Компромат.Ru ®

Читают с 1999 года

Весь сор в одной избе

Библиотека компромата

27.11.2003 

Это не слияние, это - покупка

"Яблоко" переходит к Чубайсу за долги

Юлия Панкратова

Эксперимент по поглощению "Яблока" "Союзом правых сил", начавшийся еще в прошлом году, за две недели до голосования все больше приобретает реальные черты. Что бы ни говорили стороны на публике, подоплека поглощения чисто экономическая. История о том, как политика в 1997 году сыграла с Явлинским злую шутку.

Как только Борис Ельцин вернулся в строй после операции на сердце, в исполнительную власть сразу же влили свежую кровь. Молодые реформаторы правых взглядов Анатолий Чубайс, Борис Немцов, Сергей Кириенко и другие вошли в Правительство и заняли в нем ключевые посты. Цель ими декларировалась вполне убедительная . остановить развал нерегулируемой экономики. Одной из основных задач назвали обуздать племя олигархов в лице Владимира Гусинского, Бориса Березовского, Александра Смоленского и иже с ними.

Все это привело к конфликту, вначале скрытому, а затем переросшему в полномасштабную войну. Хотя олигархи той поры и имели промеж собой различные трения, перед лицом новой опасности действовали сообща. В их руках, помимо ресурсов СМИ в виде "Медиа-моста", ОРТ и нескольких газет, находился мощный лоббистский ресурс в Госдуме. Владимир Гусинский, будучи председателем Российского Еврейского Конгресса, лично спонсировал партию "Яблоко" и Григория Явлинского на выборах в 1995 и в 1996 годах. Григорий Явлинский тогда еще пользовался популярностью на Западе. "Яблоко", имевшее в ту пору неподкупный имидж и неплохую репутацию в среде демократически настроенной интеллигенции, могло влиять на ход голосования в Думе. И хотя продвигать необходимые партийным спонсорам законопроекты "Яблоко" могло не всегда, зато было вполне способно заблокировать законодательные инициативы Правительства. Убедить коммунистов, имевших в Госдуме большинство, в антинародности того или иного закона эмиссарам Гусинского, Березовского и Смоленского было несложно. 

Если добавить к голосам КПРФ голоса послушных "яблочников" - и вот вам паралич законодательной работы. Госдума вместо бюджета обсуждает состояние здоровья президента Ельцина.

Для снижения общей напряженности вице-премьер Анатолий Чубайс попросил и получил карт-бланш на улаживание конфликта с олигархатом. Поскольку реального предложения (кроме тюрьмы) для таких монстров как Гусинский и Березовский в арсенале у Чубайса не имелось, был найден компромиссный вариант. Олигархам оставляли медиаресурс (которым впоследствии они так и не смогли распорядиться с должной эффективностью), но ограничивали в парламенте. Для этого было необходимо любыми способами нейтрализовать деятельность фракции "Яблоко" в Государственной думе. Это сильно подрывало лоббистские возможности олигархов в законодательной власти.

Однако решить этот вопрос оказалось не просто, так как фракция "Яблоко" в Госдуме на тот момент представляла собой весьма монолитный кружок с клубной системой. Тогда Анатолий Борисович решил использовать против Бориса Абрамовича его же любимый метод. Не покупать всю компанию, а договориться с руководством. На переговорах с Явлинским в формате "один на один" Чубайсу удалось в далеком 1997 году добиться согласия Явлинского на сотрудничество.

Поддержка Кремля лично Григорию Явлинскому и партии "Яблоко" стала не единственным аргументом в сложных переговорах. 

В знак признательности за согласие играть на стороне "антинародного режима" Явлинский получил возможность приобрести для детей дом в Лондоне стоимостью более полумиллиона долларов. В результате фракция "Яблоко" по ключевым вопросам начала занимать согласованную с Кремлем позицию. С того момента изменилась и система управления Явлинским фракцией и партией. Жесткий авторитарный стиль управления помогал Григорию Алексеевичу в принятии позиции фракции по определенным законопроектам.

