Компромат.Ru ®

Читают с 1999 года

Весь сор в одной избе

Библиотека компромата

Оригинал этого материала
© "Время новостей", 09.02.2007

Ставки на отставки

Разворачивается информационная битва за пост президента Чечни

Иван Сухов

В четверг вновь сгустились слухи о предстоящих грандиозных кадровых переменах в Чечне. В первой половине дня ряд информационных агентств сообщил со ссылкой на источники в полномочном представительстве республики при президенте РФ в Москве, что в отставку ушел секретарь совета по экономической и общественной безопасности Чечни Герман Вок. Кроме него, в числе отставников были названы два советника президента Чечни Алу Алханова и заместитель руководителя департамента внешних связей его администрации. Часть комментаторов поспешили истолковать сообщение об отставках как ослабление команды г-на Алханова и признак его неизбежной скорой отставки, которая освободила бы кресло президента Чечни для ее нынешнего премьера Рамзана Кадырова. Но уже через несколько часов стали поступать опровержения сообщений об увольнениях. А к вечеру источник в администрации полномочного представителя президента России в Южном федеральном округе категорически заявил, что существенные перестановки в системе исполнительной власти Чечни не планируются.

Несмотря на опровержения, информация об отставках еще более сгустила фон противостояния между премьер-министром и президентом Чечни. Хотя оба они регулярно заявляют, что конфликт является плодом воображения недобросовестных журналистов и политиков, стремящихся нарушить хрупкую политическую стабильность в республике, противостояние в последние несколько недель приобрело характер публичного. Причем атакующей стороной явно выглядит премьер-министр и его сторонники. Две недели назад муфтий Чечни в специальном обращении к верующим обвинил президента Алханова в разжигании религиозной розни в связи с тем, что глава республики в одном из своих интервью упомянул о смерти шейха Кунта-хаджи, жившего в XIX веке и сосланного царскими властями. Муфтий счел, что упоминание о смерти шейха недопустимо оскорбляет чувства верующих, которые считают, что Кунта-хаджи продолжает жить в мистическом сокрытии и рано или поздно вернется на родину. Обратиться к согражданам с пояснениями президент, судя по всему, не может: по некоторым данным, он лишен доступа к республиканскому телевидению.

Уже на этой неделе в интервью журналу «Профиль» сам Рамзан Кадыров обвинил своего шефа в бестактности и политической близорукости и посетовал, что тот 170 дней в году проводит в командировках за пределами Чечни. Г-н Кадыров еще раз подчеркнул, что "не хочет быть президентом республики -- во всяком случае, таким как Алханов". Критике со стороны премьера подвергся и главный герой вчерашней интриги с отставками, секретарь совбеза Чечни Герман Вок -- единственный, кто публично принял сторону президента в «религиозном» скандале.

Глава совбеза считается одним из немногочисленных последовательных сторонников президента Алханова, оставшихся на ключевых административных постах в Грозном. Совет безопасности, который премьер-министр Кадыров попытался в прошлом году распустить, был заново создан Алу Алхановым в расчете на усиление своих позиций в республике, и возглавил его человек, не относящийся к «команде Кадырова». Вчера пресс-служба чеченского президента сообщила, что г-н Вок всего лишь ушел в отпуск и ни о какой отставке речь не идет. Лично Герман Вок, как и советник президента, никаких комментариев не давал. Однако сам по себе отпуск одного из ключевых сторонников президента в столь напряженный момент выглядит довольно тревожным сигналом. Тем более что в северокавказской политической практике отпуска и даже больничные часто заканчиваются отставкой -- даже если сами отдыхающие до последней минуты верят, что еще вернутся в свой офис.

Тем не менее единственный из упомянутых «отставников», кто сам подтвердил вчера, что написал заявление об уходе, был заместитель руководителя департамента общественных связей Рамзан Амерханов. Г-н Амерханов сообщил журналистам, что обратился с прошением об отставке несколько дней назад, но соответствующий указ президентом пока не подписан.

Никаких официальных комментариев относительно последних кадровых новостей никто в Чечне вчера не давал. Но неофициально чиновники подтверждают, что «нет дыма без огня»: всплеск паники среди людей президента имел место и мог быть вызван слухом о скором уходе последнего. Кроме того, сторонники Алханова в Чечне работают в условиях постоянного давления, не чувствуя при этом надежного тыла. В любом случае и без того небольшое число сторонников Алу Алханова может еще более сократиться. А это приведет к тому, что президент полностью утратит контроль над ситуацией в республике.

