Компромат.Ru ®

Читают с 1999 года

Весь сор в одной избе

Библиотека компромата

Оригинал этого материала
© solomin, 07.12.2007

Подшипники за всемогущество-2

Депутат федерального парламента России и владелец подшипникового холдинга ЕПК Олег Савченко рвется к власти в Казахстане

Карсакбаева Гульнара

Планы у депутата достаточно обширные – при худшем раскладе он надеется занять кресло акима Акмолинской области, при удачном – влезть в верхи республиканской власти. Перенести свои политические игры из России в Казахстан Савченко решил уже давно – сразу после проигрыша на выборах губернатора Волгоградской области в 2004 году. Понятно, что статус народного избранника его уже не устраивает – в исполнительной власти можно контролировать ресурсы, которые и не снятся в думе, но в России вертикаль власти выстроена, все решается в администрации президента, к тому же «подшипниковый король» освоил все, что было можно. А Казахстан – страна необъятных просторов и огромных возможностей.

В Казахстан Савченко проник еще в конце 90-х гг. Познакомившись с зятем президента республики Нурсултана Назарбаева Рахатом Алиевым, провернул несколько сомнительных сделок, использовав богатый опыт, накопленный в России. Легализовал свои частые посещения Казахстана российский депутат-бизнесмен очень просто и не без помощи все того же Алиева. В 2000 году «опальный зять» познакомил Савченко с Гафуром Искановым – совладельцем Степногорского подшипникового завода и серым кардиналом казахского бизнеса. Исканов тоже давно пытался подобраться к власти, и по некоторым данным был одним из соратников Алиева в подготовке олигархического переворота. Но к 2001 году у него начались серьезные проблемы в бизнесе – правоохранительные органы республики стали проявлять пристальный интерес к личности Исканова. Тогда и возник план продажи СПЗ Савченко - это давало ему и легальный выход в Казахстан и привязывало его к заговорщикам, которым он теперь «был должен» за оказанную услугу. 

Тем временем, проблем и у Алиева и у Исканова появлялось все больше. Из «любимчика» Алиев стал изгоем в Казахстане, и ему пришлось скрыться в Австрии. Исканов тоже сменил место жительства - переехал в Москву, но и тут у него возникли трения с правоохранительными органами. В итоге казахстанский воротила осел в Объединенных Арабских Эмиратах, купив себе шикарную виллу на берегу Персидского залива. Однако от планов ухватить кусок от пирога власти в Казахстане, где у него еще оставался доходный цветочный бизнес (он разводит розы и имеет сеть розариев, а также строит теплицы и склады по всему Казахстану), Исканов не отказался. Олегу Савченко в своих проектах он отвел должность акима Акмолинской области, а самого его устраивало кресло акима Степногорска, позволяющее контролировать бизнес в городе.

Из всех троих свобода действий и перемещений осталась только у Савченко - на него то сообщники и решили повесить основную «политическую» работу. Вспомнили, конечно, и про должок, заявив, что пора расплачиваться за завод – финансированием проекта. Революции требуют много денег, а тут речь шла именно о революции. 

Однако Савченко, естественно, с кровными на проект с сомнительным результатом расставаться не хотел, да и сама идея о революции его не вдохновляла – в отличие от друзей-подельников ему еще было что терять. Последнюю попытку сломать несговорчивого партнера Алиев и Исканов предприняли в Эмиратах. Они пригласили туда съевшего собаку на изучении революций главу ОГФ Гарри Каспарова, тем более, что розовый бизнес Исканова позволял обставить переворот театрально. Опыт розовых революций в мире уже есть, Каспаров его прекрасно изучил, неоднократно ссылался на грузинский вариант в своих планах на Россию и даже задерживался силовиками с розой в руках во время одной из акций «Другой России». Правда вместо красных роз, Исканов предложил использовать желтые – в честь одного из цветов флага Казахстана. также символизирующего цвет степей.

После этого балагана, сопровождавшегося вымогательством, Савченко идея свержения власти революционным путем окончательно разонравилась и между бывшими партнерами произошел полный разрыв. Правда от идеи занять один из руководящих постов в Казахстане бизнесмен не отказался, но решил действовать по собственному плану – без роз, знамен, захватов почты и телеграфа и прочего революционного антуража. Он стал знакомиться с нужными людьми, нанял себе репетитора, чтобы выучить казахский язык, ознакомился с историей государства и даже освоил премудрости приготовления блюд национальной кухни. Опираясь на информацию, почерпнутую из регулярного просмотра записей заседаний казахского парламента, депутат попытался пролоббировать в российских думе и правительстве несколько инициатив, направленных на укрепление российско-казахской дружбы – проведения форумов по приграничному сотрудничеству, реализации программы по обмену студентами и даже через комитет образования выходил с предложением ввести в школах регионов, где живет много казахов (в первую очередь приграничных) изучение национального языка. Кстати, казахский язык помог Савченко выиграть выборы в Госдуму Он руководил выборным процессом от «Единой России» по Волгоградской области – традиционно «красному» региону. В Михайловском округе, откуда он избирался, и где проживает много казахов, Савченко вел агитацию на казахском языке. То есть он не только упражнялся в языкознании, но и завоевывал для партии многочисленные голоса. В общем, решил он стать в стране «своим», но «взять» Республику из России.

Правда, похоже, Алиев и Исканов предательства Савченко не простили. Последние события говорят о том, что они по-прежнему подыскивают сторонников для организации переворота и заодно вставляют палки в колеса российскому депутату, двигающемуся во власть. Соратников заговорщики ищут, преимущественно, в госорганах, например, по некоторым данным, одним из них стал зампредседателя Комитета по защите конкуренции казахстанского Мининдустрии Айдын Бикебаев, основатель известной в Казахстане юридической фирмы «Саят Жолши и Партнеры». Кстати, фирма эта известна в основном тем, что в свое время помогала приватизировать казахстанские предприятия и провела большое количество сделок с собственностью. И что удивительно – после того, как Бикебаев получил должность в государственном ведомстве, у Комитета по защите конкуренции появилось огромное количество претензий к тем самым организациям, сделки с собственностью которых заключались фирмой «Саят Жолши и Партнеры». Это в общем то подтверждает и повышенный интерес казахстанских антимонопольщиков к активам Савченко. Естественно, этой фамилией список новых сообщников «опального зятя» и его приспешника не ограничивается – денег на покупку дружбы у них пока хватает. 

Пойдет или нет Казахстан по пути Грузии, получив свою розовую революцию, покажет будущее. Но уже понятна и степень участия в этом Олега Савченко, и его связь с Рахатом Алиевым. И судя по прежним карьерным шагам «подшипникового короля» по политической карьерной лестнице, своего в Казахстане он, скорее всего, добьется – не сможет самостоятельно получить мирным путем хотя бы акимат, пойдет за победителем в борьбе за власть, не исключено, что, возобновив дружбу с Алиевым и Искановым, если переворот все же состоится.

 

Другие материалы раздела:
Подшипники за всемогущество
Подшипники за всемогущество-2

Знаком '+' отмечены подразделы,
а '=>' - ссылки между разделами.


Compromat.Ru ® — зарегистрированный товарный знак. Св. №319929. 18+. info@compromat.ru