Компромат.Ru ®

Читают с 1999 года

Весь сор в одной избе

Библиотека компромата

Оригинал этого материала
© "Газета", 11.10.2004

"Рыбным делом" заинтересовались в Норвегии

Александр Игорев

Правоохранительные органы Норвегии начали проверку деятельности компании Ocean Trawlers, одним из топ-менеджеров которой является россиянин Виталий Орлов. В частности, полицию этой страны заинтересовали связи Орлова с его другом и давним партнером, бывшим зампредседателя Госкомрыболовства, председателем ликвидационной комиссии ведомства Александром Тугушевым. Сам Тугушев сейчас находится в СИЗО по обвинению в получении взятки в размере 3,7 млн. долларов за предоставление квот на вылов минтая. По этому делу в качестве обвиняемых также проходят бывший начальник управления Минимущества РФ Ленар Зинатулин, замначальника административно-хозяйственного управления ОАО «Российские железные дороги» Андрей Лысков, а также приятель Тугушева Владимир Чекунов.

Замена адвокатов

Норвежская полиция заинтересовалась личностью Тугушева несколько дней назад, после того как по государственному каналу ТВ был продемонстрирован документальный фильм - расследование о деятельности зарегистрированной в этой стране компании Ocean Trawlers и злоупотреблениях, якобы допущенных ее руководством, в частности топ-менеджером Виталием Орловым. Немало времени норвежские журналисты уделили связям Орлова с Александром Тугушевым. В свое время они были партнерами по рыбному бизнесу в Мурманске и Архангельске. Судя по содержанию фильма, Тугушев продолжал лоббировать интересы компании Ocean Trawlers в России и после того, как занял кресло зампреда Госкомрыболовства. 

После выхода фильма норвежская полиция связалась с российскими коллегами и предложила совместно проверить связи Тугушева с Орловым. По данным ГАЗЕТЫ, наши сыщики согласились. 

Тем временем Тугушев, Зинатулин, Лысков и Чекунов продолжают находиться в СИЗО, причем Зинатулин делит камеру с Вячеславом Иваньковым. Несколько раз защита фигурантов дела пыталась добиться их освобождения под залог или подписку о невыезде, однако Замоскворецкий суд каждый раз отклонял ходатайства. 

Ход расследования правоохранительные органы не комментируют, однако ГАЗЕТЕ стало известно, что на днях сменились почти все защитники обвиняемых. Теперь интересы Александра Тугушева представляет адвокатское бюро Анатолия Кучерены. Впрочем, и он не стал рассказывать о расследовании дела. "Могу только отметить, что смена защиты произошла по воле самих клиентов. Пока идет ознакомление с деталями дела, поэтому комментарии хотелось бы отложить на более позднее время", - отметил Кучерена. 

Нестандартная биография

Между тем стали известны любопытные подробности истории с получением взятки за предоставление квот, а также новые сведения о фигурантах дела. 

Как выяснилось, с одним из обвиняемых - Ленаром Зинатулиным - руководители хабаровской рыболовецкой компании "Поллукс" познакомились несколько лет назад. В деловых кругах он слыл человеком, способным решить любые проблемы с недвижимостью. Сам Зинатулин тогда работал начальником управления Минимущества. При этом умел произвести впечатление: всегда дорого одевался, щеголял знакомствами с известными политиками, бизнесменами, широкими связями в столичных госструктурах. Услуги Зинатулина стоили недешево, однако «решать вопросы» он действительно умел. Чиновник не раз попадал в поле зрения правоохранительных органов, однако каждый раз выходил сухим из воды. 

В ходе расследования дела выяснилось, что бывший высокопоставленный чиновник имеет крайне любопытную биографию. В 1990 году, будучи курсантом Военного института иностранных языков, он попался на краже видеомагнитофона и видеокассет - подобрал ключи от кафедры и вскрыл ее после отбоя. "Воровать у своих... у нас, курсантов, это считалось самой настоящей низостью", - вспоминает бывший сокурсник Зинатулина, ныне сотрудник военной прокуратуры. Видимо, так же считал военный суд, который в 1991 году приговорил курсанта к трем годам дисбата. Однако в дисциплинарный батальон Зинатулин так и не попал - спустя несколько недель он объявился в Махачкале, где переводом поступил на третий курс юридического факультета Дагестанского госуниверситета. При этом предоставил блестящую характеристику с прежнего места учебы, в которой, в частности, говорилось, что старшина Зинатулин «военную форму одежды носит с любовью, всегда опрятен… склонен к научной работе… общевоинские уставы знает твердо… внес определенный вклад в укрепление воинской дисциплины на курсе». Правда, официальной причиной отчисления названа "недисциплинированность". 

После окончания университета (кстати, на "хорошо" и "отлично") Зинатулин стал правоведом. Правда, он весьма специфически трактовал этот вид деятельности. В течение нескольких лет в Дагестане в отношении него трижды возбуждались уголовные дела. В 1994 году ему вменялись в вину мошенничество и злоупотребление должностными полномочиями. Суд Хасавюртовского района приговорил его к шести годам лишения свободы, однако позже приговор был отменен. В 1997 году Зинатулину инкриминировались мошенничество и преднамеренное банкротство. Год спустя было возбуждено еще одно дело - по статьям «мошенничество» и «изготовление поддельных акцизных марок» . Дела по разным причинам прекращались. 

