Компромат.Ru ®

Читают с 1999 года

Весь сор в одной избе

Библиотека компромата

Оригинал этого материала
© solomin, 09.03.2006

Пожиратели всего

Сергей Шахрай пытается «съесть» российский бадминтон

Александр Данилов

Вот уж воистину, те, кто хоть раз побывал «во власти», будут грезить ею всю оставшуюся жизнь. Немало примеров, когда «герои вчерашних дней», не в силах вынести расставания с этим элитарным клубом, пытались вернуться туда в самом неожиданном статусе. Что характерно, уверены политические «мамонты», что все средства для достижения заветной цели хороши. Особенно в стране, где лишенный всякого стыда произвол чиновников является в последнее время обычным делом.

Государственная мода на спорт и все, что с ним связано, привела к тому, что многие известные политики и бизнесмены посчитали своим долгом возглавить какое-либо спортивное общество, ассоциацию или федерацию. Вид спорта при этом не имеет значения - и гольф хорош, и боулинг подойдет, да и шашки придутся ко двору. И уж вовсе необязательно, чтобы новоявленный «почетный» председатель был отмечен спортивными заслугами и вообще интересовался развитием своего вида спорта. Здесь главное – модная должность и близость к власти.

Баловню политической судьбы середины 90-х годов Сергею Шахраю тоже недавно пришло в голову, что пора возвращаться в элитарное сообщество. После вице-премьерства в правительстве должность руководителя аппарата Счетной палаты РФ вряд ли удовлетворяла его амбиции. И стал г-н Шахрай подыскивать себе подходящую возможность «вернуться в люди». 

Весной 2004 года к президенту Всероссийской федерации бадминтона (ВФБ) Владимиру Лифшицу пришли ходоки, близкие к Московскому спорткомитету и предложили признать господина Шахрая новоиспеченным главой столичного бадминтона. Он-де обещал зал для бадминтона построить и большими деньгами всех одарить. И рекомендация подходящая – вице-мэра Москвы Михаила Меня. Президент резонно заметил, что в состав ВФБ уже много лет входит ее городское отделение, и создание альтернативной организации будет грубейшим нарушением спортивных Законов. 

Однако через месяц согнанные в приказном порядке московские тренеры избрали Шахрая, пообещавшего светлое будущее, своим вожаком. Угодливый Сергей Король, бывший тогда председателем Москомспорта, незамедлительно выдал Шахраю аккредитацию, признав его таком образом «своим» от имени мэрии Москвы.

Но Всероссийская федерация бадминтона незаконно признавать Шахрая отказалась, и тот решил идти обходным путем: «подмять» под себя весь российский бадминтон, а заодно отомстить обидчикам из ВФБ. Для этого новоиспеченный бадминтонист реанимирует давно «почившую в туне» Национальную федерацию бадминтона России (НФБР), создатели которой в конце 90-х так же пытались путем альтернативы прийти к власти. Как пришли - так и ушли. Но бумаги сохранились. Возглавив это «бумажное княжество», упертый Шахрай двинулся войной на Всероссийскую федерацию бадминтона.

Неизвестно, что больше ему помогало - собственные связи, наработанные в период вице-премьерства, или патрон Сергей Степашин, или большие возможности Счетной палаты. Скорее всего - и то, и другое, и третье. Для начала Шахрай решил воспользоваться лазейками в законе «О спорте», при составлении которого сплоховали разработчики: вместо регистрации видов спорта как таковых, записали «аккредитацию федераций по видам спорта», что противоречит Закону об общественных объединениях – этим занимается Минюст. Тем не менее, Росспорт создал для этого специальную комиссию, которая успешно нарушала Закон об общественных объединениях, немало этим не смущаясь.

Говорят, что Степашин лично звонил Вячеславу Фетисову и ходатайствовал за бумажное детище своего подчиненного. К удаче Шахрая, комиссию эту возглавляет теперь уже ставший заместителем Фетисова Сергей Король, который, как вы помните, помог Шахраю зарегистрироваться в Москомспорте. Искусственно затягивая аккредитацию ВФБ, и не имея никаких на то правовых и моральных оснований, Король аккредитует именно НФБР, как организацию, которая, якобы, получала права на проведение всероссийских соревнований и представление России на международных первенствах. Появилась даже директива к спортшколам: выделять деньги только для соревнований, проводимых НФБР.

А на другом фронте развернулись юристы. Предвидя судебные иски Всероссийской федерации, они стали искать повод для лишения ВФБ статуса юридического лица: нет такого статуса, значит и в суд не пустят. Федеральная регистрационная служба Минюста, (Шахрай в свое время курировал «министерство справедливости») направила в Никулинский суд Москвы исковое заявление - мол, ВФБ о себе не извещает 5 лет. (При том, что в 2003 году регистраторы проверяли Федерацию и получали от нее все необходимые подтверждения о продолжении деятельности). И, указав заведомо неправильный адрес Федерации, попросила ВФБ ликвидировать. 

