Компромат.Ru ®

Читают с 1999 года

Весь сор в одной избе

Библиотека компромата

Как убирали Руцкого

Оригинал этого материала
© "Вслух о...", 05.08.2003, Фото: ИТАР-ТАСС

Игра навылет

Сергей Ткачук

Александр Руцкой

Бывший губернатор Курской области Александр Руцкой не любит вспомнить о своих последних выборах. Говорит, что "нечего махать кулаками после драки". Правда, скромность тут ни при чем. В ближайших планах Руцкого – возвращение в большую политику. По некоторым данным, он собирается стать сопредседателем социал-демократической партии России, которую сегодня возглавляет Горбачев. Понятно, что новый конфликт с центрально властью бывшему губернатору совершенно ни к чему.

Зато Анатолий Попов, бывший заместитель Руцкого, возглавлявший в свое время губернаторскую общественную приемную, куда входил областной Комитет по печати и информации, о давнем предвыборном скандале говорит совершенно свободно. По его мнению, сегодня широко применяемая методика «выдавливания» из власти «неудобных» губернаторов в свое время обкатывалась именно на курских выборах 2000 года.

Руцкой всегда был неуживчивым политиком – достаточно вспомнить давний конфликт с президентом Ельциным, вылившийся в настоящую, пусть и локальную, гражданскую войну. Выйдя на свободу из лефортовской камеры, Руцкой снова пошел в политику. Пробовал прорваться в Думу, организовав политическое движение «Держава», потом записался кандидатом на вакантное место курского губернатора. Понятно, что перспектива иметь бывшего вице-президента главой одного из центральных российских регионов Москву абсолютно не устраивала: имея под рукой такую базу, Руцкой легко мог превратить двухпроцентный рейтинг своего движения в весомые 6–7% голосов избирателей. А с таким багажом уже не стыдно идти даже на президентские выборы.

Правда, на первых губернаторских выборах 1996 года у Кремля не хватило решимости раз и навсегда осадить опального политика. В итоге, несмотря на упорные отказы в регистрации, Руцкой все же занял место в избирательных бюллетенях и набрал аж 80% голосов курских избирателей. Зато, по мнению бывшего заместителя курского губернатора Попова, победить на выборах 2000 года всесокрушающую машину «административного ресурса» у Руцкого не было никакой возможности:

«Консультант из администрации президента Андрей Степанович Ременюк о выборах губернатора как-то сказал, что в Курске столкнулись две команды – «московские» и «питерские». Во всяком случае, Александр Стальевич Волошин точно знал, что тут происходит. Каждому хотелось выдвинуть кого-то своего. Вот только не понимали, кто из кандидатов больше «свой». Среди претендентов был даже скульптор Клыков – его в свое время не пригласили на строительство Триумфальной арки в Курске. Руцкой тогда сказал: «Я не могу пригласить человека, который лепит таких лошадей, как на памятнике Жукову в Москве». Клыков обиделся, приехал, нацепил генеральский мундир «казачьих войск» и выступил кандидатом.

Дважды сюда приезжал один из ответственных работников администрации президента. Когда было ясно, что на предстоящих выборах Руцкой победит, появились эмиссары из Москвы и стали искать вариант, каким образом снять Руцкого. В какой-то момент появился главный федеральный инспектор по Курской области Суржиков и начал всем говорить, что только он один может быть губернатором. Даже отослал «наверх» специальный опрос общественного мнения, в котором он был на первом месте. Уловка сработала: в Кремле на Суржикова «клюнули». Его, кстати, здесь все чаще зовут по прозвищу – Склизкий. И вот этот человек, который раньше дергал меня за рукав и просил выпить с ним чаю, стал соперником губернатора Руцкого».

То, что губернатора будут «валить», его команда знала задолго до выборов. Необходимой для политика уживчивостью Руцкой не отличался. Конечно, на открытый конфликт с центральной властью Александр Владимирович не шел: для него вполне хватило урока 1993 года. Зато «москвичи» стараниями губернатора разом лишились практически всех рычагов влияния на экономику хлебного южного региона. По мнению местной оппозиции, наиболее привлекательные куски областной собственности после победы Руцкого оказались в руках родственников и друзей губернатора: подобную схему распределения имущества моментально окрестили по аналогии с кремлевской «губернаторской семьей». Такие дела, по сложившейся традиции, Центр прощает только «своим». Понятно, что губернатор Руцкой к этой категории региональных лидеров не относился.

«Я работал на всех курских выборах, включая президентские, был руководителем областного предвыборного штаба. Прекрасно знаю, кто дирижирует предвыборной кампанией: кто управляет кандидатами, какие эмиссары приезжают из столицы и с кем встречаются здесь. В случае с Руцким стремление у всех «гостей» из столицы, особенно у представителей силовых служб, было одно – выдавить его отсюда. Слишком он был самостоятельный. Бывшего губернатора Шутеева они «скрутили» на мелочах, шалостях, мягкости характера. А здесь пришел другой, жесткий человек. И сразу сказал: работаем вместе или становимся по разные стороны баррикад. Естественно, это никого не устраивало. Началась травля, в том числе в прессе. В печать были вывалены тонны грязи...»

