Компромат.Ru ®

Читают с 1999 года

Весь сор в одной избе

Библиотека компромата

Суд отменил диагноз "психотерапевта", разыскиваемого Интерполом

Упрятать в "психушку" экс-спутницу бывшего первого зампредправления "Внешторгбанка" Вадима Левина помогал его партнер Шота Ботерашвили

Оригинал этого материала
© Фонтанка.Ру, 26.07.2010, "Мы вас все-таки вылечили", Фото: "Коммерсант"

Мария Стрижевская

Compromat.Ru
Вадим Левин
Одно из самых скандальных дел Петербурга на днях получило свое продолжение. Речь идет об истории с Анной Астаниной, гражданской женой бывшего первого зама председателя правления «Внешторгбанка» Вадима Левина. В декабре 2008 года она была насильно помещена в 6-ю психиатрическую больницу Петербурга. Но после шума, поднятого в СМИ, Астанина оказалась на свободе. Женщина уверена, что к ее принудительной госпитализации причастен ее благоверный, который впоследствии через суд добился передачи ему двоих детей. И Анна не имела возможности видеться с ними все полтора года, пока шли ее разбирательства с психиатрической клиникой.

Противостояние с 6-й ГПБ длится и по сей день. Психиатры в суде настаивают на том, что принудительная госпитализация была законной. Астанина же обвиняет клинику в ангажированности.

"Пей водку, или вольем"

Анна Астанина и первый заместитель президента-председателя правления «Внешторгбанка» Вадим Левин жили в гражданском браке более 10 лет и расстались около пяти лет назад. С тех пор между ними не прекращались споры о месте проживания детей. До последнего времени (с апреля 2008-го) сын проживал с отцом, а дочь — с матерью. После разрыва отношений во всех переговорах относительно детей и имущества между гражданскими экс-супругами выступал Шота Ботерашвили, известная личность в коммерческих структурах Петербурга, бывший глава «ВТБ-Капитала».

По версии Анны Астаниной, преподавателя французского языка в Российском государственном гуманитарном университете в Москве, события развивались так: Шота Ботерашвили вызвал ее из Москвы в Петербург по просьбе Вадима Левина для решения финансовых вопросов. 4 декабря 2008 года около 17 часов Анна прилетела. Водитель Ботерашвили отвез ее в ресторан «Арагви» на переговоры. На дверях, как успела заметить Анна, висела табличка «Закрыто по техническим причинам», поэтому, кроме нее, Шоты и обслуживающего персонала, в ресторане никого не было.

Был накрыт стол, и Шота предложил мне бокал шампанского, — рассказывает Анна. — Неожиданно он удалился и вернулся в абсолютно другом настроении, начал обзывать меня последними словами, кричать. После чего дал знак охраннику и шоферу. Эти двое схватили меня, запрокинули голову и начали из бутылки вливать в меня водку. Я захлебывалась, рыдала, пыталась уговаривать их, но все было бесполезно. Оскорбляя меня, они заставляли, чтобы я сама пила водку, если не хочу захлебнуться. Шота требовал, чтобы я подписала какие-то документы, отказалась от детей. Он схватил мою сумку, стал изучать ее содержимое, достал мой телефон, начал нажимать на кнопки.

Последнее, что я помню, — подъехала скорая, а дальше была темнота. (Из определения суда видно, что врач скорой психиатрической помощи осмотрел Астанину в ресторане в 20.30, то есть через 3,5 часа после ее прибытия в Петербург. — Ред.) Очнулась я в 2 часа ночи, абсолютно голая в какой-то чудовищной палате. Два десятка коек, все время кто-то стонал, бормотал. На окнах решетки, на дверях замки. Дежурная сестра сказала, что я нахожусь в психбольнице. Я просила дать позвонить, сообщить родителям. Мне отказали, сделали укол, я отключилась. Проснулась около 9 утра в ужасном самочувствии с синяками и царапинами на запястьях.

Честь врачебного халата

Днем, 5 декабря, Астанину осмотрела комиссия врачей, которая решила, что женщина неадекватна и у нее серьезное психическое расстройство. В этот же день Смольнинский районный суд удовлетворил заявление Городской психиатрической больницы № 6 о необходимости принудительной госпитализации. Больница посчитала, что поводом для этого стала опасность, которую Анна представляла для себя и окружающих.