Часть федеральных политиков рассматривает президента Чечни как политическую фигуру, способную уравновешивать темперамент и амбиции влиятельного премьера -- Рамзана Кадырова. Политологи обращают внимание, что г-н Алханов, в первые месяцы своего президентства выступавший простым статистом при г-не Кадырове, которому до президентства не хватало возраста, в последнее время стал более активен и самостоятелен. Но в случае, если «команда Алханова» в Грозном перестанет существовать, его пост полностью обесценится, и полноправным хозяином республики станет г-н Кадыров, даже если прогноз чиновников ЮФО верен и формальной смены главы республики не произойдет. В Чечне и так уже создан уникальный для России прецедент распределения реальной власти между главой региона и премьер-министром в пользу последнего.

Между тем представители «старой антидудаевской оппозиции», до сих пор составляющие наиболее лояльную по отношению к России часть чеченской элиты, предостерегают, что уход законопослушного Алханова и ставка на непредсказуемого Кадырова будет означать неизбежное возвращение Чечни к состоянию горячей точки -- пусть и не сразу, а через несколько лет: «Нельзя строить надежную политическую систему, опираясь на штыки тех, кто еще недавно воевал в рядах незаконных формирований».

Сам г-н Алханов, по сведениям из его окружения, пока не собирается уходить в отставку, кроме как в том случае, если этого потребует президент России. Его дипломатичные сторонники, как и более эмоциональные сторонники г-на Кадырова, тоже ждут «отмашки» из Кремля, которая положила бы конец утомительному и небезопасному противостоянию. 

***

Оригинал этого материала
© "Твой День", 09.02.2007

Рамзан Кадыров: Наконец Алханов начал зачистки

Тальяна Тоберт, Надежда Кормильцина

Герман Вок

Премьер Чечни рассказал газете «Твой ДЕНЬ» об отставках в аппарате президента республики

В эксклюзивном интервью газете «Твой ДЕНЬ» премьер Чечни Рамзан Кадыров заявил, что команду Алу Алханова давно пора разогнать. 

А по республике немедленно поползли слухи о скорой отставке и самого чеченского президента.

Сообщения об увольнениях ближайших соратников президента Чечни Алу Алханова взбудоражили всю республику. Среди них оказались секретарь Совбеза ЧР Герман Вок, два советника президента и первый зам руководителя Департамента внешних связей Рамзан Амирханов. К середине дня пресс-служба президента бросилась опровергать отставки, утверждая, что чиновники всего лишь пожелали взять внеочередной отпуск в середине февраля. Как подтвердили высокопоставленные источники в Чечне нашей газете, глава Совета по экономической и общественной безопасности Герман Вок действительно попросил предоставить ему отпуск. С последующим увольнением. 

Сейчас он находится уже за пределами республики.

Рамзан

- Этих чиновников давно пора было разогнать, - заявил Рамзан Кадыров в интервью газете «Твой ДЕНЬ». - А Вок и вовсе не справлялся со своими функциями. Мало того что он политически и экономически безграмотный человек, он еще и настоящий провокатор. И я рад, что президент Алханов наконец-то разглядел в своем окружении ненадежных людей, которые распускают слухи, и начал зачистки.

В последние несколько месяцев Рамзан Кадыров, избегавший публичных комментариев на эту тему, уже перешел к открытой критике работы Алу Алханова и его окружения. Больше всего «стрел» летело в сторону Германа Вока, снискавшего в республике славу «серого кардинала» команды президента. 

- Откуда взялся этот Герман? - не раз задавал риторический вопрос Рамзан. - Называет себя чеченцем, но откуда тогда такое имя и фамилия? Он их сменил, то есть фактически отказался от отца!

- Сейчас много говорят и о грядущем самоотводе самого Алханова...

- У нас такое ощущение, что президент и так давно в самоотводе, - говорит премьер. - 170 дней в году этот человек находится в командировке. Но теперь мы видим, что он начал работать.