Такая ситуация продолжалась до 1999 года. Однако внутри партии начали назревать неразрешимые противоречия, причиной которых была разница позиций в ключевых вопросах Григория Явлинского и большинства во фракции. До некоторых пор Явлинскому удавалось собственным авторитетом продавливать решения, но бунт зрел. Среди заговорщиков назывались самые приближенные к Григорию Алексеевичу люди. В мае 1999 года фракция, да и партия "Яблоко" могли просто исчезнуть с политической арены, расколовшись на несколько противоборствующих лагерей.

Григорию Явлинскому пришлось делать выбор. В тот момент на одной чаше весов лежали личные договоренности с Чубайсом, который уже покинул правительство и занял пост председателя правления РАО ЕЭС. С другой стороны находились капиталы, которые могли помочь провести новую думскую и президентскую избирательные кампании. К этому времени произошли изменения в списке партийных спонсоров . место потрепанного правосудием и кризисом 1998 года Владимира Гусинского занял Андрей Дробинин, глава "Легпромбанка".

В итоге выбор был сделан в пользу денег и представителей олигархического капитала. Новые хозяева "Яблока" настаивали на своей политической игре, одним из ходов которой явился импичмент Борису Ельцину. В Думу поступило предложение об отставке Президента, за которое "Яблоко" должно было проголосовать по некоторым пунктам. 15 мая 1999 года так и произошло. "Яблочники" поддержали импичмент в части обвинений о развязывании войны в Чечне.

В тот же день Явлинский с Чубайсом имели еще один напряженный разговор, у которого оказались случайные свидетели. 

Как утверждают очевидцы, Анатолий Борисович сказал буквально следующее: "В таком случае, Григорий, офицеры раньше стрелялись и уж точно ничего не клали себе в карман". На что Григорий Явлинский пообещал, что вернет деньги, "если они тебе, Толя, так нужны". Фраза Чубайса стала почти крылатой: "Если бы в нашей стране, Гриша, все мужики будут вроде тебя, Россия вымрет через поколение. Некому будет даже женщин [*****], один базар". В ответ Явлинский вскипел и пообещал Чубайсу не только деньги, но и большие проблемы. Забегая вперед можно сказать, что вторую часть обещания Явлинский сдержал . все знают особую любовь "Яблока" к РАО ЕЭС и Анатолию Борисовичу. В общем, поговорили той весной два интеллигентных человека.

Однако найти шестизначную сумму в долларах для того, чтобы "откупиться" от Чубайса оказалось для Явлинского сложной задачей. В 1999 году "Яблоко" уже финансировалось частично Джорджем Соросом через Владимира Гусинского, находившегося к тому времени в вынужденной эмиграции, а частично . Андреем Дробининым, контролировавшим скандально известный "Легпромбанк". С Явлинским их познакомил Борис Березовский. И хотя Дробинину явно недоставало интеллекта, дела он вел жестко, поэтому ни в думскую, ни в президентскую кампании Явлинскому не представился шанс по-тихому увести из предвыборного бюджета 600 тыс. долларов - долг перед Чубайсом.

Задачи выборов 1999-2000 "Яблоко" и Явлинский, казалось бы, решили. Фракция получила достаточно мест для торга с властью, сам Явлинский получил еще одну порцию личного пиара. Однако времена изменились - в Госдуме появилось "Единство", а в Кремле - Владимир Путин. Этим людям на аспекты договоренностей правых политиков было откровенно наплевать. Анатолию Чубайсу в качестве отступного был дан карт-бланш на реформирование электроэнергетики, а рычаги влияния на Явлинского тоже были быстро найдены . Андрея Дробинина взяли в оборот правоохранительные органы. 

