Компромат.Ru ®

Читают с 1999 года

Весь сор в одной избе

Библиотека компромата

05.04.2004

Яблоко в червоточинах….

Государство не получит ничего от приватизации «Самарского дома печати»…

Олег Зайков

В 2004 году российское правительство намерено приватизировать большую часть оставшихся с советских времен полиграфических предприятий – так называемых домов печати. Но хотя сами дома печати являются в большинстве регионов монополистами, дождаться денег от приватизации правительству в ряде случаев не удастся. Потому что предприимчивые чиновники действуя от имени государства уже давно превратили крупнейшие издательства в источники обогащения себя лично и близких к себе коммерческих структур. Примером того как можно беззастенчиво использовать госсобственность в своих целях служит история «Самарского дома печати».

«Самарский дом печати» - одна из крупнейших типографий Поволжья, построенная еще в советское время. В наследство от былого величия СССР дому достался большой набор недвижимости в виде корпусов и складов в центре Самары, профилакториев и турбаз в живописнейших местах на берегу Волги. Нетрудно догадаться, что к 2004 году стоимость самой земли и этих корпусов выросла в сотни раз. Но главной ценностью дома печати была не стоящая миллионы долларов земля под ведомственным профилакторием, а собственно полиграфическое производство дома печати. Дом печати был монополистом : кроме него никаких типографий в Самарской области не было. Если вы думаете что это обстоятельство позволило ему превратиться в источник баснословных доходов для казны (а «Самарский дом печати» был и остается государственным унитарным предприятием – прим.ред) то вы ошибаетесь. В 1995 году не имевшее конкурентов предприятие оказалось на грани банкротства. Его счета были арестованы, государство возбудило в отношении него процедуру банкротства. И тут на поверхности появилась фигура Дмитрия Сивиркина – молодого журналиста, бывшего заместителем редактора газеты «Волжская коммуна» - официального органа самарской областной администрации. Редакция газеты сидела в здании дома печати и ее редактор Татьяна Воскобойникова порекомендовала областной администрации своего молодого протеже в качестве арбитражного управляющего дома печати. Свою рекомендацию дал и Валерий Бурла – директор созданного «Волжской коммуной» ЗАО «Самарский информационный концерн». Власти не могли отказать своим доверенным лицам. Сказано – сделано. В 1995 году в Самарском доме печати было введено внешнее управление. Спустя еще год прежний директор – Владимир Полуянов был отправлен в отставку. По причине того что именно его сочли главным виновным в «тяжелом» положении Дома печати. Новым директором стал все тот же Сивиркин. Который тут же публично отчитался о том, что ликвидность предприятия восстановлена и что его ждут светлые времена.

Казалось бы как не процветать «СДП»? Но процветания не получилось. Точнее о нем не думали. Думали о другом.

То что вся история была с самого начала шита белыми нитками стало ясно спустя буквально два года. Дмитрий Сивиркин начал с того, что сдал в аренду площади по символическим ценам тому самому «Самарскому информационному концерну». Который возглавлял Валерий Бурла. В 1996 году Дмитрий Сивиркин и Татьяна Воскобойникова добились выделения бюджетного кредита на покупку офсетной машины для печати газет. О том куда делся этот кредит вспомнили только спустя три года. В 1999 году при проверке счетной палатой губернской думы обстоятельств получения и использования кредиты выяснилось что приобретенная на бюджетные средства машина была передана ЗАО «Самарский информационный концерн». Ей даже не понадобилось переезжать. Само ЗАО спустя два года п после назначения Сивиркина уже не было государственным – в 1998 году оно провело две эмиссии. Их итогом стало появление в составе учредителей ЗАО самого Сивиркина, Татьяны Воскобойниковой и Валерия Бурлы. Казалось бы ну что тут такого? А то что сам «Самарский дом печати» никакого нового оборудования уже не покупал – на это не было средств. Коллеги из соседних регионов вовсю хвастались новыми импортными машинами а самарское государственное предприятие имело и имеет никому не нужные разрушающиеся мощности для высокой печати. Для непосвященных поясним что высокая печать использовалась очень давно. Тот факт, что деятельность Сивиркина приводила к снижению стоимости типографии никого особо не волновал до 1999 года т.е до той самой проверки. А потому директор радостно продавал свое оборудование ЗАО «Самарский информационный концерн» т.е самому себе. Таким образом на сторону по цене рухляди ушла машина печатная машина ПОЛ54/1 которая была установлена в подвале здания на Самарской 203,б. На ее базе была создана отдельная типография которая стала позиционироваться как подразделение …ЗАО «Самарский информационный концерн». И так далее. Некоторый затык с машинами приключился в 1999 году когда ревизоры Счетной палаты как уже сказано выше вдруг обнаружили что дом печати за счет бюджетных средств комплектует частное предприятие. Дмитрий Сивиркин ставший к тому моменту депутатом губернской думы начал резко критиковать спикера областного парламента Леона Ковальского. В чем только не обвиняли спикера Сивиркин и самарские СМИ зависящие от директора СДП как от бога – в пьянстве, воровстве, налоговых нарушениях.. В конце концов спикер не выдержал и бросил тему. История растаскивания имущества дома печати пошла своим чередом. 

