Компромат.Ru ®

Читают с 1999 года

Весь сор в одной избе

Библиотека компромата

Оригинал этого материала
© "Русский курьер", 18.02.2005, Фото: "НГ"

Гражданин Титов

Сергей Ишков

Вот уже несколько лет, как самарский губернатор Константин Титов с легкой руки заместителя генпрокурора РФ Владимира Колесникова вышел из разряда «господ» и «товарищей» и стал для блюстителей закона просто «гражданином Титовым». Со всеми вытекающими отсюда последствиями… 

О том, что в Самарской губернии существует механизм хищения бюджетных денег, Владимир Колесников заявил осенью 2002 года. Тогда же он объявил, что в области возбуждено 30 уголовных дел, и следователи «усмотрели» в действиях Константина Титова «злоупотребление служебным положением». Замгенпрокурора пообещал, что губернские власти уж точно не останутся в стороне от расследования, которое, возможно, продлится два года, и бросил ставшую крылатой фразу о том, что у следствия «появились очень серьезные вопросы к гражданину Титову». И надо же, Владимир Колесников как в воду глядел! Под занавес 2004 года появилось уголовное дело против Константина Титова. С тех пор жители области своего губернатора больше не видели… 

В мае 2002 года прокуратура Самарской области провела первые задержания в рамках расследований о крупных злоупотреблениях в администрации губернии. Двум чиновникам Главного управления автодорог обладминистрации были предъявлены обвинения. Среди прочих в расследовании о судьбе бюджетных денег, предназначавшихся для строительства дорог, упоминался и губернатор Титов, а также его бывший зам, а в 2002 году занимавший пост главы Департамента по строительству Александр Латкин. 

Одним из фигурантов другого уголовного дела являлся сын губернатора Алексей Титов. Он возглавлял коммерческий банк «Солидарность», в котором были размещены бюджетные средства области. По мнению силовиков, Алексей Титов оказался замешан в спекуляции дисконтными векселями. Якобы областной Территориально-дорожный фонд, где аккумулировались значительные финансовые средства на дорожное строительство, до 2001 года вместо «живых» денег в качестве налогов от ряда крупных местных предприятий («Самаранефтегаз», «Волготанкер», «Юго-Запад Транснефтепродукт» и др.) принимал дисконтные векселя банка «Солидарность». 

Некоторые самарские аналитики считают, что схема выглядела так. Векселя реализовывались предприятиям по стоимости ниже номинала, а через определенное время они должны были погашаться уже по нормальной стоимости. После получения дисконтных векселей предприятия отдавали их в обладминистрацию и требовали засчитать им погашение долгов в дорожный фонд на указанную в ценных бумагах сумму, тогда как реально заплатили банку за векселя гораздо меньше. После того, как Департамент по строительству давал «добро», все соответствующие бумаги направлялись налоговикам, а векселя попадали все в тот же банк «Солидарность». Несмотря на то, что, согласно документам, Департамент собирал иногда даже выше 100% налоговых отчислений, реально их, по мнению сотрудников прокуратуры, было не больше 60%. Потом векселями «Солидарности» областная администрация, ссылаясь на отсутствие «живых» денег, расплачивалась со строительными управлениями за выполненную ими работу. А так как строители не могли ждать полгода или год до тех пор, когда банк выплатит им полную сумму, они предъявляли векселя «Солидарности» раньше срока и «в наказание» за это получали значительно меньше денег, чем было указано в ценной бумаге. В итоге в выигрыше оказывались крупные предприятия и банк «Солидарность», строители были «в минусе», а область тоже вроде как оставалась в убытке. По мнению прокурорских работников, подобная вексельная система нарушала российское законодательство: ведь уже в январе 1999 года вступил в действие налоговый кодекс, запрещавший платить налоги не деньгами, а ценными бумагами. По подсчетам правоохранителей, только за 1999-2000 годы государство из-за вексельной системы «потеряло» около 100 млн. рублей. 