Да так, что тому пришлось срочно покинуть страну. Явлинский остался один и без денег. Одновременно из "Яблока" по разным причинам начался массовый отток партийцев. За год до парламентских выборов 2003 года Анатолий Чубайс, кровно заинтересованный квеличить собственное присутствие в составе новой Думы, вновь напомнил Григорию Явлинскому про дом в Лондоне и предложил нечто вроде сделки. По его плану "Яблоко" сливается с "СПС", а Григорий Алексеевич получает престижную должность посла в одной из стран G7. В этом случае, разумеется, никакой речи о возврате денег за недвижимость не может быть и речи. Демократически настроенная общественность ликует, что "правые" партии наконец-то нашли общий язык.

Казалось, что ситуация для Явлинского становится безвыходная. Григорий Алексеевич и так после стычки всячески старался избегать даже возможности общения с Анатолием Чубайсом. Многие его соратники говорили, что он основное время старался проводить за границей. В таком состоянии дел "Яблоко" внезапно получила предложение от нового покровителя - Михаила Ходорковского, который решил вложить средства "ЮКОСа" в большую политику. Сложилась патовая ситуация . партии необходимы были средства на избирательную кампанию, а глава РАО ЕЭС настойчиво требовал слияния партий и передачи всех активов "Яблока" на баланс СПС. Явлинский, понимая невозможность такого союза, тем не менее принял финансовые условия Ходорковского. Рассчитывая в рамках нынешней кампании все-таки аккумулировать необходимую сумму. Прямо попросить у нового спонсора полмиллиона долларов "для улаживания одного дела" Явлинский не смог. Тем более, что компания "ЮКОС" очень тщательно следит за эффективностью собственных вложений.

Однако дело разворачивалось совсем не так, как представлял себе Григорий Алексеевич. "Увести" несколько сот тысяч долларов на этот раз оказалось даже сложнее, чем четыре и три года назад. Разрываясь между необходимостью как-то разобраться с Чубайсом и проводить избирательную кампанию в интересах "ЮКОСа" Григорий Явлинский в конце лета 2003 года впал в депрессию. Однако на этот раз Явлинскому помог счастливый случай и руководитель "Агентства стратегических коммуникаций" Вадим Малкин.

Задача Явлинского облегчилась в разы, когда арестовали Платона Лебедева и начало раскручиваться дело "ЮКОСа". По понятным причинам финансовые контролеры Ходорковского оказались настолько загружены работой в стенах родного "ЮКОСа", что ослабили бдительность в отношении партийной кассы "Яблока". Это позволило руководителю АСК Малкину "сэкономить" на размещении заказных материалов в рамках избирательной кампании несколько сотен тысяч долларов.

Именно эти деньги в количестве 700 тыс. долларов и были найдены следователями Генпрокураторы в офисе Вадима Малкина в виде "черного нала". Самое любопытное, что ни "ЮКОС", ни фракция и партия "Яблоко", ни сотрудники "АСК" действительно не имели представления о том, что это за деньги и как они оказались в сейфе Малкина. О деталях сделки между Чубайсом и Явлинским не были осведомлены даже ближайшие сторонники Григория Алексеевича и его доверенные лица, не говоря уж о спонсорах и членах предвыборного штаба.

Как только весть о 700 тыс. долларах, от которых отказался Явлинский, достигла Анатолия Чубайса, не трудно догадаться, какой вопрос был поставлен перед лидером "Яблока". Не трудно догадаться и о том, какой ответ был получен. 

Для публики это выглядело следующим образом. Явлинский на пресс-конференции 6 ноября сообщает, что в связи с арестом Михаила Ходорковского финансирование "Яблока" "ЮКОСом" прекращено. Анатолий Чубайс неделю спустя также на пресс- конференции обращается к лидеру "Яблока" с предложением объединиться в единый "Союз правых сил". В подстрочном переводе этот диалог выглядит так:
Явлинский: Толя, видишь, нет бабла!

Чубайс: Гриша, тады отдавай партию!

 

Compromat.Ru ® — зарегистрированный товарный знак. Св. №319929. 18+. info@compromat.ru