Компромат.Ru ®

Читают с 1999 года

Весь сор в одной избе

Библиотека компромата

Дело Довгия. Показания свидетелей и обвиняемого

Оригинал этого материала
© "Газета", 22.04.2009

Вопрос о взятке в 750 тыс. евро решился в ресторане

Мария Локотецкая

Compromat.RuМосгорсуд приступил к рассмотрению уголовного дела бывшего руководителя Главного следственного управления (ГСУ) СКП России Дмитрия Довгия, обвиняемого в получении взятки (статья 290 УК РФ) в размере 750 тыс. евро, а также советника председателя правления КБ “Межтрастбанк” по правовым вопросам Андрея Сагуры, которому вменяется пособничество в совершении этого преступления (статьи 33 и 290 УК РФ).

Прокурор Мария Семененко изложила присяжным фабулу предъявленного подсудимым обвинения. Она отметила, что речь идет о совершении особо тяжких преступлений. Помимо взятки Довгию инкриминируется превышение должностных полномочий (статья 286 УК), а Сагуре – незаконное хранение боеприпасов: при обыске в его квартире нашли три неучтенных патрона к наградному пистолету. По словам прокурора, преступления были совершены Довгием, когда он являлся руководителем ГСУ СКП. По службе ему было известно, что его подчиненными расследуется дело по факту хищения и легализации в 2006 году более 1 млн тонн нефти ОАО “Томскнефть” на сумму свыше 6,5 млн рублей. “В ходе расследования была установлена причастность к совершению преступления некоего Руслана Валитова, – указала прокурор. – В мае 2006 года он легализовал часть похищенного, купив за векселя Сбербанка стоимостью 205 млн рублей 100% долей в уставном капитале Инвестсоцбанка”.

Гособвинитель добавила, что Довгию было известно о намерении руководителя следственной бригады Сергея Чернышова привлечь Валитова к уголовной ответственности. “Об этом Чернышов сообщал Довгию на совещании”, – указала Семененко. И тогда глава ГСУ решил на этом заработать. Он разработал план, к осуществлению которого привлек своего друга Андрея Сагуру. “Довгий знал его с 1990 года, работал вместе с ним в Главной военной прокуратуре”, – пояснила прокурор. “Сагура должен был познакомиться с Валитовым и предложить ему решить вопрос об освобождении его от уголовной ответственности за 750 тыс. евро”, – продолжила Семененко.

В октябре 2007 года в ресторане “Мускат” на Новослободской улице состоялась их первая встреча. “Откуда я знаю, что вы знакомы с Довгием?” – спросил Валитов Сагуру. И тогда Сагура предложил Валитову прийти в ресторан в другой день и понаблюдать, как он будет ужинать с Довгием. После “просмотра” Валитов согласился на сделанное предложение. С ноября 2007 года по февраль 2008 года он передал Сагуре, а тот Довгию 750 тыс. евро.

“Довгий запретил Чернышову продолжать следственные действия, а следователя Алексея Николаева, который лучше всех знал эпизод “Томскнефти”, отослал в Мордовию”, – указала прокурор.[...]


