Компромат.Ru ®

Читают с 1999 года

Весь сор в одной избе

Библиотека компромата

Ахмадулина, Битов, Вознесенский, Волгин, Золотусский, Вяч. Вс. Иванов, Искандер, Лиснянская, Мамлеев, Николаева, Сидоров, Чухонцев и др. пытаются "приватизировать" дачи Литфонда. Им противостоит "нерукопожатный" Куняев

Оригинал этого материала
© Openspace.ru, 11.08.2009

Война с совестью. Эдуард Дорожкин и его горькая правда о недавнем скандале вокруг писательской недвижимости в Переделкино

Эдуард Дорожкин

Compromat.Ru

Городок писателей Переделкино, который я, выражаясь подобающе поэтически, «вновь посетил» после долгой разлуки, встретил отчаянным физиологизмом. Друг степей таджик (или чего там они друзья?), вышедший с участка главреда «Литгазеты» Юрия Полякова, на котором непрерывно что-то строят, мощной струей поливал забор Дома-музея Булата Шалвовича Окуджавы. Так устроен работник: в заполненный дождевой водой котлован своего работодателя-благодетеля мочиться не станет, а вот на дом, живой и теплый, какого-то там поэта — и с пользой, и с удовольствием.

Однако таджик с его малой нуждой — ничто по сравнению с той общественной уборной, которую устроили в конце июля жители Переделкино, подписавшие обращение к Президенту РФ Дмитрию Медведеву. Группа литераторов устроила сход наподобие деревенского и выпустила бумагу, вызвавшую совершенно неправдоподобный интерес СМИ — вполне, впрочем, объяснимый, ибо в летнюю пору журналисты вынуждены довольствоваться сообщениями о пробке из двух теплоходов на Москве-реке. А тут такой размах, фамилии, имена, «рейдерство», «чрезвычайная ситуация», «сговор», «вынуждены констатировать».

Суть писательской кляузы такова. На уникальное историческое место, связанное со многими великими именами, ведется атака. Бывшие и нынешние госчиновники вошли в сговор с некой «рейдерской группой», для того чтобы распродать писательские земли чужим людям. Президента просят придать городку писателей Переделкино статус природного и историко-культурного заповедника федерального значения с включением в него ныне действующих государственных музеев Б. Пастернака, К. Чуковского, Б. Окуджавы, а также до решения этого вопроса запретить строительство новых коттеджей на территории городка писателей.

Под письмом, очевидно направленным против председателя Литфонда поэта Станислава Куняева и поэта же, его заместителя, Ивана Переверзина, стоят подписи Беллы Ахмадулиной, Андрея Битова, Андрея Вознесенского, Игоря Волгина, Игоря Золотусского, Вяч. Вс. Иванова, Фазиля Искандера, Инны Лиснянской, Юрия Мамлеева, Олеси Николаевой, Евгения Сидорова, Олега Чухонцева и других литработников, которых мы привыкли считать достойными, «своими» людьми, в противовес «нерукопожатному» Куняеву и компании.

СМИ, с радостью ухватившиеся за переделкинскую тематику, к сожалению, совсем ничего не смыслят в ней и потому по-комсомольски подтявкивают подписантам, подлинные задачи которых не совсем совпадают с декларируемыми. Среди активистов «антирейдерской» кампании, например, семейство Катаевых, которое по всем законам, и божеским, и человеческим, и литфондовским, должно было покинуть занимаемый дом через два года после смерти классика, еще на излете советской власти. Но любые попытки собственника дачи — Литфонда — выселить святое семейство заканчиваются звонками престарелой Эстер Катаевой на НТВ: «Выгоняют вдову писателя», и телевидение выдает в эфир очередную полуправду. Правда же заключается в том, что это Эстер Катаева и ее дети не пускают на дачу новых арендаторов, забаррикадировавшись именем и славой давно почившего любителя красиво пожить. Меж тем у Катаевых прекрасная собственная дача в Валентиновке. Но бесстыдство потомков как океан — безгранично.

Аренда — это ключевое слово для понимания переделкинской ситуации. Дачи в поселке строились не на собственные средства писателей, а на литфондовские (считай — государственные), и эта организация предоставляет помещения писателям в аренду. Кстати, очередь на дачу сейчас насчитывает около трех тысяч человек. Поэтому, когда «Новая газета», обычно выступающая по поводу Переделкино с особенным надрывом и с особенным неуважением к фактам, заявляет, что Евгения Евтушенко выгоняют из его дома, — это, мягко говоря, натяжка. Потому что дом этот Евгений Александрович снимает. Вернее, снимал: ему и Юрию Полякову каким-то совершенно удивительным образом удалось перевести дачи и земельные участки в собственность. Я не могу давать правовые оценки этим действиям, но в житейском плане они выглядят так: было общее, писательское, стало мое. Основанием для такой приватизации всегда является то обстоятельство, что арендатор вложил деньги в ремонт занимаемой дачи. Это как если бы съемщик квартиры поклеил новые обои, купил новый ершик и на этом основании требовал от хозяйки подарить ему жилье.