Договор

Как стало известно «Твоему ДНЮ», слухи о скором уходе Алу Алханова не так уж беспочвенны. И обостряет этот вопрос грядущее продление договора о разграничении полномочий между Чеченской Республикой и Россией. Источники газеты в Администрации Президента России пояснили, что во многом появление этого документа - заслуга лично Рамзана Кадырова. Большинство пунктов договора пролоббировал именно премьер. Как, например, положение о сохранении налогов за республикой в течение 10 лет. 

А кто, как не главный автор, заслуживает того, чтобы под документом стояла именно его подпись.

***

Оригинал этого материала
© "Профиль", 05.02.2007

«Я — хозяйственник»

Рамзан Кадыров устал от политики и не хочет быть президентом Чеченской Республики. По крайней мере, таким, как Алу Алханов.

Максим Агарков

— Что наболело?

— Я устал от политики. У нас не ценят человека, у нас ценят интересы. В политике вообще нет друзей или врагов, есть интересы. Эта атмосфера очень мешает работать. Например, у нашей команды есть интерес навести порядок, и не только у нас. Если навести порядок во всех отраслях республики, тогда другие субъекты (Российской Федерации. — «Профиль») вынуждены будут показать истинное лицо. Это позволит руководителю Российской Федерации легко навести порядок в стране. Такой Кадыров никому не нужен, поскольку у каждого федерального руководителя в Чечне есть свой интерес. У нас в Чечне есть газ — в федеральном правительстве сидит свой человек, у которого есть интерес по газу, нефть — сидит человек и есть интерес, стройки — человек — интерес, свет — есть человек — есть интерес. А я говорю нет, Чечню оставьте, республика разгромлена и разграблена, дайте нам показать себя и сделать добро для других. 

— Сложно ли быть лицом республики?

— Информационное пространство России ассоциирует Чечню со мной. Рекламу на проблемах Чечни и на моем имени делают и журналисты, и политики. Я от этого устал. Я мечтаю закрыть республику для интриганов на полгода, а потом сразу показать, что сделано. Я очень часто разговариваю с артистами, спортсменами и другими знаменитостями. До посещения Чечни они боятся, поскольку в сознании большинства жителей России закрепился стереотип, что в Чечне постоянно похищают или убивают людей. После того как они прилетают, страх исчезает, люди видят, что в республике спокойно. Чечня — самый безопасный регион России, я больше боюсь ходить по Москве, нежели здесь. В Москве каждый день убивают людей, и никто об этом не говорит, а у нас любое происшествие расценивают как проявление экстремизма и сепаратизма. Даже когда случается автомобильная авария со смертельным исходом, это упоминается СМИ как ЧП, тогда как если это происходит в остальной России, это редко попадает в телевизионные программы или на страницы газет. Во всех грехах обвиняют чеченцев. Как будто чеченцы затеяли эту войну… Чеченцы защищали Россию. Против России как суверенного государства воюют все спецслужбы мира. Те, кто здесь воевал, не просто бандюганы, как мы их называем «шайтаны», это люди со специальной подготовкой, прошедшие обучение в лагерях под руководством иностранных инструкторов. Во время этой войны больше всего пострадали сами чеченцы. Много чеченцев погибло, воюя с террористами, многие просто пропали без вести. Мы потеряли все, и опять обвиняют чеченцев!

— О Рамзане Кадырове тоже много всякого говорят... 

— Обо мне говорят много плохого, связывают с убийствами и терактами. Стоит пойти и послушать обычных жителей, которые хотят мирно жить. Можно пойти в любое село и спросить, кто такой Кадыров… Конечно, есть слухи обо мне, послушав которые можно составить превратное представление, но таковы люди — иногда они придумывают или просто верят в сказки. Я против того, чтобы меня называли политиком, я — хозяйственник. 

— Традиционный вопрос: если уйдет Алханов, будешь баллотироваться?

— У меня нет президентских амбиций. Хотя многие и говорят, что Рамзан молодой и готов стать президентом, это не так. Если мне удастся убедить людей, которые стоят за мной, людей, которые зависят от меня, в том, что я не нужен, я с радостью уйду из политики. Алханов мне не очень понятен как президент. Последнее его выступление вызвало бунт в республике. Его высказывание о смерти имама Шамиля и Кунта-Хаджи — верх человеческой бестактности и политической близорукости. Это наши главные святые, почитаемые абсолютным большинством чеченцев, мы их ждем и уверены, что они вернутся. Десятки тысяч людей не считают, что они умерли. А он заявляет такое. Я настолько зол на него, что готов сделать заявление и стать его официальным оппозиционером. Ко мне приходят сотни мюридов, спрашивают, почему мы не можем сказать ему, что он не прав, это ведь наши Устазы (духовные наставники. — «Профиль»). 