Наконец правовед переехал в столицу. Насыщенная неординарными событиями биография не помешала ему стать госчиновником, устроившись на работу в Минимущество сначала помощником министра, затем начальником управления непроизводственной сферы. Но и в этой должности Зинатулин не смог избежать камеры: в августе 2002 года его задержали и поместили в СИЗО «Лефортово». Чиновнику вменялось злоупотребление служебными полномочиями. Прокуратура Сочи подозревала, что в 2000 году он незаконно передал 49-процентный государственный пакет акций ОАО "Гостиничный комплекс "Жемчужина" в управление руководителям отеля. Тут же была проведена дополнительная эмиссия акций, в результате чего доля государства в ОАО снизилась на треть, а бюджет стал ежегодно недополучать с этого объекта по 3 млн. долларов. Но доказать вину Зинатулина тогда не удалось, и его выпустили на свободу. Как рассказали потерпевшие по нынешнему делу, именно после последней отсидки Зинатулин резко изменил свой имидж "делового" человека: теперь он стал "кидать" просителей - брал немалую предоплату, но почти никогда просьб не выполнял. 

"Рыба ж в воде!"

Несколько лет назад на одной из вечеринок коммерсантов Зинатулин познакомился с тогдашним гендиректором ФГУП "Дорожная инфраструктура и сервис" Андреем Лысковым (позже он перешел в ОАО "Российские железные дороги"), который специализировался на том же бизнесе - "решал вопросы". Оба быстро нашли общий язык и стали действовать сообща. Лысков, выходец из Мурманска, давно знал Алескандра Тугушева, который до переезда на работу в Госкомрыболовство занимал должности вице-президента консорциума "Мурманский траловый флот" и президента «Мурманскрыбпрома». Репутация Тугушева у предпринимателей была очень высокой. «Если бы сейчас не попал в эту историю - приватизировал бы всю отрасль» - так охарактеризовали его ГАЗЕТЕ в рыболовецких кругах. Владимир Чекунов, бывший сослуживец Тугушева по мореходному училищу, выполнял при нем роль посредника, в частности, отвозил по нужным адресам деловые бумаги и т.п. Сам он в вопросах рыболовства, судя по всему, разбирался слабо. Например, по рассказу потерпевших по делу, во время одной из встреч Чекунов сказал такую фразу: «А как они могли взять кредит под рыбу? Ведь рыбы-то еще нет. Она ж в воде!» 

Решающий аргумент

Осенью 2003 года были отменены аукционы на вылов рыбы. В конце прошлого года вышло правительственное постановление, установившее новый принцип выделения квот. По новой схеме подсчитывался общий улов каждой компании за три последних года, затем делился на три. Полученная цифра и становилась новой ежегодной квотой на ближайшие несколько лет. Таким образом, дальневосточная фирма, успевшая выловить лишь немногим больше 20 тыс. тонн за год своего существования, после разбивки этой цифры на три года могла рассчитывать лишь на квоту в 7 тыс. тонн в год. Это компанию не могло устроить, поскольку бизнес-план на 2004 год предусматривал получение кредита на вылов 50 тыс. тонн. 

Зинатулин и Лысков предложили решить проблему рыболовов с помощью Тугушева. Как показывают дальнейшие события, действовали они, скорее всего, по обкатанной схеме. Причем главная ставка делалась на авторитет Тугушева, чиновника очень высокого ранга (должность зампреда Госкомрыболовства до упразднения ведомства соответствовала заместителю министра), к тому же крупного авторитета в этой отрасли. Сначала Тугушев встретился с рыболовами и дал им понять, что в скором времени квот лишатся все компании, работающие на корейских кредитах (таких на Дальнем Востоке около десятка. - ГАЗЕТА). Затем намекнул, что "есть варианты". После этого Зинатулин и Лысков начали торг. После нескольких встреч предложили окончательную цену: «Вам - 50 тыс. тонн. Нам - 3,7 млн. долларов сверху". Предприниматели согласились: даже при таких затратах они оставались при небольшой прибыли, а главное - закрепляли за собой право на большие квоты. 29 декабря прошлого года в рыболовецкую фирму пришел факс - копия выписки постановления межведомственной комиссии о том, что компания наделяется частью квот. Это было решающим аргументом махинаторов. Сразу после этого в два приема названная сумма была передана. 

А 6 января 2004 года на интернет-сайте Госкомрыболовства появилась информация о выделенных квотах, и бизнесменам стало ясно, что их компания получила лишь 7 тыс. тонн. Руководители фирмы обратились с заявлением в ГУБОП. Их дальнейшие переговоры с махинаторами о судьбе 3,7 млн. долларов проходили под контролем оперативников и завершились взятием четверых фигурантов дела под стражу. 

 
Другие материалы раздела:
Тугушев и Госкомрыба
Ocean Trawlers и Тугушев
Взятка за квоты - $3,7 млн.
📁 "Норебо": Тугушев vs Орлов +
Тугушев в межд. розыске
У Ильясова забирают замов

Знаком '+' отмечены подразделы,
а '=>' - ссылки между разделами.


Compromat.Ru ® — зарегистрированный товарный знак. Св. №319929. 18+. info@compromat.ru