Компромат.Ru ®

Читают с 1999 года

Весь сор в одной избе

Библиотека компромата

Оригинал этого материала
© "Ведомости", 12.12.2005, Фото: "Коммерсант"

Ахмедов на себе не экономил

Аудиторы Счетной палаты возмущены его доходами

Кирилл Корюкин

Фархад Ахмедов

Сенатор Фархад Ахмедов, как оказалось, неплохо зарабатывал, будучи президентом “Нортгаза”, — более $40 млн в год. С таким вознаграждением он мог войти в первую пятерку самых высокооплачиваемых руководителей США. Но аудитор Счетной палаты Владимир Пансков не оценил заслуг Ахмедова, обвинив “Нортгаз” в занижении налогооблагаемой прибыли за счет слишком щедрой зарплаты руководителю.

В 2004 г. выручка “Нортгаза” по UK GAAP составила $146,9 млн, чистая прибыль – $10,5 млн. В отчетности за 2003–2004 гг. “Нортгаз” называет Ахмедова “конечным собственником” компании. К 2005 г. его капитал, по оценкам Forbes, составил $720 млн (49-е место “золотой сотни”). С сентября 2005 г. 51% акций “Нортгаза” контролирует “Газпром”, оставшиеся – R.E.D.I. Holding (ее бенефициар – Ахмедов). 

Ахмедов руководил “Нортгазом” с 1998 г. Сначала он возглавлял совет директоров, а с 2003 г. стал президентом компании. В отчетности компании по UK GAAP указано, что в 2003 г. “Нортгаз” выплатил президенту $48,6 млн, в 2004 г. — $42,6 млн. В декабре 2004 г. Ахмедов был выбран в Совет Федерации, и “Нортгаз” вознаградил руководителя за вклад в развитие компании, оценив его в $117,7 млн. Еще $26,5 млн Ахмедов получил по итогам первого полугодия 2005 г., поскольку новый президент “Нортгаза” сменил его только в январе.

Для сравнения: заработок Ахмедова за 2004 г. соответствует четвертой позиции в рейтинге самых высокооплачиваемых топ-менеджеров США по версии журнала BusinessWeek. Выше были доходы только у исполнительного директора Yahoo!, голливудского магната Терри Симела ($120,1 млн вместе с бонусами, опционами и другими выплатами), Лью Франкфорта ($58,7 млн), главы производящей аксессуары компании Coach, и руководителя энерготрейдера TXU Джона Уайлдера ($54,9 млн). А в том же списке за 2003 г. Ахмедов мог быть на седьмом месте.

Годовой доход в $40 млн — “парадоксальное вознаграждение не только в России, но и в мире”, отмечает партнер хедхантинговой компании Anrop Hever Gorup в России Антон Стороженко. Сам Ахмедов говорит, что зарплата составляла только треть его вознаграждения, а остальное он получал вместо причитавшихся ему дивидендов. Причем за первое полугодие они были “повышенными” в преддверии сделки с “Газпромом”, добавил он. Оклад президента составлял около $12 млн в год, уточняет один из топ-менеджеров “Нортгаза”.

Но даже эта сумма позволила бы ему занять третье место в рейтинге американских руководителей по размеру зарплат и бонусов за 2003 г. Лидером в этом списке был Генри Сильверман ($17,3 млн), глава корпорации Cendant. Ее оборот составил в тот год $18,2 млрд, а выручка “Нортгаза” — $152 млн.

Глава департамента налогов и права “Бейкер Тилли Русаудит” Эдуард Кучеров видит экономический смысл в высоких выплатах руководителю “Нортгаза”, являющемуся и владельцем. Как следует из отчетности компании за 2003-2004 гг., средняя зарплата превышала $200 000 в год, причем без учета Ахмедова, уточняет топ-менеджер “Нортгаза”. Поэтому “Нортгаз” мог платить минимальную ставку единого социального налога 2-4%, как указано в отчете. И Ахмедов вместе с 13% подоходного налога отдавал бюджету 15-17% своей зарплаты. А если бы он получал деньги как дивиденды, “Нортгазу” сначала пришлось бы выплатить с них 24% налога на прибыль, объясняет Кучеров.

Однако такая логика не понравилась аудиторам Счетной палаты, обсудившим в пятницу промежуточные итоги проверки уплаты “Нортгазом” налогов. Как заявил “Интерфаксу” аудитор Счетной палаты Владимир Пансков, только за счет выплаты Ахмедову 1,1 млрд руб. зарплаты за 2004 г. компания занизила платежи по налогу на прибыль более чем на 100 млн руб. Пояснить свои расчеты “Ведомостям” Пансков отказался. Но топ-менеджер “Нортгаза” полагает, что это просто разница между 13% подоходного налога и 24% налога на прибыль от $30,6 млн “дивидендов” Ахмедова (т. е. $3,4 млн).

В “Нортгазе” с обвинениями Панскова не согласны. Компания сама решает, какую зарплату установить руководителю, главное — чтобы все налоги с зарплаты были исчислены и уплачены в полном объеме, говорит представитель “Нортгаза”. Сам Ахмедов считает свое вознаграждение заслуженным. “Я поднял эту компанию”, — возмущается он. А в Счетной палате не отвечают на вопрос, попадут ли претензии Панскова в итоговый отчет по “Нортгазу”. “Газпром” же пока прежнюю щедрость “Нортгаза” к Ахмедову “в судебном порядке не оспаривает”, говорит представитель концерна.

