Компромат.Ru ®

Читают с 1999 года

Весь сор в одной избе

Библиотека компромата

Оригинал этого материала
© solomin, 18.04.2008

Саратов продолжает удивлять всю Россию

У задержанного с поличным при попытке дачи взятки депутата местной гор думы "хорошего парня" Михаила Макеенко появились высокие покровители

Игорь Переверзев

Михаил Макеенко, арестованный депутат СГД, по совместительству - коммерсант

4 апреля текущего года Саратов опять прославился на всю Россию. Депутат местной городской думы Михаил Макеенко был задержан с поличным при попытке дачи взятки прямо в кабинете начальника арбитражного отдела Саратовской облпрокуратуры Ольги Бобровой, куда попал при посредничестве другого работника прокуратуры – заместителя прокурора города Андрея Пригарова, а затем был арестован по решению суда. Теперь ему грозит до 8 лет лишения свободы. Однако далеко не все саратовцы верят в то, что дело будет доведено до логического завершения. Поскольку за взяткодателя неожиданно вступились высокие покровители.

Фига от прокурора

Юрий Аксененко, арестованный экс-мэр Саратова

Для начала – некоторые подробности этого громкого дела. По версии следствия, инициатором встречи с правоохранителями был сам г-н Макеенко, являющийся совладельцем крупного рынка в центре города. Сотрудники отдела, возглавляемого О. Бобровой, поддерживают иски в арбитражных судах. Сейчас они курируют дело об отмене постановлений бывшего саратовского мэра Юрия Аксененко о передаче г-ну Макеенко в долгосрочную аренду участков на «Аллее роз» в районе Крытого рынка (общей площадью 0, 5609 га). Кстати, сам г-н Аксененко сейчас находится за решеткой по обвинению в превышении должностных полномочий и получении взятки в крупном размере.

Макеенко, издавна поддерживавший с Аксененко теплые отношения, получил огромные территории в центре Саратова для озеленения и благоустройства. Это формально. А фактически превратил исторический центр некогда красивого города в «блошиный рынок». «Левая» торговля под вывесками фирм «Сквер», «Сквер-1», «Сквер-2», «Сквер-3» процветала более десятка лет. По-видимому, депутат-коммерсант до последнего момента не верил, что его нелегальный бизнес может прекратить существование. И, когда запахло «жареным», пошел напролом по «старой схеме»

По словам О. Бобровой, Макеенко начал разговор издалека, ссылаясь на некие предварительные «договоренности» с ныне покойным прокурором области Евгением Григорьевым. После чего предложил работнику прокуратуры взятку в размере 4 000 000 рублей за прекращение дела по отчуждению прибыльной территории. При этом депутат прямо заявил, что для успешного решения вопроса готов выплатить немедленно задаток в размере 500 000 рублей. Боброва попросила немного времени на раздумье, извинившись, покинула кабинет и незамедлительно доложила начальству о попытке подкупа. 

Как пишут на саратовском сайте «Редколлегия.ру», спустя несколько минут Макеенко с пухлой пачкой денег в кармане препроводили на допрос в соседний кабинет. Правда, депутат, подозреваемый в «даче взятки должностному лицу за совершение им заведомо незаконных действий» (ч. 2 ст. 291 УК РФ), давать показания отказался наотрез. Он лишь жалко блеял и твердил, как заведенный, что его «подставили». Через день суд принял постановление об аресте г-на Макеенко.

Удачливый инфекционист

Для справки: 48-летний Михаил Макеенко – личность в Саратове весьма примечательная. Кандидат медицинских наук, специалист по детским инфекционным заболеваниям. Бывший заведующий райотделом здравоохранения Фрунзенского района г. Саратова. Обладатель четырех дипломов о высшем образовании – медицинского, экономического, торгового и менеджмента. Мастер спорта СССР по фехтованию на шпагах. Депутат саратовской гордумы первого, второго и третьего созывов, член комиссии по бюджету, зампредседателя контрольно-счетной палаты СГД.

В 1992 году Михаил Александрович неожиданно «перепрофилировался» из докторов, получив по блату хлебную должность директора МАП «Крытый колхозный рынок». Через пять лет Макеенко, на паях с неким Ашотом Башахчяном – специалистом по «сбору дани» с предпринимателей – выкупил т. н. сельхозчасть (1 этаж) муниципального торгового предприятия по бросовой цене, преобразовав в частную лавочку – ЗАО «Крытый рынок». 

Официальная доля Макеенко в уставном капитале ЗАО составляет 75%, но ходят упорные слухи, что он выступает в роли подставного лица. В реальности его доля намного меньше, а все остальное (в том числе солидные доли в фирмах «Меркурий-2000», «Сквер-1», «Сквер-2» и «Сквер-3») принадлежит куда более влиятельным в Саратове фигурам. Например, клану Юрия Аксененко. Недаром одну из фирм Макеенко возглавила бывшая жена бывшего мэра г. Саратова. 