["Газета", 07.05.2009: По словам Валитова, в октябре 2007 года на него вышел знакомый Дмитрия Довгия Андрей Сагура (бывший сотрудник Главной военной прокуратуры. – "Газета"). "Он позвонил мне на сотовый и предложил встретиться по интересующему меня вопросу", – продолжил свидетель. Встреча состоялась в ресторане "Мускат" на Новослободской улице. Именно там, как утверждал Валитов, Сагура и предложил ему решить возникшую проблему через Довгия. Однако бизнесмен засомневался в том, что Сагура знаком с Довгием. Тогда последний организовал "смотрины". "В одну из пятниц вечером я должен был подъехать в тот же ресторан и увидеть, как они общаются", – пояснил Валитов. Когда сомнения развеялись, Сагура во время следующей встречи "обозначил условия". "Чтобы избежать уголовной ответственности, я должен был заплатить 750 тыс. евро", – поведал суду бизнесмен. В качестве аванса Валитов должен был передать 300 тыс. евро. Деньги он положил в коробку из-под дорогого вина и отдал Сагуре в том же ресторане. В обмен тот дал Валитову образец заявления на действия следователей. Валитов добавил, что впоследствии состоялись его очные ставки с другими фигурантами дела. На них помимо следователя присутствовал сам Дмитрий Довгий. "Все их слова (других подозреваемых. – "Газета") ставились под сомнение. Я понял, что защищен и Дмитрий Павлович выполняет свои условия", – заявил свидетель. Валитов сообщил, что постановление об отказе в привлечении к уголовной ответственности он получил в феврале 2008 года. Тогда же в ресторане "Мускат" он передал для Довгия еще 450 тыс. евро. Однако в июле выяснилось, что постановление отменено, а расследование в отношении Валитова возобновилось. "После этого я решил вывести господ Довгия и Сагуру на чистую воду", – заявил свидетель. Он написал заявление о получении Довгием взятки. Валитов сообщил, что две его встречи с Андреем Сагурой и Дмитрием Довгием в августе 2008 года проходили под контролем оперативников. Подключившийся к допросу Дмитрий Довгий пытался доказать, что Валитов его оговаривает, а на сотрудничество со следствием коммерсант пошел, чтобы выйти из-под стражи. Довгий отметил, что Валитов был арестован в середине июля 2008 года и находился под арестом 10 дней. Валитов не отрицал, что был арестован. Он подтвердил, что в итоге признал вину по обвинению в легализации имущества и сейчас находится под подпиской о невыезде. "За свои действия я еще отвечу", – заверил коммерсант. - врезка К.Ру]

["Газета", 23.04.2009, "Сначала отстранили следователя, затем прикрыли дело": Показания дал бывший следователь ГСУ Алексей Николаев, входивший в состав следственной бригады по делу о хищении нефти на сумму свыше 6,5 млрд рублей у ОАО “Томскнефть”. ... По заявлению Валитова и соучредителя Инвестсоцбанка Степанова была инициирована служебная проверка в отношении Николаева и бывшего руководителя следственной бригады Ратмира Хатыпова. 31 января 2008 года Довгий вынес постановление, в котором было отказано в возбуждении дела против Хатыпова, Николаева и Валитова. После получения этого документа Валитов и передал Довгию вторую часть взятки 450 тыс. евро (ранее банкир через Сагуру передал первый “транш” в 300 тыс. евро).
Выступая в суде, Николаев сообщил, что в течение трех лет участвовал в расследовании дела о хищении средств “Томскнефти”. В Москву его откомандировали из Мордовии. “Мне было поручено заниматься так называемым вексельным эпизодом, который насчитывал 80—100 томов, – рассказал свидетель. – Основной массой информации по делу владел я”.
Николаев заявил, что следственная бригада собиралась “провести активные следственные действия в отношении Валитова и Инвестсоцбанка”. “Какие именно?” – спросила гособвинитель Мария Семененко. “Планировалось привлечь Валитова в качестве обвиняемого по статье 174 УК за отмывание денежных средств, нажитых преступным путем”, – ответил Николаев.
По его словам, в начале ноября 2007 года, когда в отношении него и Хатыпова началась проверка, новый руководитель следственной бригады Сергей Чернышов попросил его взять отгулы и не появляться на работе (а в конце января 2008 года Николаев был отправлен в Мордовию). “Чернышов сообщил мне: “Шеф сказал, чтобы ты находился в отгулах”, – поведал свидетель. “А кто этот шеф?” – уточнила прокурор. “Довгий”, – ответил свидетель.
Подключившиеся к допросу адвокаты подсудимых пытались убедить присяжных в том, что Николаева отстранили от расследования вовсе не по указанию Довгия, а за противоправные действия: якобы он был причастен к оформлению доверенности на жену одного из обвиняемых по делу о хищении средств “Томскнефти”, бывшего председателя правления банка “Траст” Олега Коляды. “По этой доверенности Коляда передал супруге право распоряжаться всем движимым и недвижимым имуществом”, – указал адвокат Довгия Юрий Баграев.
В ответ гособвинитель огласила приказ мордовского руководства Николаева. В нем говорилось, что следователя отзывают на прежнее место службы из-за нехватки сотрудников и большого количества уголовных дел. - врезка К.Ру]