Очень важно понять также и то, что, сколько бы денег ни было вложено в обновление дома, это все равно детский лепет по сравнению с ценой земли, на котором стоит дача. В Переделкино земля сейчас стоит до 60 тысяч долларов за сотку. А ведь под некоторыми писательскими дачами — до двух гектаров (то есть 200 соток) леса высшей категории.

Удивительно, что под письмом красуется и подпись Андрея Вознесенского, в отличие от Евтушенко никогда в вымогательстве дачи не замеченного и еще десять лет тому назад признававшего в стихах: «Не себе я дачу строю, Я Литфонду дачу строю» (тогда как раз шла легкая реконструкция дома, доставшегося Андрею Андреевичу после смерти Константина Федина). Впрочем, в том же сборнике поэт требовал: «Не смейте мусорить вы у моей избушки! У моей избушки не бросайте мусор!» Таким раздвоенным образом устроены мозги почти у всех переделкинских обитателей.

Писатели-подписанты предлагают запретить на территории городка любое новое строительство. Что ж, такой запрет можно только приветствовать: по-моему, с этого надо было много лет тому назад начинать. Однако в добровольном отказе от нового строительства и есть самая большая хитрость антирейдерского письма. Предыдущий, как бы «демократический» Литфонд, возглавляемый Феликсом Кузнецовым, одним из инициаторов нынешнего письма в защиту Переделкино, принял документ, позволяющий арендаторам (разумеется, в «исключительных случаях») приватизировать — не воровски, а официально — общественные дачи. Впервые за время существования Литфонда в документах появилось понятие «наследники». «Если в силу необходимости (форс-мажорных обстоятельств, аварийного состояния объекта, реконструкции) объект аренды с разрешения Бюро президиума возведен или восстановлен заново за счет личных инвестиций арендатора (при затратах не менее 3 млн 185 тыс. рублей), объект может быть узаконен в качестве собственности арендатора-инвестора». Но три миллиона рублей — чертовски мало по сравнению со стоимостью земли, которая отдается к дому «в придачу» — и именно против такого способа «умыкания» земли возражает нынешнее руководство Литфонда. «Демократы» хотят отнять у своих же коллег по писательскому цеху дачи и сотки, а Куняев, во всем остальном, может быть, персонаж максимально небезупречный, им не дает.

В этом трагедия, в этом.

Не было бы никакого смысла рассказывать эту печальную историю, если бы она не повторяла точь-в-точь происходящее с идеологией либерализма в России вообще. К несчастью, чудесные сами по себе идеи с какой-то неизбежностью попадают у нас в руки — не станем подбирать обидные эпитеты, нет, — к людям, которых более всего волнует, заключат ли с ними, «арендаторами (наследниками), договор в соответствии с положением о долгосрочном договоре» или придется опять жить честно, как принуждала их нелюбимая, заглотная, но в чем-то все-таки очень справедливая советская власть.

***

Оригинал этого материала
© "Новая газета", 22.07.2009

Кто попал в Переделки? Почему в писательском поселке без ведома арендаторов ставят заборы, урезающие их дачные участки

Пожалуй, ироничное отношение к писательскому поселку Переделкино на совести Михаила Афанасьевича Булгакова с его Перелыгиным, куда вожделеют попасть все члены Союза писателей. Да еще в последние годы было сильно подорвано уважение к писательскому ремеслу — с экранов телевизоров серьезные писатели почти исчезли, а в обывательском сознании реально существуют только те, кого «кажет ящик». Поэтому угроза, нависшая над Переделкином, воспринимается обществом довольно равнодушно.

Между тем Переделкино — уникальное место, где рядом с музеями Бориса Пастернака, Корнея Чуковского и Булата Окуджавы, в которых регулярно проходят творческие вечера писателей и бардов, живут сейчас не писательские генералы (как в основном было в булгаковские и брежневские годы), а лучшие современные писатели. Назову только Беллу Ахмадулину, Андрея Битова, Андрея Вознесенского, Александра Городницкого, Евгения Евтушенко, академика Вячеслава Вс. Иванова, Фазиля Искандера, Юрия Карякина, Анатолия Кима, Юрия Кублановского, Инну Лиснянскую, Людмилу Петрушевскую, Евгения Рейна, Михаила Рощина, Олега Чухонцева…

И вот эти, как и другие арендующие переделкинские дачи писатели, недавно получили странное письмо: пришлите документы, на основании которых вы проживаете в Переделкине. Параллельно на некоторые дачи — в частности, на ту, где много лет жил и работал Валентин Катаев, — пришли рабочие и начали ставить колышки и возводить заборы, отсекающие по половине участков, рубить вековые деревья. Все это — без какой-либо технической и разрешительной документации, без согласования с теми, кто живет здесь десятилетиями.

