Компромат.Ru ®

Читают с 1999 года

Весь сор в одной избе

Библиотека компромата

Семья Михаила Зурабова - жена Юлия, дочь Анастасия, брат Александр

Имущество, бизнес-интересы

Оригинал этого материала
© "Новая газета", Цветной выпуск, 24.08.2007, Фото: ИТАР-ТАСС, Долбины: семья Зурабовых, семья Полежаевых

Сведения обо всех профильных и непрофильных активах чиновников (акции, недвижимость, предприятия) и обо всем, чем владеют их родные и близкие

Михаил Зурабов с женой Юлией и дочерью Анастасией

В очередном выпуске Энциклопедии должностных лиц с бизнес-интересами (долбинов) – министр Михаил Зурабов и губернатор Леонид Полежаев. И хотя они разные по внешнему стилю управления и природной харизме, обоих объединяет многократно подтвержденное умение удерживать занимаемые позиции в условиях смены элит и, как ни странно, олигарх Роман Абрамович...

Министр здравоохранения и социального развития, назначен в марте 2004 года. До этого с мая 1999-го — председатель правления Пенсионного фонда, а еще годом ранее — первый замминистра здравоохранения и советник президента по социальным вопросам.

События в отрасли:

В очередной раз — в который уже за последние несколько лет — Зурабову предрекают скорую и громкую отставку. C тех пор, как 9 лет назад Зурабов пришел на государственные должности, связанные с социалкой и здравоохранением, о нем вышло свыше десяти тысяч журналистских публикаций. В большинстве это критические статьи, связанные с провалами в пенсионной реформе, монетизации льгот, лекарственном обеспечении и других видах его деятельности. Либо расследования о бизнесе и лоббизме в отношении медицинских, фармацевтических и страховых компаний, которые считаются аффилированными с ним и его родственниками. Несмотря на это, Зурабову пока удавалось сохранять за собой основные посты и привилегии, а незадолго до назначения на нынешний министерский пост он был даже награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени.

Чем известен:

Светские репортеры утверждают, что видели Михаила Зурабова на вечеринках, которые обычно посещают мультимиллионеры, — например, посвященных открытию ночного клуба «Кабаре» или ресторана Share House. Позиции меню там исчисляются сотнями евро, а dress-code — тысячами. От журналистов кремлевского пула можно услышать, что Зурабов привык носить костюмы марки Brioni стоимостью от трех тысяч евро, а один из известных таблоидов ссылается на собственное признание Зурабова в том, что он «покупает носки ценой в одну пенсию». И даже выхлопная труба его служебного BMW, по этим данным, два года назад начала источать вместо бензинового миндальный запах. Чтобы достичь подобного, нужен специальный катализатор стоимостью от полутора тысяч евро.

Политориентация:

Политолог Алексей Мухин в книге «Семейные тайны, или Неофициальный лоббизм в России» приводит пример, когда Зурабов в качестве главы Пенсионного фонда участвовал в избирательной кампании кандидата в губернаторы Чукотки Абрамовича.

Семья

Юрий Зурабов — отец министра, 79 лет. Работая на руководящих должностях в системе Министерства Морского флота СССР, еще в 70-е имел много друзей в Совмине.

Энгелина Зурабова — мать министра, 80 лет. Пять лет назад, оставив московскую квартиру внукам, переселилась с мужем в купленный сыном загородный дом в элитном поселке Петрово-Дальнее на территории пансионата Управления делами президента. Стоимость подобной недвижимости, по данным агентства Eaton Way, от 15 миллионов евро. Светские репортеры, попытавшиеся три года назад взять интервью у Зурабовых-старших, столкнулись с необходимостью брать для этого разрешение у Федеральной службы охраны президента — возможно, потому, что в тот момент они проходили лечение в президентском санатории «Барвиха», где обычному частному лицу отдых обошелся бы минимум в полторы тысячи евро в сутки. Папа Энгелины Робертовны был руководителем крупного предприятия, входившего в структуру одного из главков Министерства среднего машиностроения СССР — будущего Минатома. Именно в системе Минатома Михаил Зурабов начал свою карьеру, оказавшись к началу 80-х замдиректора еще одного структурного подразделения министерства — предприятия «Моспромтехмонтаж». Это предприятие, в свою очередь, стало одним из крупнейших учредителей Московской акционерной страховой компании ЗАО «МАКС», которая сначала сделалась крупнейшим страховщиком Минатома, а затем — одним из лидеров на рынке медицинского страхования. Вплоть до назначения на руководящие должности в Минздраве гендиректором ЗАО «МАКС» был Михаил Зурабов.

Юлия Зурабова — супруга министра, 45 лет. Имеет свой бизнес, значительная часть которого уже в 90-е годы была связана с продажей лекарств и медицинской техники.