[ЗАКС.Ру, 26.07.2010, "Психиатрия для банкирской жены": Заместитель главного врача 6-й психбольницы Сергей Шестернин долго убеждал родственников, что Анна уже десять лет психически больна (кстати, вместе Анна Астанина и Вадим Левин как раз и прожили десять лет), что она опасна для себя и окружающих и должна находиться в стационаре. Шестернин уверял родственников Анны, что существует постановление Смольнинского районного суда о принудительной госпитализации Астаниной — но в течение нескольких дней не мог предъявить его для ознакомления. В ответ на вопрос, почему скорая психиатрическая помощь забрала совершенно пьяного человека, чего она не должна была делать по определению, психиатры отвечали, что приехали по вызову специалиста, ссылаясь на Шоту Ботерашвили (он действительно психотерапевт по образованию, но практикующим психиатром никогда не работал). — Врезка К.ру]

На заседании, в отсутствие Анны, представитель ГПБ № 6 сообщил, что, по словам бывшего гражданского супруга Левина, она болеет 8 лет, у нее жестокое отношение к сыну и дочери.

Еще несколько дней, как рассказывает Анна, ей делали уколы, от которых очень хотелось спать. Затем начали давать таблетки, но женщина научилась их выбрасывать.

— Я вела себя спокойно, потому что сразу сориентировалась: буду буянить и качать права — мне же будет хуже, потом это назовут агрессией и обострением, — вспоминает Астанина.

Когда 6 декабря сестра якобы душевнобольной Екатерина Ставицкая обнаружила Анну в психбольнице, то сразу подключила к этой истории адвокатов и СМИ. Получив отказ в выписке, сестра подала кассационную жалобу на решение Смольнинского суда. С 5 по 19 декабря Астанина прошла через три комиссии психиатров, каждая из которых подтвердила правильность принудительной госпитализации. Последняя комиссия, констатировав острое психическое расстройство, учла положительную динамику и решила, что Анну можно выписать и перевести в дневной стационар.

Астанина вышла на свободу, а от стационара предсказуемо отказалась. Пока она еще была в «заключении», ее сестра написала заявление в прокуратуру Петербурга с требованием разобраться и привлечь к ответственности «виновных в ее незаконном помещении в психбольницу». Следственный отдел Центрального района отказал в возбуждении уголовного дела. Однако Следственное управление отменило это постановление и назначило дополнительную проверку. На сегодня, по словам адвокатов обеих сторон, отказ выносился уже не меньше 16 раз. Окончательное решение о возбуждении уголовного дела будет принято, очевидно, когда будет поставлена точка в деле гражданском.

25 декабря 2008 года Горсуд отменил решение о принудительной госпитализации и вернул дело на новое рассмотрение в Смольнинский районный суд. Далее назначили новую судебно-психиатрическую экспертизу в ФГУ «Государственный научный центр социальной и судебной психиатрии им. Сербского».

Параллельно с «психиатрическим делом» в Приморском районном суде Петербурга рассматривалось дело об определении места жительства детей по иску Левина. Своих сына и дочь Астанина на тот момент не видела уже около года.

Эксперты из Центра имени Сербского пришли к выводу, что Астанина здорова и в госпитализации в психиатрический стационар не нуждалась. Однако суд пришел к выводу, что эта экспертиза необъективна. Дальше вновь была назначена экспертиза с новгородскими и петербургскими экспертами, предложенными ГПБ № 6. Эти специалисты защитили честь врачебного халата и 12 февраля 2010 года сошлись на том, что Астанина все-таки страдала острым психическим расстройством и нуждалась в госпитализации. На очередном судебном заседании Ботерашвили, выступая в качестве свидетеля со стороны психиатрической больницы, заявил, что Анна в ресторане вела себя неадекватно, развязно, много пила, пыталась его ударить вилкой, била посуду, кричала, что рядом находятся киллеры.

30 марта 2010 года Смольнинский районный суд решил удовлетворить заявление ГПБ № 6 о госпитализации Астаниной.

Большие деньги — большие проблемы

Следующим логичным шагом в этой отвратительной истории стала подача кассационного представления прокурором Центрального района и жалобы Астаниной.

Переживая все происходящее, Анна сегодня грустно замечает: Многие девчонки так стремятся выйти замуж за богатых. Глупенькие! Большие деньги — большие проблемы.

17 мая 2010 года судебная коллегия Горсуда критически отнеслась к показаниям Ботерашвили и не согласилась с выводами Смольнинского суда о плохой экспертизе, сделанной в Центре имени Сербского.

Судьи обратили внимание и на то, что летом 2008 года банкир Левин оформил согласие на выезд детей во Францию вместе с их матерью на целый месяц. Хотя, со слов Левина и Ботерашвили, последние 4 года до этого Астанина постоянно выпивала: как минимум 1 бутылку вина и до 1,5 литров крепких напитков в сутки. Но зачем же тогда опускать детей с пьющей мамашей в другую страну?

В итоге Горсуд отменил решение Смольнинского районного суда и отказал ГПБ № 6 в удовлетворении заявления о госпитализации Анны Астаниной.

