Компромат.Ru ®

Читают с 1999 года

Весь сор в одной избе

Библиотека компромата

За первой приватизацией Молдавской ГРЭС стояли Борис Бирштейн и сын молдавского президента Олег Воронин

Оригинал этого материала
© РИА "Днестр", 20.11.2005

 Аферисты Приднестровья, или как украсть у народа 71 млн

Максим Барзэ

Что нужно чтобы заработать миллионы в бедной стране? Думаете, это невозможно в принципе? Как бы не так! Для этого требуются всего два госчиновника и немного наличных для их подкупа. Впрочем, обо всем по порядку.

В советские времена Молдавская ГРЭС обеспечивала электроэнергией не только всю Молдавию, но и Украину, и большую часть Болгарии. На сегодняшний день из 12 работают два энергоблока летом и четыре зимой, впрочем, этого хватает для обеспечения электроэнергией всей территории ПМР и 30% территории Молдавии.

Приватизация промышленности сама по себе вещь положительная, если она произошла грамотно, открыто и на конкурентной основе. Главное, чтобы инвестор был не временщиком, купившим по дешевке то, что плохо лежало, а рачительным хозяином, заботящимся о производстве и рабочих местах. Руководство ПМР вот уже в течение нескольких лет проводит приватизационные конкурсы. Самые большие приватизационные сделки были заключены с россиянами, которые с удовольствием вкладывают свои деньги в ПМР, можно вспомнить о бендерском заводе «Прибор», тираспольском «Молдавизолите», заводе «Букет Молдавии», Бендерском кабельном заводе, обувной фабрике «Тигина».

Однако на их фоне сделка с Молдавской ГРЭС должна была выделиться своей величиной, ведь электростанция является крупнейшим и эффективнейшим предприятием ПМР. И вот 26 декабря 2003г. 100-процентный пакет акций ЗАО «Молдавская ГРЭС» был продан неизвестной российско-бельгийской компанией «Saint Gidon Invest» за 29 млн долл. По договору о купле-продаже, инвестор обязался вложить в модернизацию ГРЭС 160 млн 830 тыс. долл., а также в течение 5 лет содержать инфраструктуру г.Днестровска, на территории которого расположена станция.

Многие эксперты были просто в шоке, когда узнали о сумме, за которую была продана жемчужина экономики Приднестровья, по предварительной оценке за этот лот должны были выложить не менее 100-200 млн. долл., ведь потенциально при полной нагрузке ГРЭС может давать до 2 млрд. долл. прибыли ежегодно! На станцию уже «положили глаз» российские «Газпром» и РАО «ЕЭС», которые намеревались вложить в нее большие инвестиции, но им, образно говоря, показали фигу. Малоизвестная компания с сомнительной репутацией легко обошла двух китов российского бизнеса. 

Это, конечно, не было, и не могло быть случайностью. За «Saint Gidon Invest» и ее руководителем Даниелем Гольденбергом стоял известный авантюрист и глава фирмы «Сеабеко» Борис Бирштейн. Следы Бирштейна по всему бывшему Союзу можно проследить в прессе до сих пор, только в России он умудрился спровоцировать кризис властных структур в начале 90-х. В Молдавии он «дружил» со всеми президентами: со Снегуром, Лучинским и, как говорят, с нынешним президентом Ворониным. И «дружба» эта была, отнюдь, не бескорыстная, большинство проектов Бирштейна в Молдове возглавляли родственники президентов. Например, зять Снегура был членом правления филиала «Сеабеко» в Кишиневе. Кстати, не секрет, что приватизация Молдавской ГРЭС не вызвала яростных протестов молдовских властей, может быть, именно потому, что они прекрасно знали, кто реально два года назад захватил крупнейшее приднестровское предприятие. До сих пор ходят упорные слухи, что к первичной приватизации Молдавской ГРЭС непосредственное отношение имел Олег Воронин - сын молдовского президента. Зная традиционные связи молдовских президентов и Бирштейна, удивляться не приходится, как говорят сотрудники правоохранительных органов: преступники обычно пользуются одними и теми же методами...

И все же ни Борис Бирштейн, ни Олег Воронин не смогли бы провернуть подобную сделку без влиятельной «пятой колонны» внутри Приднестровья. И она, конечно, была. Когда полгода назад по итогам работы комиссии Верховного совета ПМР по контролю за исполнением законодательных актов о проведении в регионе приватизации и по оценке эффективности приватизации в Приднестровье депутаты высказались за инициирование процедуры расторжения договора о продаже ЗАО «Молдавская ГРЭС» российско-бельгийской компании «Saint Gidon Invest», то всплыли интересные подробности. Выяснилось, что одним из главных лоббистов российско-бельгийской компании оказался министр юстиции ПМР Виктор Балала, который контролировал правовую сторону договоров и соглашений о продаже Молдавской ГРЭС и отношений между властями и инвестором. По мнению депутатов, около 108 тысяч долларов были направлены на нужды регионального Министерства юстиции в обход бюджета. Сколько «прилипло» к рукам самого Балалы осталось так и невыясненным, слухи ходят разные – от нескольких десятков тысяч до миллионов долларов. В любом случае, в накладе он не остался, обеспечивать прикрытие явно незаконной сделки везде стоит дорого, ведь рано или поздно обман вскрывается, и чиновник теряет «хлебное» место, что, кстати, и получилось с бывшим теперь уже министром.

Конечно, если бы тогдашний директор Молдавской ГРЭС Георгий Желябов, имевший в 2003 году немалый вес в ПМР, поднял при приватизации шум, то сделка не осталась бы без внимания и, скорее всего, просто не состоялась бы. Но он промолчал и промолчал громко - вот уж поистине «молчание - золото», хотя должен был бить в барабаны и тамтамы, кто как не он знает цену электростанции? Но старый авантюрист Бирштейн тоже кое-что знает, а именно - подход к людям (точнее, к их алчной душе), он не только оставил Желябова в старой должности после приватизации, но и, по слухам, щедро отблагодарил послушного директора за его «принципиальную» позицию. 

Увы, история с первой приватизацией Молдавской ГРЭС стара как мир, личная корысть одних людей приводит к обнищанию общества в целом. И хотя, в конце концов, контроль над электростанцией перешел к новому акционеру – РАО «ЕЭС» (уже за 100 млн. долл., аферист Бирштейн с помощью Балалы и Желябова заработал 71 млн. долл. – неплохо!), а проворовавшихся чиновников Балалу и Желябова с позором выгнали с работы, но ситуация в ПМР только сейчас начинает надлаживаться.

Разворовав все, что можно на электростанции, бывший директор спокойно ушел на покой. А что ему беспокоится, денег Бирштейна должно хватить надолго. Единственная проблема, которая у него может возникнуть – а не придется ли ему заплатить за двурушничество свободой, ведь его деяния (как и деяния экс-министра юстиции) тянут на несколько статей УК ПМР. Кстати, а почему бы ему не баллотироваться в депутаты вместе с Балалой? А что? Создать партию – «Аферисты Приднестровья»? Тот же Бирштейн профинансирует… Депутатская неприкосновенность штука хорошая, особенно когда могут прийти в любую минуту и сказать: «Гражданин такой-то? Пройдемте…». И придется пройти…

 

Compromat.Ru ® — зарегистрированный товарный знак. Св. №319929. 18+. info@compromat.ru