Компромат.Ru ®

Читают с 1999 года

Весь сор в одной избе

Библиотека компромата

«Кавказцемент» фактически принадлежит Мустафе Батдыеву, пакет акций оформлен на подставное лицо

Оригинал этого материала
© "Профиль", 15.11.2004, Фото: "Жизнь"

Все идет по клану

Валерия Брагинская

Кремль постарается не допустить отставки президента Карачаево-Черкесии в этом году. Нужно подождать принятия закона о назначении глав субъектов РФ. 

Здесь свой закон

Достаточно провести в Карачаево-Черкесии хотя бы несколько дней, чтобы заметить: законы здесь не работают. В КЧР даже не действуют элементарные правила дорожного движения, потому что практически у каждого жителя непременно найдется восьмиюродный дядя — начальник райотдела ГИБДД.

Роковой ночью 10 октября милиционеры, получив сигнал об автоматных очередях во дворе дома Али Каитова, потоптались возле забора, но не решились побеспокоить президентского зятя. Из источника в МВД республики «Профилю» стало известно, что наутро к дому Али Каитова прибыли трое сотрудников УБОПа при республиканском МВД, которые обнаружили следы преступления. Но начальник УБОПа Али-Султан Хапаев разорвал их рапорт, сказав, что «за это президент их всех выгонит». Глава МВД республики Александр Обухов (переведенный на эту должность в июне 2004 года из Нижегородской области) заявил: «У Каитова в МВД сто родственников. Они защищают не закон, а свои клановые интересы. Коррупция и предательство в рядах милиции невообразимые».

Клановая система распространилась на все сферы жизни. Получить положенные по закону льготы на лечение в Москве можно, только имея родственника в Минздраве республики. Без влиятельного родственника в правоохранительных органах невозможно привлечь к ответственности убийцу или вернуть угнанный скот.

Большая семья

Клан Батдыевых укрепился в республиканской элите во многом благодаря успешной карьере Мустафы Батдыева. В 1992 году он возглавил республиканское Госкомимущество, затем служил зампредом правительства КЧР, с 1997 года до избрания год назад президентом возглавлял Нацбанк Карачаево-Черкесии. По некоторым данным, одно из крупнейших предприятий республики, «Кавказцемент», фактически принадлежит Мустафе Батдыеву (его пакет акций оформлен на подставное лицо). Позднее совладельцем завода и председателем совета директоров стал его зять Али Каитов, племянник водочного короля Магомеда Каитова. Союз двух «респектабельных» кланов продолжает наращивать мощь. Закончившийся кровавой драмой конфликт между Али Каитовым и Расулом Богатыревым возник из-за лакомого куска — Черкесского химобъединения. Али Каитов долго не мог убедить Богатырева расстаться с 20% акций, и автомат Калашникова был предъявлен в качестве решающего аргумента. Близкий друг Расула Богатырева Руслан (фамилию он просил не называть) рассказал «Профилю», что принимал участие в «самостийном» расследовании: «Мы сами поехали домой к Каитову и нашли прямо во дворе пятна крови и гильзы. Они были настолько уверены в своей безнаказанности, что даже за неделю ничего не убрали».

Ждать уже недолго

Южный полпред Дмитрий Козак, который уже дважды усмирял бунт в КЧР, решительно отвергает возможность отставки президента Мустафы Батдыева «по требованию представителей народа». Легитимной отставка может быть только добровольная или через импичмент (а парламент даже не смог собраться на внеочередное заседание — не хватило кворума). Что касается добровольного ухода, то на это нет команды из Кремля. Закон о назначении губернаторов, скорее всего, будет принят еще до конца года, и в 2005 году федеральная власть получит возможность назначить главу республики. Батдыеву могут даже разрешить уйти тихо, например по состоянию здоровья. Путину в КЧР доверяют (82,28% голосов на президентских выборах). Авторитет же Дмитрия Козака — как представителя центра и человека, близкого к Владимиру Путину, — достаточен, чтобы удержать ситуацию и обеспечить «правильную» смену власти. 

 

Compromat.Ru ® — зарегистрированный товарный знак. Св. №319929. 18+. info@compromat.ru