Пустая графа в паспорте

Но ГПБ № 6 продолжает биться за честь врачебного халата. Психбольница подала надзорную жалобу на определение Горсуда. По словам защитника интересов ГПБ № 6 г-на Смирнова, на больницу необоснованно «выливают ушат грязи».

Кто сказал, что Астанина была абсолютно здорова? Вы знаете, сколько свидетелей выступало в суде — авторитетных людей, в чьей репутации бы никто не усомнился и кто знает ее много лет? Это знакомые, друзья… — вопрошал Смирнов корреспондента «ТС», вероятно, имея в виду авторитетного Ботерашвили и не менее авторитетного Левина. — После того как ее сестра подняла дикий шум, пошли «освещения» в СМИ, жалобы в прокуратуру, пресс-конференции, в больнице собрались ведущие психиатры города. На всякий случай, для очистки совести. И убедились: человек попал в стадии обострения, и его нужно подлечить, привести в норму. А потом врачей начали таскать на допросы, и так уже в течение двух лет.

Определение Горсуда Смирнов назвал «безобразным с юридической точки зрения» и сказал, что ГПБ № 6 была вынуждена подать надзорную жалобу в Президиум Санкт-Петербургского городского суда.

["Новая газета в Санкт-Петербурге", 26.07.2010, "Психиатрия для олигархов": — В надзорной жалобе больница напирает главным образом на показания свидетелей, — рассказывает Виктория Ищенко [адвокат Астаниной — Врезка К.ру]. — Например, на слова врача скорой психиатрической помощи: он якобы прекрасно запомнил Анну Астанину. Это какое же страшное у нее заболевание, что он ее запомнил среди всех остальных больных, которых он госпитализировал на протяжении 30 лет! И на показания других "уважаемых" людей — господина Ботерашвили в частности. А данные экспертизы Института Сербского, то есть заключение своих учителей, питерские психиатры ни во что не ставят. […]Сами питерские психиатры до сих пор так и не смогли поставить Анне Астаниной диагноз, а со специалистами из Института Сербского, которые приезжали в Петербург, питерские врачи встречаться отказались. — Врезка К.ру]

Итак, 21 июля состоялось заседание Президиума. Длилось оно рекордно долго — почти три часа, учитывая, что, как правило, здесь вопросы решаются в течение 15-20 минут. Коллегия, долго совещаясь, решила не ставить точки над «i», а отдать дело на рассмотрение второй (кассационной) инстанции. Следующий штрих в этом скандальном деле появится не раньше чем через две недели.

За все время своих сложных взаимоотношений с ГПБ № 6 Астанина общалась с бывшим мужем только короткими сообщениями по электронной почте. Лишь недавно, в июне, он позволил ей увидеть дочь. На полчаса.

— Мне было разрешено ее увидеть только в присутствии няни. Когда я пришла, та держала моего ребенка за руку. Дочка вырвала свою ручонку и потянулась ко мне. Было ощущение, что ребенок совершенно не понимает, что происходит. Мы с ней немного поиграли, порисовали. Потом ее у меня забрали. Я буду делать все, чтобы вернуть дочь, — поделилась Анна.

Удивительно, но гражданский экс-супруг позволил этим летом ей отправиться на пару недель с сыном в Париж. Но этому предшествовало долгое согласование по электронной почте.

Символично, но в прошлом году Астанина получила новый паспорт. И в нем, в графе «дети», — пустота.

PS:

Разыскивается Интерполом

На сайте Международной организации уголовной полиции висит фотография Шоты Ботерашвили, именно того Ботерашвили, который, по словам Астаниной, упек ее в психушку. На сайте значится, что по запросу Тбилиси Шота Ботерашвили разыскивается Интерполом за мошенничество.
Compromat.Ru
Шота Ботерашвили

Справка "ТС"

Впервые в структуре «Внешторгбанка», где работал Вадим Левин, имя Шоты Ботерашвили упоминается в 2004 году. Ботерашвили с 2005 года был учредителем ЗАО «ВТБ-Капитал». В этом же году он стал учредителем и гендиректором ЗАО «ВТБ-Девелопмент», дочки «ВТБ-Капитала». Но в 2006-м он вышел из состава акционеров ВТБ. Любопытно, что на место Ботерашвили в «ВТБ-Капитал» пришел Сергей Матвиенко, который заменил Шоту и в «ВТБ-Девелопменте».

Другие материалы раздела:
Левин упек жену в психушку
Суд отменил диагноз

Знаком '+' отмечены подразделы,
а '=>' - ссылки между разделами.


Compromat.Ru ® — зарегистрированный товарный знак. Св. №319929. 18+. info@compromat.ru