Содержимое «чемоданов компромата» действительно впечатляло. Основной упор местные и федеральные СМИ делали на сомнительные кредитные договоры, подписанные лично Руцким. По одному из них зарубежный Parex Bank выделил 110,5 млн. рублей на закупку областью мельничных комплексов – эти деньги, по мнению противников «генерал-губернатора», были использованы не по назначению. Кроме того, несколько громких публикаций касались лично Руцкого, его команды и семьи. Так, судя по публикациям, окружение губернатора сплошь состояло из сомнительных личностей вроде авторитета Акопа Юзбашева, один из сыновей генерала отличался крайним разгильдяйством, а сам Руцкой имел в столице дорогую недвижимость. Кампания по дискредитации губернатора производила впечатление хорошо срежиссированного спектакля: благо уже тогда предвыборный штаб Руцкого знал имя его главного сценариста.

«На всех последних выборах видна большая заинтересованность администрации президента. Сценарий по устранению губернатора всегда используется один и тот же. Вначале идет оглушительная кампания в прессе – одновременно во всех изданиях. Если, скажем, из 10 ведущих газет 8 вышли с одним мнением – это заказ. Потом находят человека, «куклу», выставляют его на первый план, дают под него деньги. Приезжают эмиссары от администрации президента, люди из партии власти и представители так называемого административного ресурса и начинают тащить эту «куклу» на выборах. Что касается устранения Руцкого, то я не вправе рассказать все события, которые были накануне выборов. С нами вели переговоры, выставляли условия... На последнем этапе мы ждали какого-то подвоха. Приехал и сидел до самой развязки экс-генпрокурор Юрий Скуратов. Ездили по области Зюганов и Полозков – агитировали за Михайлова. «Копал» под губернатора и начальник местной милиции Алексей Волков».

Конечно, даже совместных усилий коммунистов, администрации президента и Генеральной прокуратуры не хватило бы для устранения популярного в народе губернатора. Генерала Руцкого подвели собственные тылы. Главной ошибкой Александра Владимировича стала явная недооценка сил и возможностей местной элиты. За четыре года пребывания в губернаторском кресле бывший вице-президент умудрился поссориться не только с региональными коммунистами, демократами и нейтрально настроенными предпринимателями, но и настроить против себя областной суд, органы внутренних дел, все ветви местной власти и даже территориальное отделение Федеральной службы безопасности. Правда, как таковых четко сформулированных претензий к Руцкому у губернской элиты не было. Выбрали беспроигрышный вариант: поймать Руцкого на неточностях в его имущественной декларации.

«Добил» губернатора ударом в спину глава горадминистрации Мальцев – ему именно Руцкой в свое время помог получить должность. Он вместе с Суржиковым подал иск, в котором написал, что губернатор скрыл метраж квартиры, не указав площадь балконов, и забыл указать в декларации старую «Волгу», которую Александр Владимирович в свое время подарил одному ветерану... Когда было принято абсолютно незаконное решение суда – снять Руцкого с выборов, никто не стал спорить. Все понимали, что это было предопределено. Но Александр Владимирович не держит обиды на Путина. Тем более что президент здесь ни при чем».

Суд, по мнению главы общественной приемной курского губернатора, был скорый и неправый. Руцкого сняли с выборов вечером 21 октября, за тринадцать часов до голосования. Вердикт был известен заранее: за «заговором областной элиты» стояли политики совсем не областного масштаба. Даже сам Руцкой не считал нужным скрывать имя своего главного оппонента. Во всяком случае, первый звонок после судебного заседания Александр Владимирович сделал в Кремль.

«При мне Александр Владимирович после суда, поздним вечером, позвонил Волошину:
– Как же так, почему? Скажите, если я неугоден, то я ухожу...
– Что ж поделаешь, суд...
– Значит, на выборах получите в подарок Михайлова. 
Волошин говорит: 
– Как так? А Суржиков?
После этого все стало понятно».

Конечно, этот разговор трудно назвать даже жестом отчаяния – ничего изменить он уже не мог. Зато с вдохновителем заговора против Руцкого команда губернатора расплатилась уже на выборах: именно ей, по словам Попова, ставленник Кремля обязан своим поражением на губернаторских выборах.

«Суржиков по сравнению с коммунистом Михайловым выглядел в глазах избирателей гораздо лучше. Тогда мы сделали так: я попросил всех наших агитаторов в районах не мешать Михайлову. В результате Суржикова «прокатили», хотя он уже принимал поздравления».[...]

 

Compromat.Ru ® — зарегистрированный товарный знак. Св. №319929. 18+. info@compromat.ru