Компромат.Ru ®

Читают с 1999 года

Весь сор в одной избе

Библиотека компромата

 "Выступать для мафии", в стране с "ужасным президентом Путиным"

"В середине 90-х ему дали половину гонорара, а когда он после концерта затребовал вторую, внятно сказали: тебе что, сука, мало? Уе...й отсюда, а будешь возникать - вообще не уедешь из страны."

© "Известия", 21.10.2005

Москва по цене Лас-Вегаса. Гастролирующие звезды: за что мы переплачиваем

Алексей Мунипов

до 70 тыс. руб. до 60 тыс. руб. до 50 тыс. руб. до 45 тыс. руб. до 30 тыс. руб. до 30 тыс. руб. до 26 тыс. руб.

Более двух тысяч долларов за билеты на концерт Уитни Хьюстон и Маккартни, более тысячи - за Лизу Стенсфилд и Феррера: Откуда берутся такие цены, за что платят слушатели и на что рассчитывают промоутеры, попытались выяснить "Известия" Надбавка за риск и скидка за любовь В 1996 году, комментируя российскую гастрольную практику, Александр Гафин (Альфа-банк) был категоричен: везти западных артистов в Россию убыточно, без спонсорских вливаний такие концерты невозможны. С тех пор произошли заметные изменения: гастрольный бизнес оправился после кризиса (по нему он ударил сильнее всего), промоутеры все чаще справляются и без спонсоров, а количество концертов начало стремительно возрастать. Если в 2002-м году в Москве было 99 концертов, то в 2004-м их было уже почти вдвое больше - 167. Казалось бы, это должно означать, что и доходы российских промоутеров существенно выросли, а общая обстановка стабилизировалась. Однако масштабное исследование рынка, проведенное агентством "Интермедиа", завершается неутешительной фразой: "до сих пор промоутерство остается высокорискованным и нестабильным бизнесом - почти все убытки в случае неудачного концерта ложатся на промоутера, поэтому текучка среди компаний, занимающихся концертной деятельностью, довольно велика". Увеличение числа концертов не повлекло за собой повышение зрительского интереса, поэтому многие проекты сезона- 2003/2004 оказались "коммерчески неуспешными".

Привезти артиста - недешевое удовольствие: расходы промоутера, в зависимости от контракта, могут включать в себя как всего лишь аренду зала и рекламу, так и все сопутствующие расходы - билеты, визы, транспорт, гостиница, аренда звука и света, обеспечение безопасности. Бывает, что музыканты приезжают даже без собственных инструментов, и арендовать надо и их тоже. Кроме того, существует "райдер-лист" - список требований артиста, в котором зачастую значатся довольно затратные варианты: от обязательного лимузина, люкса в дорогой гостинице и особого питания до ящика шампанского в гримерку и присутствия поблизости драгдилера (по слухам, такое требование поступило во время первого приезда Ника Кейва). Все это?- помимо гонорара, который зачастую превышает средние цены на артиста в Европе. Так, гонорар Элтону Джону в 1995 году был завышен примерно в три раза, Чечилии Бартоли в 2002-м - примерно в пять раз. Сумму, превышающую их среднеевропейский гонорар, в 2003 году получила, например, группа King Crimson?- и не она одна. 

"Не хотим выступать для мафии"

Если музыканты не испытывают особенной любви к России - что случается не так уж редко, - то в сумму гонорара они закладывают некоторый процент риска: одно дело выступать где-нибудь в Швеции, а другое?- в России, Индии или Китае. "С одной стороны, музыканты бывают развращены шальными гонорарами, которые они тут могут получить, заскочив на какую-нибудь корпоративную вечеринку, с другой?- боятся бандитов и бюрократов", - объясняет Александр Чепарухин (Greenwave International, организатор концертов "Кронос-квартета", Майкла Наймана, Джона Зорна, Брайана Ино, Kraftwerk, Филиппа Гласса). В качестве примера он приводит "одного артиста", который на недавних концертах в Москве рассказывал, как в середине 90-х приезжал в Россию: "Ему дали половину гонорара, а когда он после концерта затребовал вторую, внятно сказали: тебе что, сука, мало? Уе...й отсюда, а будешь возникать - вообще не уедешь из страны. И тогда он подумал: а мне что, действительно, мало? Ведь и эта половина была самым большим гонораром, который он когда-либо получал в жизни". Предубеждение против России зачастую оказывается крайне сильным: так, Джейн Биркин согласилась выступить в Киеве, но категорически отказалась поехать в Москву, где, по ее словам, ей придется "выступать для мафии", в стране с "ужасным президентом Путиным". Переговоры о ее приезде в Россию, похоже, все-таки увенчаются успехом, но не приходится сомневаться, что все соображения артистки о внешней политике России и войне в Чечне найдут отражение в сумме гонорара.