Еще одна претензия прокуратуры была предъявлена областной администрации из-за самого строительства самарских дорог. Дело в том, что большинство бюджетных заказов доставалось компании «ДВИ» («Дизайн Волга Интернешнл» –прим. авт.), руководимой Антоном Латкиным – сыном главы Департамента по строительству Александра Латкина. «ДВИ» после побед в конкурсах, проводимых Департаментом, сама работ, как правило, не вела, а привлекала субподрядчиков. Только за участие в строительстве двух трасс «ДВИ» как-то получила гонорар в 22 млн. рублей. Между тем, то, что демонстрировалось в рекламных проспектах компании из трех букв, и то, какие реально строились дороги, отличалось, как небо и земля. Как рассказывали самарские СМИ, уже через год после сдачи трассы Азеево-Шентала-Северный дорога была признанной непригодной к дальнейшей эксплуатации. Асфальтобетон был частично разрушен, покрыт трещинами, выбоинами, кое-где и вовсе провалился. Строительство этой дороги обошлось государству в 3,5 млн. рублей за километр. А по данным экспертов, подобные работы стоили на 1,5 млн. рублей дешевле. К тому же, ширина трассы оказалась на метр уже, чем указано в бумагах «ДВИ». По сведениям прокуратуры, на многих объектах, возводимых при участии «ДВИ», слой щебня недокладывался на 10 см, песчаное основание – на 8 см, а асфальтобетонное покрытие – на 3 см. Так что, вовсе не удивительно, что дороги так быстро приходили в негодность. 

Компания «ДВИ» «засветилась» и в еще ряде скандальных проектов. Взять, к примеру, самарский онкологический центр, который строят вот уже 9 лет (см. статью в «РК» от 2 декабря 2004 года «Место, где закапывают деньги»), и реконструкцию площади Славы перед зданием администрации Самарской области, которую еще в 2001-м взялось за 11 месяцев и 50,2 млн. рублей реконструировать ОАО «Инстройпроект ДВИ». В итоге реконструкция затянулась на годы, а стоимость выполненных «ДВИ» работ возросла в разы. Такая математика очень заинтересовала Счетную палату губернской Думы. 

Все эти просчеты, недочеты и откровенный криминал стали поводом для возбуждения областной прокуратурой нескольких дел о мошенничестве, злоупотреблениях и превышении полномочий. Но, как только высокопоставленных людей стали вызывать для дачи показаний, на следователей начали оказывать давление. Одно из дел пришлось даже закрыть, но тут вмешался прокурор области Александр Ефремов и Генпрокуратура, и делу снова дали ход. Сотрудники прокуратуры провели выемки документов, вызвали на допрос Александра Латкина. А губернатору Титову прокуратура выставила представление. 

А немногим позже, осенью 2002 года, в ряде СМИ, как столичных, так и губернских, появились материалы, компрометирующие прокурора области Ефремова. Видно, кто-то хотел отыграться… 

Еще одним эпизодом в многолетнем противостоянии силовиков и обладминистрации стало так называемое «дело ЛогоВАЗа». В 2002 году генпрокуратура возбудила уголовное дело в отношении руководителей АО ЛогоВАЗ, которые, по мнению следователей, в 1994-1995 годах совершили хищение 2 323 автомобилей на общую сумму 60 млрд. неденоминированных рублей. Свидетелем по этому делу проходил губернатор Самарской области Константин Титов. Волжский автозавод в счет погашения долга перед региональным бюджетом (свыше 400 млрд. неденоминированных рублей) передал обладминистрации 2 323 товарных облигации. Они должны были частично погасить задолженность предприятия. Спустя две недели после получения облигаций областные власти передали их подконтрольной предпринимателю Борису Березовскому компании ЛогоВАЗ, взамен получив 6% ее акций. ЛогоВАЗ же, в свою очередь, погасил ими свои долги перед АвтоВАЗом – стоимость отгруженных ранее 2 323 автомобилей. Владимир Колесников обвинил Березовского в том, что он специально придумал такую схему, чтобы не расплачиваться за 2 323 машины. Весной 2003 года областная прокуратура с подачи генеральной обратилась с иском в арбитражный суд. Как раз в ходе расследования этого дела у замгенпрокурора Владимира Колесникова и «появились серьезные вопросы к гражданину Титову». Колесников сообщил, что Титов будет отвечать на них перед специально приехавшей из Москвы бригадой следователей. В сентябре арбитраж признал ничтожной сделку по передаче в 1995 году администрации губернии АвтоВАЗом облигаций ЛогоВАЗа в счет налоговых платежей завода в областной бюджет. 

Надо отметить, что в неприятные для него моменты Константин Титов демонстрирует поистине стальную выдержку. Когда три года назад Владимир Колесников заявил, что в Самарской области работы – непочатый край, потому как в губернии есть ряд предприятий и организаций, по которым расследование выводит на серьезные злоупотребления, и, как бы между прочим, сообщил, что «подход будет самым строгим и жестким ко всем, начиная с губернатора области», Константин Титов спокойно ответил: «Если у прокуратуры есть вопросы, то я готов обстоятельно на них ответить. Но мне непонятно, почему работа прокуратуры стала публичной, для чего формируется определенное общественное мнение? Я начинаю это воспринимать как определенный политический заказ». 

