Компромат.Ru ®

Читают с 1999 года

Весь сор в одной избе

Библиотека компромата

© "Деловой вторник", 17.09.2002

Пособие для Остапа Бендера

Великому комбинатору и не снился размах его наследников

Борис Корнеев

Берегись Серебрякова 
Или: Они написали преступления
Или: Преступление по книжке
Или как хотите

Несколько лет назад в недрах ФСБ создано методическое пособие по борьбе с мошенничеством, предназначенное для российских бизнесменов. Авторы – профессионалы экономической контрразведки – раскрыли способы «бескровного» грабежа и жульничества, которыми пользуются преступники. В книге детально описаны реальные схемы «мирного отъема денег».

К сожалению, методическое пособие практически не содержит иллюстраций. Видимо, пришла пора исправить эту оплошность. В России найдутся предприниматели, чьи деяния представляют особый интерес для спецслужб всего мира. Например, некто Александр Серебряков. Бывший комсомольский вожак, на заре реформ он переквалифицировался в бизнесмена. Можно сказать: «он жил, как книгу писал», если иметь ввиду пособие, составленное специалистами ФСБ. Даже психологические характеристики современных мошенников, приведенные в нем, годятся для описания личности Серебрякова.

Скажем, контрразведчики пишут в методическом пособии: «Мошенники работают активно, ежедневно и наступательно, постоянно сверяя свою деятельность с малейшими изменениями конъюнктуры рынка, правовой базы и политической ситуации, а также с новеллами в области межгосударственных отношений». Вот и капитал Александра Серебрякова стал расти, как на дрожжах, когда в 1990 году ему, владельцу предприятия по торговле ширпотребом «ВнешТрейдИнвест», пришло в голову использовать «перекос» конъюнктуры мировых и внутренних цен на минеральные удобрения.

«Выбив» статус спецэкспортера, Серебряков ловко использует комбинацию тогдашних недочетов законодательства и политической неустойчивости. Желая хозяйничать на одном из крупнейших производителей удобрений, «Невиномысском азоте», Серебряков разрабатывает и реализует следующую схему. Предназначенный для приватизации завод целиком захватить нельзя. Но закон позволяет «отщипнуть» от него кусок. В 1992 году совместно с администрацией Ставропольского края Серебряков создает СП «Невиномысский ВнешТрейдИнвест», в уставный фонд которого администрация вносит цех по производству карбамида, часть «Невиномысского азота». Как только предприятие зарегистрировалось, все акции администрации на непонятных основаниях передаются транзитом через работников предприятия непосредственно Серебрякову, и он получает не только полный контроль за цехом. Как известно, производство химической продукции, например, удобрений, происходит на ограниченной территории в определенной последовательности. Если не работает хотя бы один элемент, например, цех, то и весь завод не сможет произвести нужный товар. И владение цехом давало возможность влиять на работу всего предприятия. Что позже и сделал Серебряков.

Вернемся к описанию методов мошенничества. «Формируется замысел операции, - говорится в методическом пособии. – Под него в России и за рубежом регистрируются фонды, фирмы в виде закрытых акционерных обществ, товариществ с ограниченной ответственностью или частных предприятий».

Перечислим только некоторые из фирм и банков Серебрякова, как грибы возникавшие в его бытность продавца удобрений. Центральное сбытовое звено схемы – кипрская компания VTI Fertasco. Удобрения российского производства, арестованные в 1997 году британской таможней, поставлялись еще одной компанией – VTI Fertasco UK. Аналогичные неприятности были у VTI Fertasco Hong-Kong. После того, как сомнительными операциями голландского филиала Карибского офф-шорного банка VTI Bank заинтересовались органы банковского надзора, у этих структур также возникли проблемы.

Скандал, связанный с появлением Серебрякова в Великобритании, вспоминают там до сих пор. Александр решил стать местным диктатором, чем весьма удивил остальных участников рынка азотных удобрений. Особенно изумились производители из Норвегии, с которыми у британских предпринимателей сложились давние добрые партнерские отношения. Откровенно демпингуя, Александр возомнил себя Македонским, создающим империю, и развязал торговую войну. Но на Западе умеют дорожить деловым паритетом. И сотни вагонов с российским товаром, арестованные английскими таможенниками, ржавели на запасных путях, пока их содержимое не превратилось в слипшуюся бесформенную массу. А фамилия Серебряков стала именем нарицательным. Теперь англичане так называют невоспитанных выскочек, не ведающих, по каким законам работает экономика цивилизованных стран.

«Как правило, злоумышленники стараются установить престижные знакомства, заручиться реальной поддержкой одной из известных личностей», - пишут контрразведчики. Александр Серебряков и здесь придерживается классики. В начале своей «азотной» деятельности он использует имя и связи министра химической промышленности Болгарии Пламена Дионисиева. После того, как Серебряков «кинул» партнера, его покровителем стал Олег Сосковец. При поддержке нового «патрона» Серебряков стал контролировать не только четверть российского рынка удобрений, но и половину украинского. Естественно, деньги оседали в офф-шорных зонах. С партнерами поступали примерно так, как это описано в пособии по борьбе с мошенничеством: «им будут долго рассказывать о неожиданно возникших трудностях, изменении политических реалий, о том, что «деньги уже в пути», но в республике N произошла гражданская война, стихийное бедствие или эпидемия холеры – словом, вмешались объективные обстоятельства».

Причем такие «уговоры» в исполнении Александра Серебрякова, как правило, бывали успешными. Недаром же пишут специалисты ФСБ: «из компетентных работ по судебной психологии и психиатрии, базирующихся на всестороннем обследовании лиц, осужденных за мошенничество, известно, что эти люди являются прирожденными психологами, обладают неоспоримыми способностями к ролевой деятельности и перевоплощению, исключительным красноречием и даром убеждения, быстрой реакцией, находчивостью и изобретательностью». Бизнесмены, которым довелось поработать с Серебряковым, подтверждают – Александр Ивановч мог «уболтать» кого угодно.

«Вместе с тем при распознании необходимо учитывать, что многие мошенники страдают неврастенией, комплексом неполноценности и стремятся к постоянному самоутверждению не только в главном, но и в мелочах» - цитата из пособия ФСБ. Стоит вспомнить, что в отношениях с подчиненными Серебряков груб, невоздержан, склонен к истерике. Этот человек среднего роста и обычной внешности любит броские автомобили большого размера, а название его фирм «Fertasco» расшифровывается как Fertiliser company of Alexander Serebryakov – ни много, ни мало «Компания удобрений Александра Серебрякова».

Сегодня Александр Серебряков должен около 100 миллионов долларов своим бывшим партнерам и кредиторам. Его имущество во Франции арестовано местными правоохранительными органами, Кипр заявил, что присутствие Серебрякова на острове нежелательно, в Великобритании на него выписан орден на арест.

Однако его самого, похоже, такая ситуация мало волнует. «Меня невыгодно убивать, я слишком много должен», - любит пошутить Серебряков. А из остальных неприятностей, вероятно, он все еще надеется выкрутиться.

 
Другие материалы раздела:
Трейдер или вор?
Подмоченный патент на обман
Пособие для Остапа Бендера

Знаком '+' отмечены подразделы,
а '=>' - ссылки между разделами.


Compromat.Ru ® — зарегистрированный товарный знак. Св. №319929. 18+. info@compromat.ru