Берниса о испорченной репутации.

Как выяснилось, репутация была единственным «активом», который Бернис потерял в этой истории. Приобрел же он намного больше, едва ли не больше в материальном выражении, чем стоил весь ABLV в лучшие «отмывочные» времена.

Из банкиров — в "бухгалтеры"

К ликвидации ABLV банка Эрнест Бернис готовился давно. Как минимум, с 2016 года — с того момента, когда американский «большой брат» впервые заинтересовался подозрительными транзакциями, исходившими из Латвии. И есть все основания полагать, что сам Бернис приложил руку к фатальному отчету FinCEN: уж больно выгодным для него делом оказалась ликвидация ABLV. Судите сами.

В 2016 г. по наводке «американских партнеров» ЦБ Латвии оштрафовал ABLV на рекордную для страны сумму в более чем 3 млн евро. — за содействие легализации незаконных доходов. В 2017-м из США пришел еще один тревожный сигнал — как раз о сотрудничестве банка с фирмами, которые обходят санкции против Северной Кореи. Мировой опыт показывает, что банки, единожды привлекшие внимание Минфина США, либо должны на самом деле привести дела в порядок, либо готовиться к ликвидации.

И в том же 2017 году, сразу после новогодних праздников, Эрнест Бернис учредил компанию ABLV Corporate Finance для оказания юридических и финансовых услуг клиентам банка. Председателем правления новой компании был назначен Арвид Костомаровс, который сейчас является одним из ликвидаторов банка ABLV, а членом правления — упоминавшийся выше Вадим Рейнфельд.

На эту компанию, а также ранее созданные ABLV Corporate Services и ABLV Advisory Services был переведен основной пул «консалтинговых услуг» банка. А если называть вещи своими именами — тот самый «отмывочный» бизнес, в котором FinCEN заподозрила ABLV банк. То есть, сам банк остался в роли расчетно-кассового центра, а разработкой схем по легализации криминальных средств занялись компании-сателлиты.

Впрочем, сателлитами они были недолго. В течение 2017 года все три компании вышли из состава группы ABLV, были переименованы и объединены под общим брендом Vincit Union. Эта фирма, словно в издёвку, работает под тем же девизом, который содержался практически в каждом годовом отчете банка ABLV: «Labor Omnia Vincit» (труд побеждает всё. — лат.). Головной офис Vincit Union расположен в том же здании в Риге по ул. ул. Элизабетес, 23, где и штаб-квартира ABLV банка. Сотрудники банка, о которых Бернис так горячо переживал — по его же собственным заявлениям в прессе, — успешно перекочевали в Vincit Group, благо, что офисы находятся «через стенку». Есть ещё офисы на Кипре и в Дубае.

На сайте Vincit Union предлагаются ровно те же услуги, которые раньше оказывали консалтинговые подразделения ABLV: налоговые консультации, помощь в смене резидентства как бизнеса, так и его владельца, и т.д. — то есть, поиск всевозможных лазеек. Единственным заметным отличием стало то, как называют себя сотрудники Vincit Union. Если раньше они были банкирами, то теперь все поголовно — «бухгалтеры». И слоган соответствующий: «Наши бухгалтеры знают больше». Сейчас деятельность этих «бухгалтеров» внимательно изучают правоохранительные органы Латвии и Служба финразведки.

Не деньгами, так репутацией

Таким образом, к моменту опубликования разгромного доклада FinCEN Эрнест Бернис запасся солидной «подушкой безопасности» в виде Vincit Union. После того, как американский отчёт увидел свет, главному бенефициару ABLV оставалось решить: спасать ли этот банк как расчетно-кассовый центр для функционирования новой «прачечной», или же ликвидировать его — разумеется, с выгодой для себя.

На принятие решения Бернису хватило двух недель — тех самых, с 13 по 26 февраля 2018 г. Хотя FinCEN, заметим, давала 60 дней, чтобы представить доказательства непричастности ABLV к какой-либо незаконной деятельности. Однако выгоды, которые сулила добровольная ликвидация банка, оказались столь весомыми, что Эрнест Бернис решил не ждать. Единственное, что ему нужно было сделать — это создать для себя в прессе образа «жертвы», а для этого двух недель хватило с лихвой. Бернис до сих пор регулярно общается с журналистами в этом образе, заявляя, что будет «бороться до конца, чтобы восстановить свою репутацию»…

Параллельно с восстановлением репутации Эрнест Бернис занимается отъемом денег у кредиторов ABLV банка. Именно для этого и потребовалось добровольно — что важно! — ликвидировать кредитное учреждение, то есть, подать заявку о контролируемой самоликвидации от лица акционеров. В таких случаях закон дает возможность собственникам банка назначить максимально зависимых ликвидаторов из числа бывших сотрудников и/или партнеров ABLV. Чем Бернис и не преминул воспользоваться.