Не правда ли, очень похоже на рейдерский захват? А если так, то с чьей стороны?

Летом прошлого года на Поварскую, 52, в кабинет Ф. Ф. Кузнецова, председателя Международного литфонда (МЛФ), которому принадлежит писательский поселок, вошел энергичный молодой человек и представился: «Генеральный директор фирмы «Московская недвижимость-консалтинг» Дмитрий Егоров, бывший помощник председателя Госкомимущества РФ господина Коха. Предлагаю вам свою помощь в регистрации вашей конференции от 22 мая. В Минюсте у меня есть высокопоставленные друзья, они нам помогут».

«А что вы хотите за свои услуги?» — спросили его члены бюро МЛФ.

«Я хочу, чтобы Феликс Кузнецов подписал один договорчик, который позволит улучшить управление в Переделкине, выработать эффективные методы хозяйствования. У меня такой опыт есть», — ответил Егоров.

Текст проекта Договора доверительного управления имуществом, врученный Ф.Ф. Кузнецову, был прост и понятен: МЛФ передает в доверительное управление фирме Д.А. Егорова всю собственность и землю поселка Переделкино, а этот самый управляющий совершает сделки от своего имени и ему устанавливается размер вознаграждения и компенсация понесенных им расходов.

Вот один из наиболее любопытных пунктов договора (7.1): «Долги по обязательствам, возникшие в связи с доверительным управлением имуществом, погашаются за счет этого имущества (то есть переделкинских земель. — Ред.). В случае недостаточности этого имущества взыскание может быть обращено на имущество доверительного управляющего, а при недостаточности и его имущества — на имущество Учредителя управления (то есть  МЛФ. — Ред.), не переданное в доверительное управление».

Таким образом, если управляющий не Билл Гейтс (по нашим данным, гигантскими суммами фирма Д.А. Егорова не располагает), то, нанеся ущерб Литфонду, он еще и расплачивается собственностью МЛФ (писателей), которая в доверительное управление не передавалась. То есть все риски, в том числе и гарантии по кредитам, ложатся на МЛФ.

Естественно, члены бюро МЛФ не согласились с предложением Егорова, и тогда в ответ услышали: «Не согласитесь вы — согласятся другие».

И другие нашлись. Освобожденный от должности директора МЛФ за многочисленные финансовые нарушения Иван Переверзин (приехавший помогать писателям аж из Якутии) и Станислав Куняев, избранный председателем МЛФ на нелегитимной, созванной давно уволенным Переверзиным конференции Литфонда. Есть решения Савеловского суда от 2007 года и Мосгорсуда от 2008 года об освобождении И.И. Переверзина от должности (об отмене V конференции МЛФ, созванной уволенным Переверзиным). Но решения Савеловского суда и Мосгорсуда игнорируются Минюстом. В Минюсте зарегистрировали Переверзина в качестве руководителя Международного литфонда, несмотря на писательские протесты и судебные решения! Уж не те ли высокопоставленные друзья Д. А. Егорова, о которых он говорил членам бюро Литфонда, помогли?

Как удалось выяснить, среди друзей Егорова — его бывшие коллеги по работе в Росрегистрации, занимающие сейчас высокие посты в Минюсте РФ: замминистра А. Величко, директор департамента Управления делами Минюста Д. Метелкин и В. Степанов. Двое из них и поставили свои подписи под документом, удостоверяющим легитимность И.И. Переверзина.

Имея за плечами юридически подкованных, влиятельных друзей, Егоров чувствует себя уверенно. Приехав в Переделкино, он попытался вытолкать нового директора Дома творчества писателей им. Фадеева А.Ю. Солодова из помещения дирекции, грозил поставить всех на место, а двум участковым инспекторам представился доверенным лицом И.И. Переверзина, как бы директора МЛФ. Было это 28 апреля нынешнего года. Еще до новых заборов, урезающих дачные участки, и писем, требующих у писателей арендные документы, несмотря на то что и в дирекции поселка, и в Литфонде такие документы должны быть (составлялись в трех экземплярах).