В результате земельных махинаций Макеенко достался изрядный кусок зеленой зоны в самом центре города. По дорожкам скверов, прилегающих к Крытому рынку (прозванному в народе «Крышкой»), сегодня невозможно свободно пройти. По развороченным клумбам разбросан гниющий мусор, в котором копошатся толпы бомжей. Продавцы нелегальных торговых рядов торгуют с многочисленными нарушениями санитарных норм и правил противопожарной безопасности. Над площадью и лотками протянуты электропровода, замотанные на дереве прямо над головами людей. Причем все это безобразие творится вблизи зданий саратовской милиции и прокуратуры. 

Совместные рейды правоохранительных органов неоднократно выявляли, что предприниматели «левых» торговых рядов вообще ничего не платили государству. Зато все они исправно «отстегивают» арендную плату держателям торговых мест – до 5000 руб. в месяц. И это только официально, по квитанциям. Сколько передается «черным налом», остается лишь догадываться. Впрочем, эксперты оценивают оборот незаконной торговли г-на Макеенко как минимум в 1 миллиард рублей ежегодно (это свыше $3 млн. в месяц). А на самой «Крышке» давно заправляют перекупщики, перекрывающие кислород отечественным производителям. 

Жители окрестных улиц за последние годы устали жаловаться на г-на Макеенко, сравнивая его «хозяйственную деятельность» с неприкрытым вандализмом. Ведь именно «благодаря» не в меру предприимчивому депутату центр Саратова, старинного купеческого города, превратился в смрадный отстойник. Отчаявшись, писали даже президенту Путину. Но правоохранительные органы более 10 (!) лет закрывали глаза на любые нарушения, допущенные непотопляемым депутатом. 

Ситуация изменилась сравнительно недавно. Выяснилось, что арендный договор с г-ном Макеенко, продленный до 2008 года, содержал пункт о сносе торговых павильонов по истечении срока аренды. Однако в нарушение закона павильоны были зарегистрированы как объекты недвижимости. Получается, находчивый депутат незаконно получал право на выкуп земельных участков в частную собственность. И саратовцы лишились бы исторического центра города.

Данный факт послужил основанием для прокуратуры в январе 2008 г. года обратиться в судебные органы с требованием об отмене незаконной регистрации. В итоге Арбитражный суд Саратовской области принял к рассмотрению сразу 17 исков об отмене регистрации торговых павильонов как объектов недвижимости, принадлежащих ООО «Сквер-3». Одним из учредителей которого, напомним, является ЗАО «Крытый рынок» в лице М. Макеенко. 

По мнению прокуратуры, Федеральная регистрационная служба по Саратовской области в 2006 году пошла в нарушении закона дальше матерого коррупционера Ю. Аксененко. ФРС, проигнорировав условия договора аренды, выдала свидетельства о праве собственности на торговые ряды ООО «Сквер-3» как на объекты капстроительства. Хотя по конструкции павильонов их можно отнести скорее к движимым объектам. 

Для иллюстрации приведем выдержки из интервью начальника арбитражного отдела Саратовской облпрокуратуры Ольги Бобровой, опубликованного 10.04.08 в местной газете «Взгляд». «…Когда по нашему запросу нам в декабре 2007-го предоставили выписки из главного управления федеральной регистрационной службы, мы с ужасом обнаружили, что эти торговые павильоны и навесы оформлены как объекты недвижимости. Любой юрист увидит в этом подвох. Недвижимость – то, что неразрывно связано с землей. А в данном случае речь идет о временных сооружениях… Тонкость вот еще в чем. По нашему мнению, это земля общего пользования. Даже в выписках это место – площадь имени Кирова… Я вообще с понятием «временный объект недвижимости» столкнулась впервые, когда участвовала в суде. Новация какая-то»...

Что было дальше, известно: паническая боязнь г-на Макеенко потерять нелегальный бизнес, факт коррупционного преступления, задержание, арест. Казалось бы, закон восторжествовал окончательно и бесповоротно. Если бы не вновь открывшиеся тревожные обстоятельства. 

Дело могут загубить

Анатолий Бондар, экс-прокурор Саратовской области

Буквально в первые же дни после ареста М. Макеенко на прием к новому прокурору области Владимиру Степанову потянулись «непростые» ходоки. Первым у прокурора «отметился» Петр Глыбочко – ректор СГМУ, депутат саратовской городской Думы и по совместительству руководитель областной организации партии «Единая Россия». Затем – ректор Саратовской юридической академии, областной депутат Сергей Суровов, а вслед за ним и председатель областной Думы Валерий Радаев. Сановные посетители настоятельно просили об изменении меры пресечения и прекращении уголовного дела против «хорошего парня» М. Макеенко. 

Для справки. Любопытно: сам г-н Макеенко в «ЕР» не состоит, хотя и работает с «единороссами» в плотной связке, занимая пост зама председателя контрольно-счетной палаты гордумы. Эта должность, без преувеличения, относится к числу ключевых, так как ее носитель располагает полной информацией, касающейся бюджетного финансирования всех предприятий города, что может представлять большой интерес со стороны политических партий и финансово-промышленных групп. 

