Компромат.Ru ®

Читают с 1999 года

Весь сор в одной избе

Библиотека компромата

31.10.2003, Фото: vaz.ru

Клебанова загрыз Медведев

В борьбе за кресло главы президентской администрации Илью Иосифовича подвел "пятый пункт"

Василий Хохлов

5 дней и ночей продолжалась подковерная борьба за одну из самых высоких должностей в российской властной иерархии. Шкуру официально не уволенного Волошина делили три группировки: чекисты-питерцы, евреи-питерцы и просто питерцы. Победили последние.

Чекистам, кандидатом которых считался руководитель канцелярии президента Игорь Сечин, арест Ходорковского и визг вокруг ЮКОСа обошлись боком. Всем был хорош Игорь Иванович: правильная прописка, диплом ЛГУ, работа по линии КГБ - но именно последний пункт на фоне действий активизировавшейся Генпрокуратуры помешал Сечину взобраться на ступеньку вверх. И в мире, и внутри страны назначение "ястреба" на место "семейного" Волошина восприняли бы как однозначное свидетельство изменения политического курса, а этого Путин, видимо, не хотел.

Кандидат от питерцев-евреев выглядел куда предпочтительнее хотя бы потому, что за него ратовал один из самых приближенных к Кремлю олигархов - Владимир Коган. Лоббисты из "Промстройбанка", где президент держит свой личный банковский счет, не шли напролом и пытались договориться со всеми заинтересованными сторонами, обещая каждой исполнение самых заветных желаний. Чекистам Сечину и Иванову - невмешательство в их крестовые походы на нефтяников, питерским прожектерам Козаку и Медведеву - помощь в проведении реформ. Даже осиротевшим без Волошина "семейным" во главе с Владиславом Сурковым намекали на неприкосновенность и чиновничье долголетие - под крылом устраивающего всех главы Администрации.

Разумеется, удовлетворить все группировки мог бы только самый компромиссный кандидат. И такой у банкира Когана нашелся.

Эти грустные, бездонные глаза, в которых утонула вся скорбь мира (а заодно и атомная подлодка "Курск"), невозможно перепутать ни с чьими другими. Министр промышленности, науки и технологий Илья Клебанов, кажется, был создан природой лишь с одной целью - служить кладбищенским сторожем. И печальная, но достойная должность была бы чиновнику очень к лицу. Но судьба распорядилась иначе.

Связка Коган-Клебанов образовалась еще в Петербурге, где Илья Иосифович работал вице-губернатором. Тогда он очень помог «Промстройбанку» получить контроль над финансовыми потоками оборонных предприятий «Антей» и «Оборонительные системы». Со временем дружба только крепла. И в мае 1999 года новоиспеченный премьер Сергей Степашин, жена которого состояла в банке Когана одним из топ-менеджеров, пригласил Клебанова в Москву.

В пользу кандидатуры Клебанова говорило многое. И в первую очередь - его вопиющая невнятность и тусклость. Этот свой недостаток Илья Иосифович превратил в главное достоинство. Настоящий мистер недоразумение: что хочешь, то из него и лепи. Другое важное качество министра - Богом данный ему талант врать. Так естественно и непринужденно вешать лапшу на уши не удавалось еще никому. Сколько оборонщиков поверило в нескончаемые обещания чиновника погасить долги за госзаказ! И были ли матери подводников, не "купившиеся" на обнадеживающие слова, произнесенные не краснеющим Ильей Иосифовичем?

В общем, кандидатура Клебанова очень подходила для этакого номинального главы Администрации, который бы сохранил в президентском окружении статус-кво и не претендовал на ту особую роль, что играл могущественный Александр Волошин. 

Сам министр, ушедший в конце октября в предвыборный отпуск, все свое свободное время посвятил не прославлению родной партии «Единая Россия», в федеральном списке которой он числится, а обиванию порогов на Старой площади. Клебанову очень нужна была личная встреча с президентом. Аппарату Минпромнауки даже дали распоряжение: подготовить для начальника список всех достижений ведомства (увы, в поисках оных подчиненным министра пришлось поломать голову). В некоторые газеты начали заносить тексты, прославляющие менеджерские таланты Ильи Иосифовича. Машина по рекламе кандидата в кремлевские администраторы только набирала обороты. Но Владимир Путин сделал всё по-своему.