Впрочем, бывают и обратные ситуации: артисты так мечтают приехать в Россию, что согласны на минимальный гонорар и готовы даже нести убытки. Члены группы Kraftwerk оказалась такими русофилами, что сами заплатили практически за все и даже дали пресс-конференцию, чего не делали последние 25 лет. Легендарная Патти Смит тоже выказала невероятное рвение, и в результате ее концерт в Б2 оказался лучше даже расхваленного прессой выступления в лондонском Royal Festival Hall. Очень скромные деньги затребовал Дэвид Сильвиан, а Ману Чао даже провел сравнительное исследование разницы российских и британских зарплат и потребовал, чтобы билеты на его концерты были доступны студентам, то есть не превышали 3 долларов (правда, сумма все-таки подверглась незначительной корректировке).

Сложно везти, негде показывать

Список проблем этим не исчерпывается: Россия находится вдалеке от традиционных гастрольных путей, и ехать сюда непросто, особенно если речь идет о дорогостоящем шоу, подразумевающим множество трейлеров с аппаратурой и целую армию техперсонала - от рабочих сцены до поваров. Когда группы ездят по Европе, им не нужно думать о визах и таможне, в России же это становится настоящей проблемой. "Мы сейчас устраивали концерты певице Джарбо, и визы каждому из музыкантов стоили по 300 долларов", - говорит Максим Сильва-Вега (Avant Music), занимающийся отечественными и зарубежными инди-артистами. "Для нас это существенные затраты".

Именно из-за проблем с растаможиванием аппаратуры в последний момент были отменены питерский концерт группы R.E.M и два концерта The Cardigans,

а выступление Мэрилина Мэнсона пришлось переносить на день. Все дополнительные расходы в этом случае также ложатся на плечи промоутеров. Но даже если музыкантов удается все-таки довезти до Москвы, оказывается, что найти для них площадку не так-то просто. Особенную нехватку столица испытывает в залах средней вместимости, на 1-2 тысячи мест - уже не клуб, но еще не Лужники. По сути единственным таким вариантом до сих пор остается неразменный ДК им. Горбунова, а появление новых мест - Международного дома музыки или центра им. Петра Слободкина - несколько улучшило ситуацию лишь на рынке джаза и классики. В результате промоутеры вынуждены осваивать не только театры, но и самые неожиданные варианты: концерт популярного рок-дуэта White Stripes прошел в ангаре-автомастерской на окраине Третьего кольца, а грядущий Efes Pilsener Blues Festival будет проводиться в загадочном "павильоне номер 20 ВВЦ".

Наконец, значительную часть расходов сжирает наружная реклама - тоже типично российская практика: ни в одной стране мира концерты не рекламируются так активно с помощью биллбордов и афиш. О концертах западный слушатель узнает заранее - следит за любимыми группами, читает специализированные журналы и смотрит на сводки билетных агентств вроде Ticketmaster. В России же слушатель привык получать информацию именно из "наружки"?- исключением являются только гастроли культовых групп, поклонники которых хорошо организованы (типичный пример - грядущие концерты легенд прог-рока Van Der Graaf Generator). Цены же на наружную рекламу в Москве - одни из самых высоких в мире.

Два миллиона за концерт U2

Все это объясняет, почему цены на билеты в Москве заметно превышают среднеевропейские. "Обычная цена на практически любые концерты в Европе - от 15 до 40 долларов. У нас даже в клубе билет может стоит полсотни", - объясняет Чепарухин. "Но, например, в Лондоне очень часто часть промоутерских расходов берет на себя город. Еще чаще расходы покрывают рекорд-компании: для них тур артиста - это реклама альбомов, которые они продают. И, наконец, там находится публика практически на каждую группу. И поэтому в той же Англии промоутерство?- это налаженный, скучный бизнес: у них почти что не бывает провалов. Если человеку досталась, скажем, "Металлика", он точно знает, что публика придет. Они проводят кучу концертов в месяц, у нас же каждый - событие, и всегда?- или пан или пропал". "Нам помогают в основном зарубежные культурные центры,?- добавляет Сильва-Вега.?- Спонсорам же зачастую непросто объяснить, зачем им это надо". 