А заодно поставил себе на службу тех самых «американских партнёров», расследованием которых 13 февраля 2018 года был фактически уничтожен ABLV банк.

Как это работает? А очень просто. По регламенту ликвидации, активы, оставшиеся после удовлетворения требований кредиторов, будут распределены между акционерами банка. Это значит, что Бернис, Рейнфельд и другие ключевые акционеры заинтересованы в том, чтобы свести выплаты кредиторам к минимуму. А раз «большой брат» заподозрил нас в отмывании «грязных» денег, значит, возвращать деньги мы будем только тем, кто докажет, что они «чистые»! И теперь, чтобы вытащить свои вклады из ABLV, клиенты банка должны оправдываться перед службой финразведки.

Эту гениальную схему, придуманную Бернисом, горячо поддержали и латвийские чиновники из Комиссии рынка финансов и капитала, и «американские партнёры» из FinCEN. Недавние обидчики и обвинители «без доказательств», они в одночасье стали лучшими друзьями ушлого банкира.

А сам он поставил себя в абсолютно беспроигрышную ситуацию. Ведь если клиент не смог представить достаточные доказательства «чистоты» своих денег, деньги эти уходят в заветную копилку, которая по окончании процесса ликвидации достанется Бернису и другим акционерам ABLV банка. А если докажет — это плюсик к репутации Берниса, Рейнфельда и компании: смотрите, дескать, мы работали с честными людьми!

Пирамида на руинах

Однако этим бизнес Эрнеста Берниса на ликвидации его же банка не ограничивается. Ведь зарабатывать деньги на чужом несчастье один из богатейших бизнесменов Латвии научился давно: достаточно вспомнить, что ABLV когда-то возник на руинах Aizkraukles bank.

Теперь же Бернис строит настоящую финансовую пирамиду уже на пепелище ABLV банка, пользуясь тем, что его клиенты воспринимаются чуть ли не как изгои. Уже на этапе приема требований о включении в реестр кредиторов сотрудники ABLV банка начали стращать клиентов предстоящей «непроходной» проверкой комплаенс (легальности хранившихся в банке средств). Масла в огонь подливали аналогичные по настроению заявления публичных лиц в СМИ. Таким образом, клиенты ABLV банка оказались в патовой ситуации: они не только потеряли доступ к своим деньгам (а многие, как мы говорили, не смогут получить выплаты в ходе ликвидации, т.к. их счета будут заблокированы в связи с расследованиями Службы финразведки), но и, по сути, утратили возможность пройти проверку комплаенса в любом другом банке.

Перекрыв своим клиентам доступ к депозитам и вкладам «до востребования», ликвидаторы ABLV, управляемые Бернисом, принялись с утроенной силой «вытрясать» из них выданные ранее кредиты. Нередко оказывается, что объем полученных клиентом кредитов меньше объема средств , застрявших в банке на его же счетах! Казалось бы, чего проще — взять и «схлопнуть» эти суммы: погасить выданные клиенту займы из его же средств? Ну или, как минимум, погасить набежавшие проценты... Но нет! Средства на депозитах и счетах до востребования заморожены до проведения проверки их «чистоты». Ими нельзя погасить долг клиента перед банком. И это банком не обсуждается. А вот долг банка перед клиентом поставлен под сомнение: сперва докажи, что ты заслужил получить свои деньги обратно. Не хочешь платить — подаём в суд! В подобной ситуации оказался тот же Киркоров, и назвать его злостным неплательщиком, честно говоря, язык не поворачивается.

Думается, «слив» в прессу информации о долгах Киркорова — тоже дело рук Берниса и компании. Очевидно, что шум вокруг этой истории сейчас очень выгоден акционерам ABLV. Они как бы демонстрируют остальным клиентам: «Смотрите, что будет с теми, кто не возвращает кредиты нашему банку!»