Дело, как говорят, решилось благодаря небольшой оплошности Клебанова. Тот, отужинав в четверг вечером, как и полагается, в кошерном ресторане, и находясь в приподнятом настроении, начал обзванивать по мобильному телефону друзей и знакомых. Одним из собеседников министра оказался никто иной, как председатель Российского еврейского конгресса, а заодно и один из совладельцев ЮКОСа господин Невзлин. Разговор между Ильей Иосифовичем и Леонидом Борисовичем был вполне невинный - но и его оказалось достаточно, чтобы хрустальная мечта Клебанова с дребезгом разбилась. 

Спустя час на рабочем столе Путина уже лежала распечатка всех звонков чиновника за несколько дней. Несмотря на то, что никакой компрометирующей информации в этих разговорах не было, обилие фамилий, оканчивающихся на -ер, -ман, -сон и им подобные, президента огорчило. Выбор был сделан - и не в пользу Клебанова. Спустя еще пару часов пресс-секретарь главы государства Алексей Громов сообщил агентству "РИА Новости" об отставке Александра Волошина и назначении на его место Дмитрия Медведева.

После такого «облома» Илья Клебанов оказался в довольно пикантном положении. Глава Правительства Михаил Касьянов не ждет своего подчиненного обратно из отпуска. Отношения между ними испортились уже давно, но окончательно избавиться от бездарного министра премьеру никак не удавалось. Получилось лишь отнять у Клебанова приставку –вице. Теперь же Илье Иосифовичу дали понять, что дальше ему придется работать простым депутатом Госдумы от «Единой России». А это, как ни крути, не просто смена статуса. Это – стремительное падение.

Впрочем, Клебанов и те, кто его поддерживают, не считают битву проигранной. В окружении Ильи Иосифовича стараются подчеркнуть, что Медведев - фигура временная. И что после президентских выборов в марте 2004 года на пост главы Администрации будет найдена более подходящая, по их мнению, кандидатура.

Придется, конечно, убедить главу государства, что с Дмитрием Анатольевичем ему не по пути. Но это всего лишь дело pr-техники. И больших денег, которые есть у Когана. Проколы на новом месте работы у Медведева наверняка будут - их-то и раздуют до космических масштабов на страницах газет, сдобрив "блюдо" убийственной дозой компромата. 

Да и питерцы-чекисты, надо думать, тоже на месте сидеть не будут, сгорая от желания отомстить выскочке-Медведеву - и, сами того не зная, помогут клебановцам получить заветный пост.

Что могут вспомнить самому Клебанову:

· Уголовные дела, возбужденные по фактам приписок на возглавляемом Клебановым Ленинградском оптико-механического объединении (ЛОМО).

· Продажа произведенных на ЛОМО микроскопов через посредническую фирму в Америке – по цене в несколько раз превышающей отпускную. Связанные с этой аферой избиение начальницы КБ Микроскопии Немкиной и убийства финансовых сотрудников ЛОМО Кострюкова, Кучина и Верхоглаза.

· Передача технологий производства комплекса «Игла» польской фирме «Неска» и самолета «Як-130» итальянской фирме «Aermacchi».

· Пропажа новейшей модификации зенитно-ракетного комплекса «С-300», предназначавшегося для Казахстана и оказавшегося в арабских странах.

· Уголовное дело, возбужденное в связи с пропажей 24,3 миллиона рублей, полученных по программе «Союзный телевизор» предприятием Клебанова и его друга Симонова «Российская электроника».

· Сомнительная приватизация ЛОМО, акции которого оказались в оффшорах, небескорыстная поддержка одних водочных производителей Петербурга в ущерб другим, вывод из-под госконтроля предприятия «Адмиралтейские верфи».

· «Спасение» моряков затонувшей АПЛ «Курск».

 


Compromat.Ru ® — зарегистрированный товарный знак. Св. №319929. 18+. info@compromat.ru