Когда в администрации Президента начали обсуждать кандидатуры на должности глав регионов, в окружении Титова стали готовиться к очередному возможному удару. Что припомнят Константину Алексеевичу на этот раз? Снова поставят на вид сомнительные дела его подчиненных, занимавшихся строительством дорог? В очередной раз призовут к ответу за темные финансовые истории на ВАЗе? «Выстрелил» Самарский губернский торговый дом (см. статью в «РК» от 11 января 2005 года «Губернатор Титов под следствием»). В преддверии Нового года прокурор Самары Виктор Казберов сообщил общественности, что по материалам УБЭП МВД России прокуратура возбудила уголовное дело в отношении ряда должностных лиц правительства Самарской области, в том числе - губернатора Константина Титова. Дело возбуждено по двум статьям УК РФ «Злоупотребление должностными полномочиями» и «Превышение должностных полномочий». В 2001-2003 годах правительство области выделило СГТД кредит в размере 300 млн. рублей. До сих пор в бюджет эти средства не поступили, из чего можно заключить, что деньги попросту похищены. «В целях сокрытия совершенного руководителем коммерческой организации преступления губернатор Титов издал распоряжение, которым предусмотрено продление сроков погашения бюджетных кредитов до 30 декабря 2011 года. Распоряжение является незаконным», - заявил на пресс-конференции Казберов. Кроме этого, самарский губернатор ходатайствовал об отсрочке таможенных платежей для СГТД в размере 74 млн. рублей. Причем все распоряжения и отсрочки таможенных платежей, письма в Правительство РФ и Таможенный комитет подписаны именно губернатором. 

В администрации области, в московском представительстве самарского правительства и в кабинете Константина Титова проведены обыски и выемка документов. Допросить самого губернатора силовикам не удалось. Для дачи показаний Константин Титов в прокуратуру не являлся, а за день до возбуждения дела он слег в больницу с диагнозом «гипертония». В первый раз за много лет в 12 часов ночи 31 декабря жители губернии вместо проанонсированного традиционного поздравления Константина Титова, услышали праздничные напутствия его и.о. Сергея Сычева. А в начале января появилась информация о том, что из аэропорта «Курумоч» глава региона вылетел в Москву. Из неофициальных источников известно, что самарский губернатор занимался в столице лоббированием своих интересов, используя старые связи, однако, по официальной версии, он проходит в Москве курс лечения. 

По поводу всех этих событий главный федеральный инспектор по Самарской области Андрей Когтев заявил, что не видит в этом деле политической подоплеки, «просто к концу года у прокуратуры появились достаточные основания для того, чтобы провести следственные действия». 

Однако источники «РК» утверждают, что, несмотря на то, что Титов постоянно демонстрировал свое лояльное отношение к федеральной власти и знает придворный этикет на пять с плюсом, в Кремле не прощают ему того факта, что в 2000 году Константин Алексеевич осмелился конкурировать с Владимиром Путиным за должность Президента России. В свое время Титову обещали, что если он еще раз пойдет во власть, могут возникнуть проблемы. Сегодня они на лицо. В Москве еще раз показали, что там все знают и могут «вспомнить», когда захотят. Вице-спикер губернской Думы Наталья Боброва считает, что возбуждение уголовного дела в отношении Константина Титова напрямую связано с намечающейся сменой губернатора и преследует цель снизить политический рейтинг главы региона. «Об этих кредитах было известно и раньше, - говорит Боброва. – Просто у нас по принципу либерально-криминального государства что-то на свет божий достается тогда, когда кому-то это выгодно». 

Несмотря на то, что, согласно решению областного суда от 18 января, теоретически Константин Титов может оставаться на посту губернатора до июля 2005 года, многие в регионе полагают, что Титов все равно может лишиться своего кресла досрочно. Для этого может быть использовано уголовное дело, возбужденное самарской прокуратурой. Вполне возможно, что, шантажируя губернатора материалами, имеющимися в прокуратуре, его заставят написать заявление о досрочной добровольной отставке. А может быть, опасаясь передачи уголовного дела в суд, Константин Титов сделает это сам.

 

Compromat.Ru ® — зарегистрированный товарный знак. Св. №319929. 18+. info@compromat.ru