При этом за полтора года, прошедших с момента объявления о ликвидации банка, проверка «чистоты» замороженных вкладов так и не была начата, и не известно, когда начнется. Томительное ожидание кредиторов акционеры ABLV продолжают подпитывать страшилками: никто не пройдёт комплаенс, даже не надейтесь!

Загнав таким образом своих кредиторов (которых фактически сам же и обманул) в патовую ситуацию, Эрнест Бернис сделал им предложение, от которого невозможно отказаться. Просто потому, что других вариантов нет.

Он предложил им передать права требования вкладов в ABLV вновь созданной, подконтрольной ему компании ASG Resolution Capital — в обмен на еще несуществующие акции этой компании и, конечно, с уплатой солидной комиссии! Ни много ни мало, до 9% от суммы вклада. То есть, хранил в банке миллион евро — будь добр отдать 90 тысяч услужливому «дяде», чтобы (может быть) вернуть хотя бы что-то.

История создания этой фирмы выглядит очередной откровенной издёвкой, как над кредиторами ABLV банка, так и над ЦБ Евросоюза, и над Минфином США. Бернис зарегистрировал компанию ASG Resolution Capital 12 июля 2018 г. — ровно в тот день, когда европейский Центробанк вынес решение о ликвидации ABLV. Членами правления ASG стали бывшие сотрудники ABLV — Никита Клемперт и Александр Паже, который более 15 лет работал в ABLV и, что примечательно, возглавлял дирекцию по предотвращению легализации и финансирования терроризма. То есть, если верить отчету FinCEN, с работой своей Паже не справился. А вот для Берниса оказался ценным сотрудником.

В сентябре прошлого года, как только завершился срок подачи требований кредиторов, отчаявшиеся вкладчики ABLV стали получать предложение о сотрудничестве с ASG Resolution Capital. Предложение это позиционировалось как «инвестиционное» и предполагало переуступку кредиторских требований к ABLV с уплатой дополнительной комиссии в обмен на привилегированные акции ASG. Изюминка заключается в том, что акции ASG будут эмитированы, лишь когда и если ABLV произведет соответствующие выплаты. А до этого времени доверчивым инвесторам остаётся ждать и надеяться, причем выйти из «пирамиды» они смогут только после того, как будут выпущены акции.

Compromat.Ru: 64122
Схема Эрнеста Берниса
Фактически это та же «прачечная», только плата за «отмыв» в данном случае существенно выше. И «отмываться» предлагают всем клиентам банка. Мало того, что клиенты ASG платят комиссии, так они ещё и получат (если вообще получат) вместо денег «фантики» — неголосующие акции, не дающие реальной возможности управлять своими вложениями. При этом, чтобы обеспечить для ASG максимальную лояльность со стороны того же Минфина США, Бернис подключил «тяжёлую артиллерию»: нанял известного американского лоббиста Брайана Ланца — бывшего замдиректора по коммуникациям президентской кампании Дональда Трампа, который позднее помог добиться снятия санкций миллиардеру Олегу Дерипаске.

Получается, Эрнест Бернис в выигрыше по-любому. Как акционер, получающий оставшиеся по итогам ликвидации активы, он заработает на тех клиентах, которые не смогут доказать «чистоту» хранившихся в ABLV средств. Как создатель и владелец ASG Resolution Capital, он капитализирует эту «пирамиду» по окончании процесса ликвидации банка. А если мультиплицирует положительный эффект от обоих сценариев, так вообще останется в большой прибыли от «потери» банка, по которому так громко и публично сокрушался.

Согласитесь, в этой ситуации очень трудно поверить, что крах ABLV банка был Берниса неожиданностью. Более того, складывается стойкое ощущение, что даже отчет FinCEN был частью его плана. Ведь «слить» нужную информацию в нужный момент — дело техники.

Другие материалы раздела:
Бернис, Филь и ABLV
Схема "развода" Берниса
"Прачечная" Берниса и Филя
Бернис "кинул" кредиторов
Бернис "отмыл" €50 млн
Договорняки ABLV
ABLV и "S&K Вертикаль"

Знаком '+' отмечены подразделы,
а '=>' - ссылки между разделами.


Compromat.Ru ® — зарегистрированный товарный знак. Св. №319929. 18+. info@compromat.ru