Компромат.Ru ®

Читают с 1999 года

Весь сор в одной избе

Библиотека компромата

© "Б-Ф.Ру", 25.08.2005, Фото: "ИТАР-ТАСС"

Слава – Славе

Фетисов любит повторять: "Я финансирую спорт"

Олег Тамбовцев

В глазах любителей спорта со стажем Вячеслав Фетисов выглядит несомненным героем, воплощением спортивного мужества, патриотизма и других завидных качеств. Эти вполне заслуженные симпатии – дань былым заслугам: Фетисов дважды становился олимпийским чемпионом, был капитаном сборной команды, у него много спортивных званий и отличий. 

Правда, по поводу патриотизма Вячеслава Фетисова мнения не единодушны. В самом начале 90-х он покинул страну и стал одним из тех, кто заключил контракт с НХЛ напрямую, минуя государственную структуру «Совинтерспорт», которая обладала монополией на агентские услуги и отчисляла полученные от контрактов проценты в государственную казну, спортивным клубам, федерациям. В большинстве отечественных СМИ того времени действия Фетисова преподносилось как прорыв к свободе и борьба с застоем. Организационную и моральную поддержку Фетисову оказал Гарри Каспаров, один из ближайших его друзей. Риторика Фетисова была такая: «Не хочу кормить чиновников, лучше часть своих гонораров буду отдавать родной спортшколе ЦСКА». Статистика умалчивает о том, передавал ли Фетисов какие-то материальные ценности своей спортшколе, будучи высокооплачиваемым игроком НХЛ. Возможно, были какие-то клюшки, коньки, шнурки, но вряд ли эти презенты стоили Фетисову серьезных денег, если вообще чего-то стоили. 

Как игрок Фетисов в НХЛ вполне состоялся, несмотря на то, что возраст у него для хоккеиста был уже ветеранским. В составе команды он стал обладателем Кубка Стэнли. С этим трофеем связано одно печальное обстоятельство, но печальное не столько для Фетисова, сколько для его одноклубников. Во время поездки игроков команды с Кубком Стэнли по США произошла автомобильная авария, в которой серьезно пострадали другой российский хоккеист – Владимир Константинов и массажист Сергей Мацаканов, они стали инвалидами. Фетисов отделался царапинами. Это была уже вторая автокатастрофа в его жизни, первая произошла в Москве в 80-х годах, она закончилась для Вячеслава примерно так же: родной брат Анатолий погиб, а сам он не пострадал, находясь за рулем. С тех пор некоторые знакомые Фетисова, склонные к суеверию, предпочли отдалиться от него.

Тренерская карьера Фетисова в НХЛ была недолгой. После того, как он некоторое время проработал в команде «Детройт Ред Уингз», контракт с ним не был продлен, а других предложений от клубов не поступило. Выручила Фетисова родная страна: его пригласили главным тренером и генеральным менеджером олимпийской сборной России образца 2002 года. До начала Олимпиады сборная Россия считалась явным фаворитом, ожидания формулировались четко: должно быть золото. Но ведомая Фетисовым команда заняла лишь третье место, на ступень ниже, чем на Олимпиаде 1998 года в Нагано. Искушенные специалисты до сих пор относят к категории странных проигрыш российский команды в полуфинале сборной США, когда в первых двух периодах у наших ничего не получалось, и лишь в третьем периоде команда несколько ожила, но игра была уже отдана. Высказывается мнение, что это ошибка главного тренера, который почему-то против сильнейшей американской пятерки выпускал нашу слабейшую, обычно такие решения неизбежно приводят к поражению. 

После Олимпиады Фетисов с подачи президента ОКР Леонида Тягачева стал председателем Госкомспорта России (апрель 2002 года). Едва вступив в должность, он начал выступать с декларациями, в которых выражал недовольство сложившейся системой управления спортом в России и недостаточностью собственной власти. По-видимому, взгляды Фетисова сформировались в тот период, когда в отечественном спорте властные полномочия еще были четко расписаны за начальниками, и в спорте, например, председатель Госкомспорта СССР был царь и бог, выше него – только ЦК КПСС. Но за время пребывания Фетисова в США многое в России изменилось, обрели больше прав общественные организации, которым государство делегировало часть управленческого ресурса. 