У Алханова вообще хорошая жизнь: человек 170 дней в году находится в командировке. Это хороший результат. Таким президентом у меня быть не получится. Если я даю слово, что буду верно служить народу, то я должен полностью этому отдаваться. Внутренне я не готов стать президентом, потому что я должен быть в ответе за данные обещания перед Всевышним и перед народом. Никто не знает, что ждет человека на том свете, но отвечать за невыполненные обещания я не хочу. А еще я не хочу быть таким президентом, как Алханов. 

— Многим казалось, что он изначально был свадебным генералом...

— Изначально он им не был. Мы хотели сделать из него реального президента и под его эгидой идти дальше. Он нам не поверил, собрал другую команду, во главе с Германом (Герман Вок, бывший первый помощник президента ЧР, сейчас — секретарь Совета общественной и экономической безопасности ЧР. — «Профиль»). Этот человек поменял отцовское имя и фамилию, то есть фактически отказался от отца. Совершенно непонятно, откуда он взялся, он называет себя чеченцем, тогда откуда такие имя, фамилия и отчество. И Алханов отдал все ему на откуп, то есть все делается по принципу: рука Алханова — мозг Германа. Если я стану президентом, то докажу, по крайней мере, России, что можно навести порядок. Докажу, что Чечня станет самым стабильным, мирным и процветающим регионом Российской Федерации. Я покажу, как должны работать чиновники, все увидят, что они не хозяева, а слуги народа. Нам (чиновникам. — «Профиль») платят зарплату, а мы должны служить народу. И служба эта заключается не в унижении народа, не в воровстве денег. Сейчас мне предлагают за посты в министерствах большие деньги, до миллиона долларов, а я сделаю через три-четыре месяца так, что на предложение работать министром они будут отказываться. Потому что я закрою им все краники, будут получать служебную машину и зарплату. Они (чиновники) должны работать днем и ночью, а если провинятся, есть милиция и прокуратура.

— Сколько в прошлом году было получено на восстановление Чечни от правительства РФ?

— Первый транш в размере 640 млн. рублей — на восстановление сельского хозяйства — был получен в октябре прошлого года, а на восстановление республики деньги начали поступать только в ноябре. 

— Я видел довольно много новостроек. На какие деньги строили?

— Мы взяли деньги в долг у представителей нашего народа, работающих в других регионах России. Брали под честное слово, обещали, что в конце года отдадим. Многое они построили безвозмездно — школы, больницы, мечети. Честно говоря, мы и сами не верили, что нам так много удастся сделать. Сейчас мы начали восстановление инфраструктурных предприятий, таких как сахарный, мукомольный, цементный и кирпичный заводы, сельское хозяйство. В дальнейшем планируем развивать туристическую индустрию. У нас есть потенциал по развитию горного и горнолыжного туризма, имеются геотермальные и серные источники. Мы будем восстанавливать базы, которые были, и строить новые. Помимо этого начали возрождать винодельческую отрасль. В свое время у нас были одни из лучших коньяков. Так что есть уверенность, что в будущем республика станет процветающей. Главное — в это поверили люди, это и является залогом благосостояния всех живущих на этой земле. Ну так что, задашь мне самый провокационный вопрос?

— Откуда шесть Porsche Cayenne да еще с московскими номерами «777» (в сопровождении кортежа именно из этих машин прибыл Рамзан Кадыров к грозненскому Дому молодежи. — «Профиль»)?

— Часть подарили мне друзья, а остальные сам купил. До того как стать председателем правительства ЧР, я занимался бизнесом. Три семерки — потому что я люблю Россию и ее столицу Москву, поэтому и номера московские.

 
Другие материалы раздела:
Кадыров мл. vs. Алханов
Интервью Германа Вока

Знаком '+' отмечены подразделы,
а '=>' - ссылки между разделами.


Compromat.Ru ® — зарегистрированный товарный знак. Св. №319929. 18+. info@compromat.ru