Анастасия Зурабова — дочь министра, 23 года. Два года назад окончила факультет международной журналистики МГИМО по специальности «PR, или связи с общественностью». Уже тогда ездила на автомобиле Mercedes-Benz 200, а учась на последних курсах, возглавляла PR-отдел в компании, принадлежавшей офшорным структурам бизнесмена российского происхождения Алекса Шнайдера, названного журналом «Форбс» «человеком из тени» за непрозрачность доходов, на которые тот приобрел, по их данным, сталелитейный завод в Волгограде, несколько металлургических предприятий Украины и казино на Арбате. Год назад стала героем светской хроники, появившись с отцом на «Венском балу» в Москве, стоимость билетов на который доходила до полутора тысяч евро, а также оказавшись наряду с Анастасией Волочковой в числе приглашенных на «Русский бал» в Баден-Бадене. На некоторых светских мероприятиях появлялась вместе с 11-летним братом Федором, которому, в свою очередь, по словам самого М. Зурабова, вверена забота о трехлетнем приемном сыне министра Антоне.

Александр Зурабов — младший брат министра, 51 год. Бизнесмен, основатель и руководитель компании «Клуб друзей Буратино», специализирующейся на подготовке эксклюзивных подарков на заказ для элиты. Занимал руководящие посты в ОАО «Аэрофлот — российские международные авиалинии» и входил в его совет директоров в период, когда в составе акционеров были структуры, аффилированные с Романом Абрамовичем, и некоторое время спустя. До этого возглавлял компанию, учредившую «Доверительный и инвестиционный банк» (ныне не существует), где в 90-е годы находились счета некоторых дочерних предприятий ЗАО «МАКС», которыми руководил Михаил Зурабов, а также счета нескольких компаний, руководителями которых были другие члены семьи Зурабовых.

Имущество

Два года назад из-за судебного скандала стало известно, что в 2003 году жена министра Юлия Зурабова выкупила арендованные годом ранее восемь участков земли недалеко от деревни Телепнёво Истринского района общей площадью 69 550 квадратных метров. Часть этих участков оказалась в водоохранной зоне, началась прокурорская проверка, суд, арест земли и в результате — мировое соглашение: все участки остаются у владельца, но не на всех можно возводить постройки. Инициировавшего проверку прокурора Московской области Генпрокуратура отправила на пенсию.

Помимо истринской земли супруги и находящейся в совместной собственности с родственниками московской квартиры площадью 96,3 квадратных метра Михаил Зурабов, согласно официальным декларациям о доходах за последние три года, лично владеет двумя земельными участками (30 и 65 соток соответственно). Также в его личном владении два дома — один площадью 318,1 квадратных метра, другой — 1359,2. Считается, что один из этих домов находится в элитном поселке Петрово-Дальнее, а другой — на Рублевке, это значит, что даже за вычетом цен на землю их стоимость нужно исчислять в миллионах евро.

В 2004 году доход Михаила Зурабова, как указано, составил 41 млн 338 тыс 480 рублей, а в 2006-м — 9 млн 161 тыс 580 рублей, что, соответственно, в тридцать девять и в восемь с половиной раз больше годовой зарплаты федерального министра. Официальное объяснение разницы приводит «Российская газета»: «Министр получает доход от вложений денежных средств в банках».

Бизнес-интересы

ЗАО «Октопус». Основная деятельность компании — поставка лекарств и медтехники. Основатель и прежний руководитель — Юлия Зурабова. Когда ее муж стал министром, в компании стали утверждать, что она вышла из состава учредителей. Однако, как писали исследователи рынка, и после этого в ЗАО «Октопус» заявляли, что ей можно отправить письмо на адрес компании без указания должности.

Московская акционерная страховая компания — ЗАО «МАКС». Спустя месяц после того, как Зурабов был назначен министром, он представил на заседании правительства законопроект, в тексте которого есть такие слова: «Страховщиками по обязательному пенсионному страхованию… наряду с Пенсионным фондом России и негосударственными пенсионными фондами могут также выступать страховые организации, осуществляющие страхование жизни». Это лишь один пример неприкрытого лоббизма в пользу страховщиков, подобных ЗАО «МАКС».

На сегодняшний день не заявлено ни одного официального документа, который бы позволял однозначно утверждать, что компания «МАКС» никоим образом не связана с Михаилом Зурабовым, а он не аффилирован с ней или не является конечным получателем прибыли. Зурабов, уйдя на государственные должности, оставил руководить компанией Надежду Мартьянову, которая все предыдущие годы существования компании была его заместителем по экономическим вопросам.