[Газета.Ру, 26.05.2009: Довгий решил рассказать, зачем он все-таки встречался с Валитовым.
«Я обсуждал свое увольнение с другом, бывшим помощником главного военного прокурора России Андреем Сагурой. Он сказал, что знает человека, который может мне помочь», – сказал Довгий. «Спасителем» экс-главы ГСУ оказался Валитов, по утверждению лично знакомого с ним Сагуры, работающий на правоохранительные органы. «Он может устроить встречу с новым главой ФСБ Бортниковым. Получишь у него работу», – предложил Сагура. «Почему ты мне раньше не сказал, что знаешь его? Он давал тебе какие-то деньги?» – спросил у него Довгий. Приятель уверил, что Валитов ограничился только часами для подводной охоты и что он заинтересован в помощи Довгию, поскольку тот может проконтролировать решение по делу Инвестсоцбанка. Так Сагура заручился согласием Довгия организовать встречу. Экс-глава ГСУ утверждает, что это была первая его личная встреча с Валитовым, и подчеркивает, что произошла она уже после увольнения из СКП.
Через неделю друзья ехали в поселок Николина Гора к Валитову, в его собственный ресторан. Как утверждает Довгий, по дороге Сагура вдруг сказал ему, что бизнесмен «давал денег кому-то в ГСУ» и уверен, что получил их Бастрыкин. «Что же мне с ним обсуждать после этого?» – поинтересовался Довгий. «Да ты просто игнорируй его намеки и разговоры на эту тему», – посоветовал бывший военный прокурор другу. В ресторане, принадлежащем Валитову, друзья сели за отдельный столик в углу, все остальные места у окон были свободны. «Я еще подумал, что странно как-то, а теперь понимаю, что это было удобнее для записи разговора», – пояснил Довгий. Валитов вел себя спокойно, вольготно, сыпал подробностями уголовных дел и фамилиями, и в конце концов Довгий убедился, что перед ним правда сидит сотрудник правоохранительных органов.
«Теперь я понимаю, что это все звучит наивно. Но тогда я на это купился. Мне нужна была работа», – объяснял Довгий присяжным.
«Никаких взяток от Валитова я не брал. Когда он говорил мне, что я должен буду компенсировать затраты за мое назначение в ФСБ, я думал, что он с меня денег просит. Но платить не собирался – у меня и суммы-то такой быть не могло», – говорил он. Особо Довгий отметил, что в ресторане «Мускат», где, по версии следствия, состоялась передача Сагуре первого денежного транша в ящике из-под итальянского вина «Бароло», в ноябре 2007 года он вообще не появлялся.
... Встреча с будущим работодателем Довгия была назначена в ресторане неподалеку от здания ФСБ на Лубянке. Но вместо сотрудника службы, который, как утверждал Валитов, должен был отвезти Довгия к Бортникову, за уволенным главным следователем пришли его бывшие коллеги. - врезка К.Ру]