В воскресенье, 19 июля, в Переделкине состоялось собрание писателей-арендаторов дач. Феликс Кузнецов рассказал присутствующим о нависших над поселком тучах, о самоуправстве Переверзина, откровенно называя происходящее рейдерством. Представитель Переверзина С.И. Колмаков не смог ответить на вопрос присутствующих, для чего или для кого отрезаются земли от писательских дач по улице Серафимовича, но зато бил себя кулаком в грудь, что ни пяди писательской земли они не отдадут и никому в доверительное управление писательское имущество не отдавали. Кузнецов потребовал, чтобы Переверзин подтвердил это в письменной форме. Колмаков принял к сведению и обещал все передать Ивану Ивановичу лично.

Собрание приняло проект обращения к президенту Медведеву с просьбой взять под защиту «знаменитое на весь мир, уникальное историко-культурное место». В проекте обращения, в частности, говорилось: «Рейдеры добрались и до нас… Планы их известны. Завтра они начнут выдворять на улицу литераторов, сносить мемориальные дачи, закрывать действующие музеи… и возводить на их месте коттеджи для новых «хозяев жизни»… Что нам делать, если… всеми правдами и неправдами на месяцы, а может быть, и годы затягиваются новые судебные иски писательской общественности к Переверзину и Министерству юстиции, а рейдерский захват Переделкина в это время только набирает силу? Что делать, если коррупция в нашей стране носит по-прежнему характер раковой опухоли?» В самом обращении эмоций поубавилось, чтоб не слишком волновать президента.

…Неужели Андрей Вознесенский или Фазиль Искандер не имеют права на дачи в Переделкине, где они жили десятки лет? Или менее знаменитые писатели, вообще не имеющие нормальных жилищных условий в Москве? Ладно, предположим, что кому-то тишина и свежий воздух нужнее... Но права на писательские дачи уж совершенно точно не принадлежат ни Егорову, ни замминистра Величко, ни Степанову, ни еще каким-то их неизвестным нам друзьям.

Но с дружелюбными сотрудниками Минюста пусть разбирается министр юстиции Коновалов. Мы же призываем имеющееся у нас общество подумать, что ему, обществу, хочется видеть в Переделкине: высокие каменные заборы и новорусские башенки а-ля Рублевка над чиновничьими замками или музеи Пастернака, Чуковского, Окуджавы и живых классиков современной русской литературы…

***

Оригинал этого материала
 "Литературная газета",  29.07.2009

Спасём Переделкино! Открытое письмо

Президенту Российской
Федерации Д. А. Медведеву

Уважаемый Дмитрий Анатольевич!

Вынуждены обратиться к Вам в связи с чрезвычайной ситуацией – рейдерской атакой на Городок писателей Переделкино, являющийся уникальным историческим местом, связанным с жизнью и деятельностью крупнейших мастеров русской литературы ХХ–ХХI веков – Б. Пастернака, Вс. Иванова, К. Чуковского, И. Бабеля, Б. Пильняка, Л. Леонова, В. Каверина, А. Фадеева, К. Федина, В. Катаева, Б. Окуджавы.

Разделяя и поддерживая Ваше стремление к строительству правового государства, в котором спорные вопросы решаются в суде, вынуждены констатировать, что в данном случае исполнение судебных решений блокируется действиями бывших и нынешних госчиновников, которые, по нашим сведениям, вошли в сговор с рейдерской группой. (Соответствующие материалы направлены в Генеральную прокуратуру РФ 17. 07. 09 № 7 ОЮЛ-12732-09).

Учитывая вышесказанное, просим Указом Президента придать Городку писателей Переделкино статус природного и историко-культурного заповедника федерального значения с включением в него ныне действующих государственных музеев Б. Пастернака, К. Чуковского, Б. Окуджавы. Просим также до решения этого вопроса запретить строительство новых коттеджей на территории Городка писателей.

Белла Ахмадулина, Андрей Битов, Андрей Вознесенский, Игорь Волгин, Игорь Золотусский, академик Вяч. Вс. Иванов, Фазиль Искандер, Инна Лиснянская, Юрий Мамлеев, Олеся Николаева, Евгений Сидоров, Олег Чухонцев и другие (всего более сорока подписей)

 

 

Другие материалы раздела:
Наследники Союза Писателей
ЦДЛ изнутри
Дачи Литфонда в Переделкино
Cтрасти вокруг Дома Ростовых
📁 Махинации жены Михалкова =>
📁 Бордель в доме Ростовых =>

Знаком '+' отмечены подразделы,
а '=>' - ссылки между разделами.


Compromat.Ru ® — зарегистрированный товарный знак. Св. №319929. 18+. info@compromat.ru