В 2001 году происходит история из серии слияний и поглощений. Младший брат министра Александр Зурабов, занимавший на тот момент должность первого заместителя гендиректора ОАО «Аэрофлот», становится членом совета директоров крупного авиационного страховщика — аэрофлотовской «дочки» ОАО «Страховая компания «Москва». Через пять месяцев после этого компания «Москва» приняла решение о дополнительном выпуске акций, увеличивающем уставный капитал на 80%. Спустя три месяца «Приложение к Вестнику Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг» сообщило: «ЗАО «МАКС» с декабря 2001 года аффилировано с ОАО «Страховая компания «Москва» и распоряжается 80 процентами акций компании». Вернуть 100-процентный контроль над «дочкой» компании «Аэрофлот» удалось после того, как в ней не стало Александра Зурабова.

Только за последние несколько месяцев подведомственный зурабовскому министерству Пенсионный фонд России, а также его отделения в нескольких десятках субъектов Федерации заключили 38 крупных контрактов с ЗАО «МАКС» или его региональными филиалами. Общая сумма контрактов — 

104 млн 975 тыс 937 рублей. Предмет контрактов — так называемое добровольное медицинское страхование сотрудников, а это, как известно, обслуживание не в государственных или ведомственных поликлиниках и больницах, а в дорогих частных клиниках. Контракты, как указано в официальном реестре, оплачены из госбюджета или бюджетов Пенсионного фонда.

Даже при наступлении страхового случая эти деньги вряд ли уйдут со счетов ЗАО «МАКС», так как у компании есть собственные клиники. Это ЗАО «Медицинский центр «Москворечье» (зарегистрировано в 1997 году, гендиректором был Михаил Зурабов), ЗАО «Лечебный центр» (60-процентная «дочка» ЗАО «МАКС»), ЗАО «Медком» (50-процентная «дочка» ЗАО «МАКС»), ОАО «Моситалмед» (председатель совета директоров — гендиректор ЗАО «МАКС»).

Участие ЗАО «МАКС» в обязательном медицинском страховании и в лекарственном обеспечении происходит в основном за счет дочерних и аффилированных предприятий: ЗАО «МАКС-М» (95-процентная «дочка», прежний гендиректор — Михаил Зурабов), ЗАО «МАКС-ФАРМА» (80-процентная «дочка» ЗАО «МАКС-М» и 20-процентная «дочка» ЗАО «МАКС», прежний гендиректор — Михаил Зурабов), ЗАО МСК «Солидарность для жизни» (согласно учредительным документам, занимает одно помещение с 75-процентной «дочкой» ЗАО «МАКС» — производителем программной продукции для медицинского страхования и лекарственного обеспечения ЗАО «Объединение ЭЛМЕС», миноритарные акционеры которого входят в совет директоров и правление компании «Солидарность для жизни» и входили в правление ЗАО «МАКС»).

Вклад этих компаний в зурабовские реформы часто становится достоянием гласности. «Новая газета» писала, как в Воронежской области в начале 2005 года право снабжения региона льготными лекарствами вне конкурса было отдано ЗАО «Солидарность для жизни» (см. №9, 2005). В том же году Дагестанское управление Федеральной антимонопольной службы возбудило дело в связи с тем, что правительство республики без проведения конкурса определило двух страховщиков в сфере обязательного медицинского страхования. Ими стали на тот момент «МАКС» и «Солидарность для жизни». А согласно недавнему заключению контрольно-счетной палаты регионального парламента Тверской области, задолженность ЗАО «МАКС-М» Фонду обязательного медицинского страхования «по состоянию на 1 января 2007 года… составляла 36 млн 95 тыс 400 рублей» и к середине весны «увеличилась на 82,9%».

Материал подготовлены по данным Единого государственного реестра юридических лиц, официальных ресурсов раскрытия финансовой информации, открытых отчетов эмитентов и сайтов упомянутых компаний и организаций, а также по публикациям российских СМИ в интернет-библиотеке public.ru.

 
Другие материалы раздела:
Человек которого не было
Семья Зурабовых
Альхен-хранитель
Пенсионный олигарх
Самый тайный советник Путина
ДЛО как часть бизнеса
📁 ФОМС откатил в колонию +
Уголовные дела Росздрава
Звездный час Зурабова
Зурабов недооценил депутатов
Точность движений
Пожиратель льгот
Детские деньги
Вы только воду не загрязняйте
Заливные луга Юлии Зурабовой
"Медстор" Юлии Зурабовой
📁 Родня и Внешпромбанк =>
Таблеточная коррупция
Мать Зурабова:"Внука травят"
ДТП невменяемой родственницы
Провал программы медцентров
Кто же с ложкой?
"Зурабовские дворцы"
📁 Бизнес на "органах" +
Не поделили деньги на СПИД
📁 Онищенко и "птичий грипп" +
"Кровавая диета" для элиты
Малютки для "бессмертных"
МНТК. Миллион за глаза
Лечение без рецепта
Наследство Святосл. Федорова
📁 Шевченко Юрий +
📁 Микстуры-таблетки-2006 =>

Знаком '+' отмечены подразделы,
а '=>' - ссылки между разделами.


Compromat.Ru ® — зарегистрированный товарный знак. Св. №319929. 18+. info@compromat.ru