Компромат.Ru ®

Читают с 1999 года

Весь сор в одной избе

Библиотека компромата

© Общая газета, 15.03.01, Фото Стрингер

Россия в offшopax

Борис Федоров на защите меньшинств

Игорь Новиченко

Б. Федоров - борец за права меньшинств

Революция - время «флибустьеров и авантюристов». Так бывало во все времена. Флибустьерами, то бишь пиратами, становились те, кому удавалось выплыть на оперативный простор, выскользнув из тесных объятий государства. Государство за ними гонялось (чаще всего безуспешно), а они его разоряли. Авантюристы же чаще всего становились государственными людьми. При условии, естественно, что их интересы совпадали с интересами государства. Если же их интересы расходились, то государство такого авантюриста или колесовало, или ссылало. Например, в Нерчинские рудники. Но чтобы довести авантюриста до нужных кондиций, государство сперва брало над ним шефство и долго обучало борьбе с собой. Чаще всего за границей, где «всегда все было лучше». Теперь представим себе, как это было, к примеру, при Петре Великом. Вот, скажем, отправил царственный плотник некоего недоросля опять же, скажем, в Лондон. Обучаться по финансовой части. А тот, обучившись по всей форме, вернулся к родным берегам и первым делом предложил государю, допустим, отдать российский флот в управление группе голландских шкиперов, казну, разложив по мешкам, сдать на хранение баварским пивоварам, а новоотстроенный град Петров поканально поделить между несколькими европейскими канальями, до этого обвалившими только народившиеся западные банки. Оставляем читателю самому вообразить, как обошелся бы нервный император с подобным недорослем.

По ленинским местам

Теперь, минуя несколько эпох и их выдающихся выскочек, очутимся сразу в одном из скромных подразделений Госбанка СССР, где проходит комсомольское отчетно-выборное собрание. Избранничество нашего героя начинается именно здесь - с избрания на должность секретаря комсомольской организации. Но даже работая в дальнейшем в ЦК КПСС, славный комсомолец никогда не терял надежду стать пионером. Точнее, пионером-героем. Ведь плох тот комсомолец, который не хочет стать пионером. Правда, комсомольскую путевку, благославляющую на подвига он получил только после августа 1991 года. Именно тогда комсомольский вожак Борис Федоров отправился по ленинским местам. Или по петровским. То есть все в тот же Лондон, где первьм (а пионер ведь и означает - первый) из советских докторов наук возглавил департамент Европейского банка реконструкции и развития. Короче, стал ЕБРРопейцем.

Он возвратился домой, обогащенный, как уран, множеством идей и связей, плодотворных для себя, но, к сожалению, взрывоопасных для Государства Российского, Возвращенцу же в России открываются, как правило, две дороги: либо в острог, либо в Кремль. Пионеру-герою Федорову выпало второе. При этом, занимал ли он пост вице-премьера в правительстве Черномырдина, носил ли под мышкой портфель министра финансов, возглавлял ли федеральную налоговую службу, он всегда помнил о клятве юного пионера быть борцом за дело... Ну а дело он всегда придумывал себе сам.

Путь убежденного борца всегда тернист. Со скандалом потеряв все государственные посты, Федоров все равно остался борцом. Только уже не классическим, а вольным: борцом за права меньшинств.

Квасной киприотизм

Сразу же выносим за скобки те меньшинства, от которых читатель неизбежно оттолкнулся. Потому что меньшинство меньшинствам рознь. Плацдарм для борьбы за своих новых подопечных ЕББРопеец Федоров начал готовить аж с 1994 года, зарегистрировав вместе с одной английской компанией Закрытое акционерное общество «Объединенная финансовая группа» (ОФГ). Последняя для разминки подмяла под себя банк «Восток - Запад». Правда, это была не столько борьба, сколько цирковая реприза накануне де-фолта. Потому что Совет директоров банка возглавлял тогдашний непосредственный начальник Федорова - премьер Кириенко. Около 25 миллионов долларов вкладчиков под управлением ОФГ было выведено на оффшорный Кипр. Все фирмы - получатели различных долей этой суммы были зарегистрированы на родине Афроди-ты по одному и тому же адресу. От банка не осталось ни Востока, ни Запада. Вернее, «не сойдя с места», как утверждал имперский поэт Киплинг, они все очутились под разными названиями, но под одной крышей на улице Поварской, 10, в Москве. Там ныне размещается ОФГ и ее многочисленные «дочки», учрежденные с участием тех самых кипрских оффшоров. Там же разворачивается основная борьба за права совсем не тех меньшинств, о которых вы подумали. Специалисты по банковскому делу и фондовым рынкам, каковым и слывет в международных кругах Борис Федоров, назьввают их миноритарными акционерами. Именно они способствовали карьере вольного борца, продвинув его в июне прошлого года в Совет директоров ОАО «Газпром».

