Компромат.Ru ®

Читают с 1999 года

Весь сор в одной избе

Библиотека компромата

19.09.2002

"Итера" отхлестала Ниязова

Тайную войну в СМИ отцу всех туркмен объявила корпорация «Итера», а точнее ее президент Игорь Макаров и его правая рука вице-президент Отчерцов

Игорь Нечитайло

Позавчера (17 сентября) «Московский Комсомолец» опубликовал сенсационные откровения бывшего вице-премьера и главы Центробанка Туркмении Худайберды Оразова, который сейчас находится в оппозиции, а проще говоря в бегах. Но об этой личности и тех, кто стоит за ним, мы поговорим позже. А сейчас, давайте вновь процитируем некоторые наиболее серьезные и справедливые упреки, которые выдвигает Оразов в адрес своего бывшего патрона Туркменбаши Ниязова. 

Девочки для «папы»

Ниязов большой любитель молоденьких девушек. Чтобы выглядеть моложе, он выкрасил себе волосы, за что и получил в народе прозвище “крашеный петух”. У него есть специальные люди, которые подбирают ему подружек. Ему и в других странах добывают девчат, из Индонезии, например, привозили. Ходят даже по рынкам, где выискивают смазливых девушек и ему поставляют.

Водочка для сына

У нас недоплата налогов в бюджет составляет 80%. Так я выяснил, что в Туркменистане за все годы независимости вся алкогольная продукция, табачные изделия, все это ввозилось гражданином Мурадом Ниязовым, то есть сыном Ниязова (он сейчас постоянно живет в Бельгии, в Брюсселе, где устраивает для Баши разные сделки). И тогда я наложил налоговую резолюцию: с 1 января 2001 года прекратить это. Ко мне вскоре прибыл начальник охраны Ниязова (такой же приближенный к нему человек, как когда-то Коржаков у Ельцина) и говорит: “Ты осознаешь, что ты сейчас сделал? Может, ты назад отыграешь?”Я отказался. Потом он позвонил по телефону, пытался еще раз убедить “отыграть назад”. Я отказался снова.

Это было сродни приговору. Оразова вызвали в КНБ (Комитет национальной безопасности). 

— Повод-то нашли: при каких обстоятельствах я познакомился с Геращенко (бывший глава Центробанка РФ. — Ред.). Я удивился и ответил: “Это моя работа!” В общем, из КНБ я вышел только через восемь дней. Меня еще несколько раз вызывали в генпрокуратуру к 6 утра, но там никто со мной не хотел разговаривать. Это делалось специально, чтобы унизить. Метод у него такой. У нас министр образования, кстати, мой однофамилец, Оразов, после такого психологического давления погиб — сердце не выдержало. 

Денежки Ниязова

Это очень хитрый и алчный человек. На первый взгляд кажется, что он такой свой парень. Ведет себя панибратски. И ведь были какие-то моменты, когда он прислушивался к нашим словам. Исходя из того экономического потенциала, который есть в Туркменистане, геополитического положения страны, можно было бы сделать все для того, чтобы улучшить положение людей. Он мог бы быть очень уважаемым человеком, и мы ему говорили об этом, но, к сожалению, его все сносило и сносило. Да еще в первые постсоветские годы каждый чиновник старался быть “ближе к телу”, и каждый выдумывал что-то на тему: “народное возрождение”, “стремление к корням”. Отсюда и “Туркменбаши” родилось.

Откуда у Туркменбаши деньги? В советские времена, в период, когда по Туркменистану прошлась волна эпидемий, был создан гуманитарный фонд, куда отчислялись средства в валюте (часть с налогов от предприятий). И когда СССР распался, на счету этого фонда находилось более $500 млн. Мы доложили Ниязову, он сказал: “Ух ты, какие деньги!” 

Я с этим фондом переходил из банка в банк. Во Внешэконом банк, в Центробанк. Постепенно мы довели общую сумму до $2 млрд. Эти деньги — источник всех помпезных строек. Половина денег, сверх когда-то уже имевшихся в гуманитарном фонде, была собрана за счет опять же налогов с предприятий, вторая — за счет газовых продаж, ну и с хлопка, “белого золота”. Хлопковый бизнес в Туркмении — под контролем лично Туркменбаши, и это отдельный рассказ, как делят прибыль от хлопковых урожаев.

Ниязов вообще руководит страной, как частной компанией. Туркменистан до сих пор остается регионом с очень высокой рождаемостью. Из-за этого в советские времена здесь проблема рабочих мест стояла довольно остро: не хватало предприятий для того, чтобы обеспечить работой всех. Сейчас ситуация стала куда хуже, поскольку даже та промышленность, которая была раньше, стала сворачиваться. Наиболее развитой считалась химическая промышленность. Был даже комитет министерского ранга по химической промышленности. Сейчас этой отрасли в Туркменистане практически нет. 

Зато появились иностранные инвесторы. Действуют они примерно по одной и той же схеме. Пробивается к Ниязову человек и говорит, дескать, если вы будете работать с нашей фирмой, то вы построите газопровод хоть в Индию, хоть в Турцию. В общем — озолотитесь. Он дружил и с американцами, и с аргентинцами, и с бывшим генералом (а ныне пенсионером-бизнесменом) израильской армии по фамилии Майман. Последний пытается подобраться к газовым и нефтяным комплексам Туркменистана. Особым доверием у Туркменбаши пользуются турки — трое работают непосредственно в правительстве в ранге замминистра... 