Назначение Фетисова на должность председателя Госкомспорта совпало по времени с ростом внимания к спорту со стороны руководства страны. В январе 2002 года состоялось заседание Госсовета с повесткой дня, посвященной физкультуре и спорту, была намечена обширная программа, реализация которой поручалась преимущественно Госкомспорту. Повышался уровень госбюджетного финансирования отрасли, происходило это также не столько благодаря усилиям Фетисова, сколько в результате роста российской экономики и понимания властями роли спорта в решении социальных проблем. Реальных инициатив самого Фетисова было две: провозглашение движения «Спортивная Россия» и предложение по реконструкции всего российского спортивно-физкультурного движения, которое, по замыслу, должно было встать под флаги некой конфедерации. «Спортивная Россия», в создание которой были вбуханы миллионы, не известно, на что потраченные, вылилась в некое подобие социалистического соревнования, суть которого не известна ни единому человеку в стране. Логотип «Спортивной России» уже года 2-3 появляется на афишах и пригласительных билетах спортивных мероприятий, но известна она только тем, что во главе ее значится трехкратная олимпийская чемпионка и соратница Фетисова Ирина Роднина. 

Около двух лет, ушло на преодоление спортивными профессионалами другого мертворожденного проекта Фетисова – спортивной конфедерации. Предполагалось, что это будет государственно-общественный конгломерат, который поглотит все спортивное движение в стране. По поводу целесообразности создания этой надстройки было много дискуссий, большинство специалистов протестовало против нового витка бюрократизации отрасли и усложнения управленческой системы в спорте, но Фетисов не воспринимал возражений, упорно продвигая идею к реализации. Здравый смысл возобладал благодаря вмешательству Минюста, который вынес свое заключение: предлагаемая структура не соответствует российскому законодательству. Однако было бесполезно потрачено время, средства, людские усилия, которые вполне можно было бы употребить на реальные дела. Фетисов не только отвлекал от нормальной, нужной работы коллег, но и сам не находил времени, чтобы исполнять предписанные обязанности. Решения Госсовета РФ от 2002 года были забыты или, точнее сказать, проигнорированы. По программе «1000 ФОКов для России», одобренной Госсоветом, со стороны федерального спортивного ведомства ничего не делалось, по его инициативе не появилось ни одного доступного спортивного сооружения. Если физкультурное движение несколько оживилось, и кое-где стали появляться новые спортивные базы, это происходит исключительно благодаря стараниям других субъектов, отвечающих за благополучие этого компонента социальной сферы. Антидопинговая лаборатория, закупленная Росспортом накануне Афинской Олимпиады, оказалась негодной, устаревшей, что стало причиной дисквалификации в Афинах нескольких сильных российских спортсменов, в том числе Ирины Коржаненко, выигравшей золотую медаль в толкании ядра. 

За три года у руководителя Росспорта сменились более пятидесяти заместителей, советников и начальников управлений, включая и тех, кого Фетисов сам брал на работу, приглашая в том числе и близких ему бывших соотечественников, имеющих гражданство Америки. Так и кажется, что привычку к стремительным и частым заменам Фетисов привнес из хоккея. Такая практика не способствует хоть какой-то стабильности в работе данного учреждения, которое и без того бесконечно реформируется. Много и часто рассуждая о менеджменте, о менеджерах, явно подразумевая при этом опыт своего пребывания в Соединенных Штатах, и считая топ-менеджером самого себя, Вячеслав Фетисов воплощает собою совершенно противоположный стиль руководства: он классический начальник советских времен, который думает, что главное в его обязанностях – командовать, устраивать разносы, увольнять с работы и говорить с подчиненными через губу. При этом он любит называть себя министром, хотя по статусу является лишь начальником главка. Столь напыщенного чиновника нет во главе даже тех госструктур, которые стоят гораздо выше Агентства по спорту. Усилиями Фетисова конфликтность в российском спортивном сообществе возросла чрезвычайно. 

Большие надежды возлагались на создание Совета по физической культуре и спорту при Президенте Российской Федерации. Председателем Совета стал непосредственно Президент Владимир Путин, а заместителем Вячеслав Фетисов. Формированием состава Совета занимались Вячеслав Фетисов и Шамиль Тарпищев, поэтому в состав его вошли преимущественно их ближайшие сподвижники и единомышленники. При этом явно просматривалась ставка на представителей хоккея и тенниса, а также на тех, для кого Россия не является единственным местом жительства, кто имеет запасную базу в США или другой благополучной стране. Недоумение вызвает и то обстоятельство, что в состав Совета вошел и до сих пор входит Каспаров, который в отечественной и зарубежной прессе выступал и выступает с резкой огульной критикой политики президента Владимира Путина.