 ***

Оригинал этого материала
© "Газета", 12.12.2005

"Нортгаз" поместили в газовую камеру

Счетная палата проверила независимых производителей газа

Галина Ляшенко

В пятницу коллегия Счетной палаты (СП) обнародовала результаты проверки уплаты налогов так называемыми независимыми производителями газа: ОАО "НОВАТЭК", ОАО "Нортгаз", ООО "Итера Холдинг" и ООО "Нефтегазовая компания "Итера". Особый счет аудиторы предъявили "Нортгазу", который с сентября 2005 года по сути перестал быть независимым (контрольный пакет акций в 51% теперь принадлежит "Газпрому"). Как заявил аудитор СП Владимир Пансков, в 2004-2005 годах "Нортгаз" недоплатил порядка 170 млн. рублей налогов.

Аудиторы указали, что при определении расчетной стоимости газового конденсата не принималась в расчет зарплата президента компании, выплаченная в 2004 году в размере 1,1 млрд. рублей (таким образом стоимость газа, по мнению аудиторов, занижалась), а недопоступившая сумма налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) в бюджет составила 25,4 млн. рублей в 2004 году и 13,6 млн. рублей - в I полугодии 2005 года. В расчете же налога на прибыль эта сумма и другие аналогичные управленческие расходы были включены в издержки производства (налоговая база уменьшилась и здесь), а государство недосчиталось более 100 млн. рублей налога на прибыль. Кроме того, в течение проверяемого периода, указывают аудиторы, "Нортгаз" неправомерно пользовался льготой по налогу на имущество в части магистральных трубопроводов, в результате чего компания недоплатила в региональный бюджет в 2004 году 22,1 млн. рублей, а в I полугодии 2005 года - 10,3 млн. рублей.

Однако главное, что насторожило аудиторов, - существенное отличие уплачиваемой компанией ставки НДПИ по сравнению с конкурентами. Так, в 2004 году, по словам Владимира Панскова, "Нортгаз" платил 31 рубль НДПИ с 1 тонны добытого газового конденсата, тогда как аналогичный показатель "НОВАТЭКа" составил 280 рублей. "Разница более чем в 9 раз", - сосчитал аудитор.

Аналогичная атака на нефтяные компании, в итоге закончившаяся переходом активов ЮКОСа и "Сибнефти" под контроль государства, была начата в июле 2000 года именно с обнародования тогдашним первым заместителем министра финансов Сергеем Игнатьевым справки о размерах налоговых платежей нефтяных компаний в расчете на тонну добываемой нефти.

В случае же с независимыми производителями газа, к которым до последнего времени принадлежал "Нортгаз", судя по всему, было решено пойти по проторенной дорожке. Кстати, результат не заставил себя ждать. Еще до обнародования результатов проверки СП, летом 2005 года, было подписано мировое соглашение между ООО "Уренгойгазпром", ОАО

"Нортгаз" и акционерами "Нортгаза", по которому основной владелец "Нортгаза" - компания REDI (UK) Ltd. (бенефициаром которой является Фархад Ахмедов, бывший президент "Нортгаза" в декабре 2004 года, переквалифицировавшийся в сенаторы от Краснодарского края) - передал в собственность "Уренгойгазпрома" (100-процентное дочернее предприятие "Газпрома") 51% акций "Нортгаза", то есть контрольный пакет.

Казалось бы, конфликт исчерпан. Оказывается, не до конца. Основной миноритарный акционер "Нортгаза" Фархад Ахмедов отказывается подписывать ценовое соглашение с "Газпромом", который предложил выкупать газ у компании по 360 рублей за тыс. кубометров и настаивает на цене в 619 рублей (с учетом уровня ценового пояса региона, установленного Федеральной службой по тарифам). Фархад Ахмедов даже написал письмо председателю правления "Газпрома" Алексею Миллеру, в котором заявил, что цена, предложенная "Газпромом", не позволит "Нортгазу" развиваться и погашать долги. Не исключено, что результаты проверки аудиторов Счетной палаты смогут внести коррективы и в разрешение ценового конфликта.

"Результаты проверки меня не удивляют. Просто происходит форматирование рынка газа таким образом, как его видит государство. И ситуация на этом рынке корректируется в том числе и такими методами, то есть с помощью проверок Счетной палаты", - заявил "Газете" председатель Союза независимых производителей газа Виктор Баранов.

Еще одним результатом проверки аудиторами независимых газовиков стало предложение СП дифференцировать НДПИ в отношении добычи газа или ввести к действующим ставкам налога поправочные коэффициенты, учитывающие качество месторождения. По словам Владимира Панскова, действующий налоговый механизм обеспечивает привилегированные условия для газодобывающих компаний, имеющих лицензии на разработку лучших месторождений (по данным СП, независимые производители, как правило, добывают газ с глубины 3-3,5 тыс. метров, тогда как "Газпром" - с глубины 1-1,2 тыс. метров), что создает для них конкурентные преимущества и негативно влияет на экономическую эффективность разработки месторождений со сложными природно-геологическими условиями.

"Ставку давно пора дифференцировать. У нас же себестоимость добычи гораздо выше, так как запасы тяжелее извлекаются", - согласен с аудиторами Виктор Баранов.

Однако опыт попыток дифференциации НДПИ для нефтяных компаний, который пока сводится к выводу Минфина о том, что дифференцировать этот налог невозможно, кроме как предоставив налоговые каникулы для ряда труднодоступных месторождений Восточной Сибири, свидетельствует о том, что обольщаться на этот счет независимым производителям газа не стоит.

 

Compromat.Ru ® — зарегистрированный товарный знак. Св. №319929. 18+. info@compromat.ru