["Коммерсант", 13.05.2009, "Следователь и оперативник рассказали, как разрабатывали Дмитрия Довгия": Оперативник департамента обеспечения правопорядка на закрытых территориях и режимных объектах (ДРО) МВД РФ Георгий Новиков сообщил, что в июле прошлого года получил поручение от следственного комитета при прокуратуре РФ проверить показания бизнесмена Руслана Валитова, обратившегося в следственный комитет с заявлением о даче им взятки господину Довгию. ... [Он] обеспечивал так называемую негласную аудиозапись (НАЗ) разговоров обвиняемых с господином Валитовым. По его словам, были задокументированы четыре встречи господина Валитова с господами Довгием и Сагурой. Оперативник добавил, что бизнесмен сам придумал легенду, в соответствии с которой господин Валитов якобы являлся сотрудником службы внешней разведки и имел хорошие связи в высшем руководстве ФСБ РФ. По данным следствия, господин Валитов обещал господину Довгию посодействовать восстановлению последнего в должности (к этому моменту Дмитрий Довгий уже был уволен из следственного комитета), после чего тот с помощью уже полученных €750 тыс. должен был прекратить уголовное преследование бизнесмена. По словам свидетеля Новикова, Руслан Валитов вел свою игру сам, а оперативник лишь снабжал его "секретной техникой" для аудиозаписи. Эту технику господину Новикову, по его утверждению, предоставляло некое засекреченное подразделение ГУВД Москвы. Свидетель также сообщил, что лично участвовал в последней встрече обвиняемых с бизнесменом и из их разговоров понял, что его самого подсудимые считали помощником главы ФСБ Александра Бортникова, встречу которого с господином Довгием он якобы и должен организовать. После встречи обвиняемых задержали.
Господин Новиков не ответил на вопрос защиты, почему оперативным обеспечением расследования занимался он, сотрудник явно "непрофильного" департамента МВД. На вопрос господина Довгия, как он мог установить, что обвиняемые уже получили взятку, оперативник ответил: "Валитов несколько раз требовал свои деньги назад, а вы адекватно реагировали". А на вопрос свидетелю господина Сагуры "как вы выяснили, что я передавал деньги?" ответил судья Фомин. "В ходе ОРМ (оперативно-розыскных мероприятий.— "Ъ")",— сказал он.
Затем перед судом предстал вызванный старший следователь по особо важным делам следственного комитета при прокуратуре РФ Денис Никандров. Он и пояснил, почему оперативным обеспечением занимался сотрудник ДРО: "Так решило руководство МВД, то ли министр, то ли заместитель министра". - врезка К.Ру]

["Время новостей", 21.05.2009, "Бывшему главному следователю СКП дали послушать его разговоры": Присяжные продолжили слушать негласные аудиозаписи переговоров Довгия, Сагуры и Валитова, сделанные под контролем оперативников. Сначала им показали запись с камеры видеонаблюдения, сделанную в зале ресторана «Николина гора» 7 августа 2008 года. На ней подсудимые и Валитов разговаривают за ужином. Затем присяжные смогли услышать и сами переговоры. Из-за того, что подслушивающее устройство было у г-на Валитова, на пленке отчетливо расслышать можно только его слова, речь его собеседников едва слышна, и понять можно было лишь общий смысл диалогов.
Собеседники обсудили подробности несостоявшегося дела против г-на Валитова, действия нескольких следователей, а также другие вопросы, связанные в том числе и с конфликтом Довгия и главы СКП Бастрыкина, которого собеседники для простоты называли «верхолазом». В частности, на записи г-н Довгий рассказал, как к нему пришел глава СКП и поставил вопрос ребром: «Либо ты уходишь, либо я». В конце записи г-н Валитов обещал экс-главе ГСУ устроить ему в одном из кафе недалеко от Лубянки встречу с главой ФСБ Александром Бортниковым, умело играя роль его приятеля. В разговоре г-н Валитов даже фамильярно называл главу ФСБ Василичем. Как признался сам бизнесмен, чтобы на встрече «быть в теме», справочную информацию о главе ФСБ он почерпнул из Интернета. - врезка К.Ру]

["Время новостей", 29.05.2009: «А почему в разговоре между собой вы называли главу СКП «верхолазом»?» -- поинтересовался вдруг председательствующий судья Дмитрий Фомин. «Вообще-то это придумал Валитов, -- ответил подсудимый. -- Дело в том, что Бастрыкин по каждому пустяковому вопросу бегал наверх в администрацию президента». - врезка К.Ру]

 


Compromat.Ru ® — зарегистрированный товарный знак. Св. №319929. 18+. info@compromat.ru