Поэтому же российские промоутеры чаще всего предпочитают не рисковать, обычно привозя рок- и поп-ветеранов, которых хорошо помнит платежеспособная часть публики (от 35 лет), или же - сравнительно редко - безусловных звезд вроде Стинга. Частью "платы за риск" являются и цены на VIP-билеты. И если VIP на Маккартни у нас и в Америке примерно одинаков, то VIP-билеты на Уитни Хьюстон стоили у нас больше, чем за Маккартни просят в Лас-Вегасе, а первые ряды на сравнительно недорогих Азнавура или Феррера обходились дороже, чем самые лучшие билеты на U2, к примеру, в Бостоне. При этом шоу нынешних тяжеловесов - Мадонны, U2, Coldplay или Эминема - по-прежнему остаются недоступны российским слушателям: гонорар тех же U2 вертится вокруг суммы в два миллиона долларов (не считая всех сопутствующих расходов), а контракт Rolling Stones, помимо прочего, предполагает приезд команды из трехсот человек за счет принимающей стороны, и никакими билетами это окупить невозможно. Не случайно и на Западе билеты на такие концерты стоят не менее ста долларов.

Недоступными часто остаются и самые актуальные группы. "В Москве вообще нет рынка модных артистов, - говорит Роман Унгуряну из компании Caviar Lounge (привозили Franz Ferdinand, Saint Etienne, Suicide, Джарвиса Кокера). - Модные - это, как правило, молодые артисты, а у нас публика в принципе не готова к молодым группам. Если, конечно, не брать в расчет те сто человек, которые живут музыкой и постоянно приходят на концерты".

Сильва-Вега, работающий именно на эту узкую прослойку, согласен: "Была бы больше аудитория, можно было бы снижать цены на билеты. Но ее очень мало.

Не хватает площадок, не развит рынок, все не развито". Конечно, ситуация понемногу меняется: можно вспомнить недавние аншлаги на концертах остромодных White Stripes в "Механике" и Franz Ferdinand в Б2. Но на Западе эти же артисты собирают не клубы, а стадионы, причем по нескольку дней подряд. Так что тем, кому не интересны Фил Коллинз и Deep Purple, остается только ездить в Европу.

***

© "Известия", 21.10.2005

Театр дешевле, опера дороже, музеи почти даром

Екатерина Бирюкова, Марина Давыдова, Николай Молок

Разброс цен на театральные билеты в России огромен. Билеты в Московский ТЮЗ на детские утренние спектакли стоят от 70 до 200 рублей. Даже входной в европейской стране все же дороже - 2,5 доллара. Но в том же ТЮЗе на "Черного монаха" или "Даму с собачкой" Камы Гинкаса билеты стоят уже 1000 рублей, что сопоставимо, скажем, с венским "Бургтеатром". Стоимость "хитов" сопоставима с европейскими и даже бродвейскими расценками - на мхатовский "N 13" сумма вертится вокруг 100 долларов, а билеты на "Игроков" Олега Меньшикова меньше и не стоили.

В среде классики билеты стоят от нуля (много бесплатных концертов) до нескольких тысяч долларов. Еще недавно билеты по 10 000 рублей на Чечилию Бартоли поражали воображение. Высокую даже для такой раскрученной певицы цену можно было объяснить только в несколько раз завышенным гонораром, который, в свою очередь, объяснялся экзотикой и срочностью заказа (отсутствует система долгосрочного планирования). Но сейчас такая же цена на фестивале "Владимир Спиваков приглашает". И уже не шокируют билеты по 40 000 на "Аиду" в постановке Дзеффирелли. Считается, что самые дорогие концерты дают в нашей столице стареющие звезды, вроде Доминго (до 60 000 рублей). Однако пока рекордсменом дороговизны является Дмитрий Хворостовский, на новогодний концерт которого в Большом зале консерватории часть билетов продавалась за 100 000 рублей.

Войти в крупные российские музеи можно примерно за 300 рублей, что соответствует мировой практике. Однако такие цены платят у нас только иностранцы - для граждан РФ существует льгота: 60 рублей вместо 300 (ГМИИ), 70 вместо 300 (Кремль и Русский музей), 100 вместо 350 (Эрмитаж) и 100 вместо 225 (Третьяковка). Эта льгота, не имеющая аналогов в мире, была введена в годы перестройки, но существует и сегодня. В большинстве наших музеев, купив входной билет, можно посмотреть не только постоянную экспозицию, но и специальные выставки. В мире другая практика. В Лондоне, например, вход в музеи бесплатный, но за выставки доплачивают около 10 фунтов (более 500 рублей). Едва ли не единственное исключение - Международный салон изящных искусств, прошедший в Москве в сентябре. Вход стоил 300 рублей. Для сравнения: вход на ярмарку Frieze Art Fair в Лондоне - 15 фунтов (около 900 рублей).

 


Compromat.Ru ® — зарегистрированный товарный знак. Св. №319929. 18+. info@compromat.ru