Не сумев по этому адресу связаться с бадминтонистами, суд вынес заочное решение о лишении ВФБ статуса юридического лица. Законная федерация бадминтона узнала об этом случайно, спустя полтора месяца.

На этом мстительный чиновник Шахрай (кстати, в переводе с украинского это означает «плут») не остановился и продолжил привлекать на свою сторону «тяжелую артиллерию». Глава ОКР Леонид Тягачев направляет письмо Панчу Гуналану – малазийцу, недавно избранному вторым человеком в Международной федерации бадминтона (IBF),

В своем письме пекущийся о судьбах российского бадминтона Тягачев, выдавив скупую слезу, сообщает, что Всероссийской федерации бадминтона больше нет, все 62 региональных отделения ликвидированы, и теперь просит иметь дело только с детищем Шахрая, которому государство выдало «мандат доверия» в виде аккредитации. 

А дальше новоявленный бадминтонист Шахрай начинает повсюду действовать теми же методами, что и «черные рейдеры», специализирующиеся на захвате чужих предприятий. В этом бизнесе, как известно, в выборе средств не гнушаются. Документальных подтверждений тому, каким образом удалось добиться столь разительных перемен, разумеется, нет. Но после кулуарной встречи с приближенными Шахрая в Софии, г-н Гуналан, пытавшийся сначала разобраться в ситуации, почему-то резко встал на сторону НФБР. 

Стоит отметить, что, хотя Шахраю удалось путем махинаций временно лишить Всероссийскую Федерацию статуса юридического лица, законных оснований у Гуналана по исключению ВФБ из состава IBF не было. По Уставу в ее состав входят общественные объединения бадминтону (по одной от каждой страны) и статус юридического лица им иметь не обязательно. Такого же статуса нет и у самой Международной федерации бадминтона.

На «третьем фронте» - в Олимпийском комитете России - машина, запущенная Шахраем при активном участии вице-президента Геннадия Алешина, работает вовсю. ВФБ здесь уже не замечают: «Вас - нет, - говорит неподкупный Алешин, - Вы - не юрлицо». Грубейшим образом нарушая при этом Олимпийскую Хартию, нормы которой всегда выше Устава ОКР. Хартия гласит: членам Олимпийских комитетов быть юридическими лицами не обязательно. 

Леонид Тягачев собирает исполком ОКР, чтобы принять НФБР в свой состав, при том что соучредитель ОКР - Всероссийская федерация бадминтона - никуда не делась. Однако с первой попытки сделать это официально не удается. Тогда Тягачев проводит повторное заседание - за закрытыми дверями своего кабинета. 

Но, сколько б веревочке не виться, а конец приходит. Всероссийская федерация бадминтона подает иск к Международной федерации в Высший спортивный арбитражный суд в Лозанне. И выигрывает его. Суд потребовал восстановить Всероссийскую федерацию бадминтона во всех правах незамедлительно. Более того, суд выносит предупреждение, что, в случае повторных исков к IBF и нарушений Олимпийской Хартии со стороны Панча Гуналана, бадминтон исключат из олимпийской программы.

Не обошел суд вниманием и письма Тягачева и Алешина, порочащие ВФБ. Эти письма, как и вся кипучая деятельность руководства ОКР по дискредитации Всероссийской федерации бадминтона, признаны незаконными и противоречащими Олимпийской хартии. Россию в очередной раз, как говорится, умыли.

Для Шахрая и его подельников такой финал бесславного похода против российского и мирового бадминтона в угоду собственным амбициям стал громом среди ясного неба. Единственное, на что обнаглевшие чиновники оказались теперь способны – это запретить пускать законного президента российского бадминтона Владимира Лифшица в офис ВФБ, расположенный в здании Олимпийского комитета. Пряча от стыда глаза, охранники здания сказали заслуженному тренеру, 30 лет отдавшему развитию бадминтона в России, что это приказ все того же зама Тягачева - Геннадия Алешина. А на прямой вопрос обманутых спортсменов Шахраю «Какая участь ждет бадминтонистов, если ваша «партия» потерпит поражение?», тот ясно ответил: «Бросайте играть!». 

К счастью, благодаря стойкости российских бадминтонистов и, прежде всего, самого Владимира Лифшица, удалось пресечь ненасытные аппетиты чиновничьей гидры, в последнее время не брезгующей ничем для достижения собственных интересов. Способной без тени смущения уничтожить популярную спортивную игру и нанести очередной удар ниже пояса не только спорту, но и престижу России в целом. И если г-н Шахрай не нашел лучшего способа вернуться в политику, чем через разрушение олимпийского вида спорта, то вряд ли общество ему это простит. 

 


Compromat.Ru ® — зарегистрированный товарный знак. Св. №319929. 18+. info@compromat.ru