С аналогичной просьбой к руководителю Следственного комитета по Саратовской области Николаю Никитину обратился экс-прокурор области А. Бондар, мотивируя свое обращение, помимо старого знакомства с арестованным, тем, что «Макеенко много помогал прокуратуре». Но кому конкретно помогал и в чем, не уточнил. То ли г-н Макеенко исправно «стучал», то ли и в пору прокурорства г-на Бондара решал свои вопросы подобным образом…

Напомню, что «принять» (!) Макеенко для беседы и переговоров по поводу возможного отказа прокуратуры от поддержки исковых требований О. Боброву просил заместитель прокурора г. Саратова Андрей Пригаров. По утверждениям саратовских слухмейкеров, именно Пригаров в области выполняет функцию «смотрящего» от отставного прокурора А. Бондара, некогда работавшего в тесной связке с продажным мэром Аксененко. Кстати, именно Бондар ранее «отмазывал» Макеенко и Аксененко, не давая ходу многочисленным жалобам саратовцев на произвол «народных избранников». 

Бывший саратовский облпрокурор, по мнению все тех же слухмейкеров, представляет интересы клана «краснодарских» силовиков. Ни для кого в Саратове не секрет, что в течение нескольких лет между местными «прокурорскими» и выходцами из Краснодара идет настоящая война за ресурсы и влияние. В связи с этим возникает закономерный вопрос: уж не под «гарантию» ли кого-то из высокопоставленных прокурорских сотрудников «рыночный депутат» Макеенко набрался наглости предложить взятку прямо в здании прокуратуры? Ведь не идиот же он, в конце концов, чтобы откалывать столь небезопасные штуки без прикрытия влиятельных «друзей» и партнеров по сомнительному бизнесу. Но под чью конкретно гарантию? 

Таким образом, впервые в истории современной России стала возможной ситуация, когда коммерсант-депутат в стенах областной прокуратуры, словно в воровской «малине», открыто предлагает и вручает взятку правоохранителю. Обратим внимание: все это происходит при посредничестве другого «правоохранителя». Карма, что ли, у Саратова такая: то областного прокурора расстреляют, то в самой областной прокуратуре взятку в 4 000 000 рублей пытаются всучить...

Остается надеяться, что «дело Макеенко» все же будет доведено до суда, и общественность узнает новые подробности о масштабах коррупции в Саратовской области. Разумеется, при условии, что недавно назначенный областной прокурор намерен придерживаться бескомпромиссной линии в антикоррупционной борьбе. А о том, что Владимиру Степанову придется нелегко, свидетельствует и такой примечательный факт: начальник Следственного комитета саратовской области Николай Никитин в кулуарах сообщил, что с просьбой о «лояльности» в отношении Макеенко ему уже звонили из Генпрокуратуры РФ... 

Что касается позиции местных «единороссов», то она весьма двусмысленна. Некоторые из них, судя по всему, судорожно пытаются балансировать между соблюдением невинности и приобретением капитала. Хотя, по большому счету, саратовским «медведям» не остается ничего иного, кроме как прекратить поддержку завзятого коррупционера. А затем, дождавшись приговора суда, единогласно проголосовать в гордуме за лишение г-на Макеенко депутатских полномочий. То есть, по выражению Президента РФ В. В. Путина, избавиться от «примазавшегося проходимца», использовавшего партию «ЕР» как своеобразную «крышу» для собственного криминального бизнеса. Другой альтернативы здесь нет, да и быть не может. 

Пожалуй, самое главное в истории с арестом М. Макеенко – то, что коррупционная система, любовно выпестованная экс-мэром Саратова Ю. Аксененко и его организованной группой, при прокуроре В. Степанове наконец-то дала сбой. Впрочем, еще неясно, станет ли «дело Макеенко» первым в цепочке не менее громких уголовных дел, связанных с коррупцией, либо это очередная ИКД – «имитация кипучей деятельности». А пока весь Саратов замер в ожидании, затаив робкую надежду на торжество справедливости. 

Хотелось бы также, чтобы и генпрокурор Ю. Чайка, и председатель Следственного комитета при Генпрокуратуре РФ А. Бастрыкин обратили пристальное внимание на коррупцию в Саратовской области, взяв «дело Макеенко» под особый контроль и дав соответствующие поручения службам собственной безопасности своих ведомств. Так как, похоже, без вмешательства Москвы здесь не обойтись. Ведь наличие властной вертикали в стране вовсе не означает «сброса» всей ответственности на плечи руководителей регионов. Особенно в тех случаях, когда региональных коррупционеров прикрывают столичные «партнеры», обладающие нешуточным влиянием. 

 


Compromat.Ru ® — зарегистрированный товарный знак. Св. №319929. 18+. info@compromat.ru