Для начала «Самарский информационный концерн» имевший дармовые площади и машины превратили в конкурента дома печати. Конкурент жил за счет СДП и был прибыльным. Дом печати сидел на картотеке. Для прикрытия Сивиркина была выстроена следующая схема позволявшая отправлять любого строптивого заказчика из государственного предприятия в частный концерн. Заместителем Сивиркина непосредственно определявшим тарифы на печать являлся Владимир Полуянов..Да-да тот самый Владимир Полуянов которого сам Сивиркин снял со своего постав в 1996 году. Он принимая заказчиков мог сказать им например что СДП перегружен, но вот рядом..буквально в паре метров от кабинета заместителя есть компания которая примет ваш заказ. Компания как нетрудно догадаться действительно называлась «Самарский информационный концерн». А заказчиков в ней встречал Андрей Полуянов. Вы удивлены совпадением? Ничего необыкновенного : Андрей Полуянов является сыном Владимира Полуянова. Кстати здесь же всех заказчиков приглашали купить бумаги. На складах дома печати. Которые в свою очередь были сданы в аренду ООО «Волжская бумага». Руководителем этой компании был назначен Евгений Поляков – друг и приятель Андрея Полуянова. Нетрудно догадаться что ООО «Волжская бумага» превратилось в единственного и крупнейшего поставщика дома печати получившего за минимально возможную плату его склады в аренду на долгосрочный период. Работали на погрузке и разгрузке бумаги все те же работники «Самарского дома печати». Не обошли стороной Сивиркин и компания такую сферу как поставка расходных материалов. 

Для начала как всегда требовалось убрать не своего человека. Что и сделал Дмитрий Сивиркин еще в 1999 году устранивший со своего поста начальника отдела материально-технического снабжения «СДП» Владимира Степанова. На его место был приглашен Андрей Бакаев, сын главного инженера СДП. 

Андрей Бакаев был сориентирован Дмитрием Сивиркиным на поставки расходных материалов для «СДП» через ООО «Полиграфсервис». С учетом трусости Сивиркина ООО все время трансформировалось. Сначала оно превратилось в ООО «Полиграфсервис-К», затем в ООО «Снабпечать». ООО «Снабпечать» возглавила Ольга Бакаева – жена Андрея Бакаева. Таким образом все поставки (бумага, расходные материалы) оказались подконтрольны все той же группе лиц.

Злополучная проверка 1999 года ( кстати по ее итогам ревизоры счетной палаты выявили факт нарушения ущерба бюджету на сумму $ 177 тыс.) закончилась для ее фигурантов «успешно». А потому очень скоро они перешли все границы. На базе дома печати начали друг за другом плодиться доверенные фирмы, которые использовали факт монополии в своих целях. Пользуясь фактически монопольным положением «СДП» как газетной типографии в Самаре они привлекли ряд фирм для поставки бумаги. Эти фирмы под угрозой повышения тарифов либо отказа печатать навязывались изданиям. Сыновья Владимира Полуянова учредили ряд компаний занимавшихся поставками бумагами для газет печатавшихся в концерне – ООО «Выбор плюс», ООО «Декабрист», ООО «Агентство Перспектива», ООО «РИА «Авеню» и т.д. В дальнейшем для решения проблем все газеты печатающиеся в концерне были переориентированы ими на ООО «Партал». 

Дмитрий Сивиркин, Валерий Бурла и Татьяна Воскобойникова активно использовали поступавшие из областной администрации средства для создания на базе государственной газеты «Волжская коммуна» частных предприятий. В частности таким образом были созданы ООО «Издательский дом «Волжская коммуна», ЗАО «Издательство «Парус», ЗАО «Меридиан» в уставном капитале которых приняли участие Дмитрий Сивиркин, Валерий Бурла и Татьяна Воскобойникова, а также их родственники и близкие лица. Они занимались созданием, изданием и раскруткой СМИ которые существовали за счет минимальной аренды и производственной базы «Волжской коммуны» и СДП. Таким образом была в частности создана газета «Суббота», а созданная с подачи Бурлы и Сивиркина радиостанция «Серебряный дождь» практически бесплатно находилась на площадях «Самарского дома печати»

Чувствуя безнаказанность некогда скромный чиновник Сивиркин купил на имя своей матери участки земли в одном из самых дорогих мест набережной Волги и построил себе особняк. Причем прессе неизвестно для чего демонстрировался совсем не тот дом в котором обычно проводил свое время директор дома печати. Сивиркин в открытую купил у генерального директора ДП «Самаратрансгаз» джип «Сабурбан» и стал ездить с вооруженной охраной. Стесняться было уже ни к чему.

В 2003 году государство впервые заявило о необходимости приватизировать «Самарский дом печати». Однако сам процесс затянулся и был перенесен на 2004 год. В этот момент компаньоны существовавшие за счет государства уже были готовы к приватизации. Большая часть складов и производственных помещений была сдана в аренду третьим лицам, часть продана а само оборудование дома печати на 50% представляло собой рухлядь. «Самарский информационный концерн» к тому моменту построил себе еще одну дополнительную типографию на улице Шмидта где после «отправки на ремонт» были установлены машины поразительно напоминавшие оборудование дома печати. Аномалии происходили и с вверенными Сивиркину участками земли под ведомственным профилакторием. Люди заполучившие госсобственность в пользование явно не желали с ней расставаться. В конце-концов покупать джипы и коттеджи за государственный счет всегда приятно…

Сам чиновник Сивиркин в 2002 году повесил в своем кабинете портрет президента России Владимира Путина. И в своих речах стал много говорить о правильной политике президента и о борьбе с коррупцией. Но все когда-то становится явным. Вопрос теперь только в том окажется ли государство способным вернуть назад все то что исчезло из СДП за время работы Сивиркина?

 


Compromat.Ru ® — зарегистрированный товарный знак. Св. №319929. 18+. info@compromat.ru