Это избрание вызвало шок среди акционерного газпромовского «крупняка». Выяснилось, что эти «миноритарные акционеры», продвинувшие Федорова в совет директоров этой естественной монополии - а их около семидесяти, владеющих шестью с небольшим процентами акций, - почти все зарегистрированы в одной и той же квартире в районном центре Читинской области и находятся под «крышей» ОФГ.

Тут возникает закономерный вопрос. Как этим фирмам удалось скупить такой большой пакет акций «Газпрома»? На какие средства? Ведь они, по общему мнению, есть только за рубежом. Известно также, что фирмы-иностранцы по знаменитому президентскому Указу № 529 от 28 мая 1997 года не могут быть владельцами «внутренних» акций российских естественных монополий.

- Мы все, конечно, ждем инвестиций из-за рубежа, да и сам «Газпром» признает нелиберальный характер этого указа. Однако «Газпром» является крупнейшим субъектом национальной безопасности России, поэтому действовать Указ № 529 будет до окончания приватизации этой естественной монополии, в которой государству до сих пор принадлежит 35-процентный пакет. А уж потом на «Газпром» распространится действие более либерального Закона о ценных бумагах. В противном случае, что очевидно, иностранцы скупили бы акции «Газпрома» еще на заре фондовой революции. Чтобы этого избежать, рынок акций «Газпрома» был разделен. Иностранные инвесторы-нерезиденты могут приобретать ценные бумаги «Газпрома» только через официальных распространителей в форме так называемых АДР или АДА - американских де-позитарных расписок. Причем продаются они по цене значительно более высокой, чем акции внутренние - резидентам.

Однако люди, готовившие Указ, наивно, как выясняется, полагали, что он защитит базовую отрасль экономики страны от пионера Федорова и его друзей. По какой-то роковой закономерности наши примерные ученики западных финансовых штудий, вернувшись к родным пенатам, вкладывают свое серое вещество исключительно в «серые схемы». Ни один из них не вернулся домой национально ориентированным экономистом - все возвращаются железными «рейганомистами» и специалистами по обходным маневрам, за которые на любимом Западе они бы пожизненно играли в баскетбол в уютных тюремных двориках. Но Федоров, как известно, не баскетболист. Он - профессиональный борец. И потому, наверное, тотчас после возвращения в Россию приступает к борьбе за снесение барьеров между внутренним и внешним рынками. То есть за поиски обходных путей, которые позволили бы некоторым нещепетильным иностранцам, наплевав на все ограничения, участвовать в «фондовых игрищах» с акциями «Газпрома». Для этого Федоровым и были изобретены так называемые «серые схемы».

В двух словах: две столичные компании, входящие в «империю ОФГ», создают в уже упоминавшемся райцентре Читинской области три фирмы, в каждой из которых делят уставный капитал в соотношении 50 на 50. Затем к схеме подключается одна из кипрских оффшорных компаний, которая выкупает сначала в одной, а затем и в двух других читинских фирмах по 35,40 или 45 процентов долей. Оставшиеся доли читинские фирмы выкупают друг у друга. При этом все вновь учрежденные структуры передают федоровской ОФГ генеральные доверенности, в том числе право на заключение договоров о покупке акций все тех же естественных монополий. А руководителями этих фирм во избежание возможных эксцессов становятся ближайшие сотрудники, друзья и знакомые Федорова, к примеру, те, кто ранее работал с ним в ЕБРР (Илья Щербович, Чарльз Райан, Стивен О'Салливан) или те, с кем судьба свела его в то время, когда он нес нелегкую министерскую ношу.

В конечном итоге в каждой из трех читинских фирм доля кипрского оффшора составляет менее половины уставного капитала, а оставшиеся 65, 60 или 55 процентов делятся в равных долях между двумя другими читинскими фирмами (в каждой из которых, напомню, основной пакет принадлежит федоровскому оффшору, а руководителями являются люди, зависимые от Федорова). Московские фирмы - бывшие их владельцы - могут, как сделавшие свое дело мавры, уйти. Всё. «Идеальная модель» достигнута и может быть задействована для покупки акций «Газпрома», поскольку ни одна из читинских «сестричек-близняшек» не подпадает под ограничения, введенные Указом № 529.

Не хватает только денег на покупку акций. Но это не проблема - их в уставный капитал читинских «сестричек» вливает их оффшорный «старший брат», он же совладелец. Если учесть, что этот братец является старшим по отношению ко всем «сестричкам», а их «мужья», то бишь руководители, все поголовно со старшим братом связаны, то получается некая группа. Так и хочется сказать -«преступная». Но нельзя: все формальные требования президентского указа соблюдены. Только в совокупности это все-таки группа, которая под чутким руководством ОФГэшного оффшора может теперь спокойно и безбоязненно скупить любое количество «запретных» акций.
Всего по этой схеме было зарегистрировано более 30 компаний, владеющих без малого полутора миллиардами акций «Газпрома». Соответственно, если либеральные мечтания пионера Федорова воплотятся в жизнь, то Россия останется без газа. В одних оффшорах. И уж точно - во мгле.