Кто сказал «фас» Оразову

Бесспорно, Ниязов – личность прескучнейшая и пренеприятнейшая, как говорится, пробы негде ставить, - убогий региональный царек, почувствовавший собственную безнаказанность. Но это, как говорится, проблемы не наши, а сугубо туркменские. У нас же возникают совсем другие вопросы: Кто дал бывшему другу и «брату» Ниязова Худайберды Оразову «добро» на интервью в «МК»? Кто направил ручного бывшего «вице» против первого человека в Туркмении? Почему раньше Оразов и его команда тихо молчали в тряпочку? А вот тут-то и наступает тот самый момент истины.

Дело в том, что, как мы уже сообщали, с 1997 года вице-президентом одной из влиятельнейших дочек «Газпрома» корпорации «Итеры» и, практически, самым влиятельным человеком в компании является также бывший вице-премьер Туркмении Валерий Отчерцов. 

Один из соратников С.Ниязова, проработавший с ним два десятилетия, В.Отчерцов, бывший вице-премьер и одновременно министр финансов и экономики (он же являлся «черным» кассиром президента), после снятия с работы стал советником Посольства Туркменистана в Москве. Вскоре В.Отчерцов стал вице-президентом компании «Итера», которая в течение последних лет осуществляет поставки туркменского газа на просторы СНГ. Достоверно известно, что основные многомиллионные авантюры с газом, которые прокручивает руководство Туркменистана, осуществляются именно через «Итеру».

А теперь самое интересное. В 1996 году с Отчерцовым активно «распиливал» туркменские деньги и нынешний «диссидент» - тогдашний глава Центробанка страны вице-премьер Худайберды Оразов. Да, да, тот самый Оразов, который сегодня вдруг так разоткровенничался в редакции «МК». Но этого человека вскоре было открыто уголовное дело и он недавно бежал из Туркмении и после недолгих скитаний нашел приют у своего подельника вице-президента «Итеры» Валерия Отчерцова. Вполне вероятно, что именно служба безопасности «Итеры» (починяющаяся Отерцову) и вывезла Оразова из Туркмении, скрыв его на одной из дач компании.

Итак, «Итера», в дополнение ко всем ее финансовым грешкам, еще и прячет преступников, находящихся в розыске. Но Отчерцов занимается спасением Оразова не просто так. Как стало известно, Оразов вывез из Туркмении серьезный компромат на Ниязова и его окружение. Далее по плану Отерцова и Макарова должно было происходить следующее: как только туркмены осмелятся конфликтовать с «Итерой», Макаров и Отчерцов тут же пускают в ход секретные бумаги и другой компромат от Оразова. Именно для этого «сладкая парочка» и держала подле себя беглого вице-премьера, разыскиваемого спецслужбами Туркменистана. 

И вот настал момент откровения! Мы не знаем точно, но Ниязов каким-то образом вызвал гнев главных «итеровцев». Вероятно, «Глава всех туркмен» господин Ниязов недостаточно нежно лизнул своих спонсоров – руководителей «Инеры» экс-велогонщика Макарова и экс-туркмена Отчерцова. Возможно, Туркменбаши где-то осмелился сказать, что-либо против этих господ или помешал их не вполне чистому бизнесу. Но факт остается фактом. Они тут же вызвали из укромного подмосковного местечка туркменского беглеца Худайберды Оразова и дали ему команду «мочить» Ниязова, отпустив его даже в редакцию «МК», правда приставив к Оразову свою службу охраны. 

Таким образом, господина Ниязова «мочат в сортире» именно те, кто наживает миллионы долларов в полуголодной Туркмении. Итак, тайную войну в средствах массовой информации президенту Ниязову объявила корпорация «Итера», а точнее ее президент Игорь Макаров и его правая рука вице-президент Отчерцов. Именно эта «сладкая парочка» усиленно подкармливают оппозицию в лице лондонского беглеца Бориса Шихмуратова и печально известного друга Отчерцова – экс-премьера Оразова. Кстати, находящийся в розыске Оразов, преспокойненько проживает в часе езды от Кремля в укромном местечке, имеющем самое прямое отношение к первым лицам компании «Итера». 

Так, что, если Интерпол и российская Генпрокуратура заинтересуются Оразовым, находящемся в федеральном розыске, то можем подсказать, где его искать. Господа, Обращайтесь к руководству «Итеры». Там вам помогут. Мы думаем, что Сапармурату Ниязову будет интересно узнать, что именно первые лица «Итеры» прячут его личного врага и иногда (по мере необходимости) выпускают его в различные редакции, где Оразов осуществляет запланированный «полив» Отца всех туркмен.

Продолжение журналистского расследования закулисных войн корпорации «Итера» следует.

Москва – Лондон - Ашхабад

 


Compromat.Ru ® — зарегистрированный товарный знак. Св. №319929. 18+. info@compromat.ru