Единственное начинание Фетисова, которое получило громкий общественный резонанс – это церемония «Слава», чествование выдающихся российских спортсменов, спортивных и общественных деятелей, причастных к спорту. Церемония стала традиционной, она проводится ежегодно в конце мая, главным ее действующим лицом является, конечно, сам Слава – Вячеслав Александрович Фетисов. По общему мнению, он преуспел именно на этой стезе – на собственной популяризации, на пиаре: регулярно представительствует на светских мероприятиях и даже выходил на подиум в качестве манекенщика вместе с супругой Ладой. 

Фетисов часто утверждает: «Я финансирую спорт». Для всех очевидно, что Агентство лишь распределяет бюджетные средства, выделенные по соответствующей статье. Зимой 2005 года было потрачено 170 миллионов рублей на проведение «Лыжни России». Обычно эти массовые старты не требовали больших централизованных расходов, а проводились в регионах за счет местных средств, притом круг участников и их численность – это постоянная величина, это люди, которые увлечены лыжным спортом. В Московской области эти соревнования собирали до 20 тысяч участников. Складывается впечатление, что в централизации финансирования «Лыжни» заинтересовано только ведомство Фетисова, это его ноу-хау. Почему – загадка, которая достаточно легко разгадывается. 

Еще одно крупномасштабное мероприятие, финансируемое из бюджета, это Всероссийская спартакиада учащихся. В принципе, соревнования для юношества необходимы. Но вопрос опять тот же: как расходуются деньги? Специалистов поражают гигантские средства, выделяемые на экипировку судей. Если смотреть на прайс-лист, то наш рядовой судья школьных соревнований экипирован Фетисовым лучше, во всяком случае, дороже, чем арбитр Олимпийских игр. Для осуществления экипировки различных команд учреждена фирма «Фаворит», она осваивает крупные заказы Росспорта. Кому принадлежит этот частный, сверх-рентабельный бизнес? По этому поводу высказываются предположения, которые дают основания для серьезного профессионального исследования хозяйственно-финансовой деятельность Агентства. 

В российском спортивном сообществе Фетисова за глаза называют атакующим защитником. В данном случае имеется в виду не его былое хоккейное амплуа, а постоянное стремление «наезжать» на оппонентов, занимающих руководящие должности в спортивных федерациях. Глава Агентства стремится понизить статус этих общественных органов. Он выступает с позиции силы, которую видит в своей приближенности к Президенту РФ и часто дает понять окружающим или говорит напрямую, что обладает неограниченным мандатом доверия со стороны первого лица государства. Насколько это так, судить сложно, но высокомерие Фетисова становится безмерным и раздражает людей, среди которых есть не уступающие ему в спортивных звания и заслугах. Наибольшее неприятие у Фетисова вызывает президент РФХ Александр Стеблин, попытки сместить его не увенчались успехом, конференция переизбрала Стеблина на новый срок. Если не удается сместить кого-то, Фетисов пользуется другими наработанными методами. Его страсть к созданию новых структур и параллельных – в пику традиционно существующим – постоянно дает рецидивы. В России уже есть спортивный профсоюз, возглавляемый бывшим председателем Госкомспорта Павлом Рожковым и находящийся в юрисдикции ФНПР (Федерации независимых профсоюзов России), по инициативе Фетисова в спешном порядке был создана еще одна профсоюзная организация, которую возглавила неизменная Ирина Роднина. 

По поводу труднообъяснимой агрессивности Фетисова ропщут многие, но в открытую против него выступают редко, хотя уже было коллективное письмо председателю Правительства РФ Михаилу Фрадкову с требованием сместить В.А. Фетисова с должности руководителя Агентства. Люди большого спорта чувствуют свою зависимость от Фетисова, он в любой момент может «отключить газ» или «перекрыть кислород» - урезать финансирование или вовсе не давать денег для поездки на соревнования, на сборы. В былые времена бюджетные средства, выделяемые на большой спорт, распределялись не кулуарно и единолично, а на специально учрежденном для этого совете. Теперь Фетисов и его заместитель, а в прошлом главбух, Лейла Покровская все финансовые вопросы решают исключительно сами. Скоро в спортивную отрасль будут вкачены огромные суммы, более 100 миллиардов рублей. В газетном интервью Лейла Покровская заявила, что средства в значительной мере пойдут на строительство спортивных объектов в регионах, но регионы сначала обязаны сами оплатить 50 процентов сметы. Бывалые работники Агентства по-своему интерпретируют эти слова, в обиход входит новая формула – «Лейла – 50 процентов».

 


Compromat.Ru ® — зарегистрированный товарный знак. Св. №319929. 18+. info@compromat.ru