По следам декабристов. И декабристок...

У нашего героя нет абсолютно никаких климатических комплексов. Как видно из вышеизложенного, ничто не помешало ему с острова налоговой свободы, где подконтрольные федоровской ОФГ фирмы «Парбури» и «Аррол» давно отрабатывали разнообразные операции с «уставняком» российских однодневок, махнуть сначала в «златоглавую», а потом и в Читинскую область, где «Шилка и Нер-чинск» оказались ему менее страшны, чем отважным женам декабристов в те времена, когда райцентры Читинской области еще не были свободными экономическими зонами.

Попробуем теперь разглядеть, чьими глазами смотрят на нас лица фирм, учрежденных в райцентре Читинской области. А смотрят они на нас, к примеру, глазами никому не известного В.Н. Пта-щенко, который десять раз отметился в качестве генерального директора десяти различных фирм под письмом, адресованным «миноритарными акционерами» Рему Вяхиреву с требованием независимой аудиторской проверки «Газпрома». Проверить самих фондовых лилипутов из райцентра Читинской области оказалось почему-то гораздо сложнее, чем газового Гулливера, хотя, судя по юридическим адресам, они все размещаются чуть ли не на одной лестничной клетке. Это оказалось под силу лишь следователю Свиридовой, которая вьшолняла постановление прокурора Северного административного округа Москвы, расследуя дело банка «Восток -Запад». Она-то и отыскала, что в статье «прибыль» всех читинских фирм записано одно и то же: «дивиденды по акциям ОАО «Газпром». Оказалось, что сизокрылый Птащенко, многократно клонированный по методу Федорова, во всех своих десяти ипостасях является подручным ОФГ и на каждую из фирм приобретал акции «Газпрома» по цене внутреннего рынка, чтобы затем, используя средства неких иностранных «инвесторов», вести фондовые игры на «запретной» для них территории. Получая, разумеется, щедрые комиссионные...

А рынок АД Р, по свидетельству его законопослушных участников, тем временем «проседает»: цены на депозитарные расписки неуклонно падают. И за права такого коллективного Птащенко Федоров и борется с «Газпромом» и другими естественными монополиями.

Вот так и выяснилось, что декабристы разбудили не только Герцена, но и Федорова. А тот не дает спать «во глубине сибирских руд» Птащенко и его соседям.

Черная метка

Благодаря следователю Свиридовой ряд вопросов прояснился. Но еще больше - осталось. Почему, например, Федоров, став членом Совета директоров «Газпрома» (а одновременно - Сбербанка России и РАО ЕЭС), вдруг наладился осваивать эпистолярный жанр и бомбардировать руководство компании, акционером и одним из руководителей которой он является, несметным количеством писем, больше напоминающих знаменитые пиратские «черные метки»? Точно такие же «блэкмэйлы» регулярно получают от него и правительство, и администрация президента. Более чем вероятно, что наш пионер все-таки стал флибустьером. Уж больно его стиль напоминает стиль международных финансовых спекулянтов - многократно помянутых в последнее время российской прессой братьев Чандлеров, Кеннета Дарта и Джорджа Сороса.

Согласитесь, что такое предложение не только имеет право на существование, но и, скорее всего, весьма близко к истине. Тот же Дарт с помощью угроз и шантажа уже выманил около 180 миллионов долларов у ЮКОСа и около 200-у «Сибнефти». Грозя «разоблачить» «Газпром», не добивается ли Федоров той же цели, что и Дарт, - получить от монополии щедрые отступные, а затем легко «кинуть» любимые меньшинства? Ведь если правоохранительные органы докажут незаконность регистрации всех этих подставных фирм, которые учреждали и переучреждали друг друга, в конце концов достигая «идеальной модели», Федоров из «большой игры» вылетит. А кто бы ни были на самом деле те иностранные «инвесторы», роль которых в России исполняет несчастный трудоголик Птащенко и его «товарищи по несчастью», они рано или поздно спросят со своего талантливого ученика за деньги, вложенные в оффшоры хоть на Кипре, хоть на побережье Шилки.

Видимо, не нужно читателю объяснять, чем является сегодня «Газпром» для нашей страны. И эпистолярный шантаж Рема Вяхирева, правительства или президента - «черная метка» не только для «Газпрома», но и для России в целом.

 

Compromat.Ru ® — зарегистрированный товарный знак. Св. №319929. 18+. info@compromat.ru