Компромат.Ru ®

Читают с 1999 года

Весь сор в одной избе

Библиотека компромата

"Гниды в Счетной Палате"

Оригинал этого материала
© "Коммерсант", 27.07.2006

Аудитор Пансков уволился, чтобы выжить

Екатерина Заподинская

Фото: Дмитрий Азаров / Коммерсантъ

Владимир Пансков, комментируя свое решение, был краток: "Я надеялся дождаться окончания следствия, однако выяснилось, что оно будет идти еще год, не меньше"

Вчера аудитор Счетной палаты (СП) Владимир Пансков подал в Совет федерации заявление об отставке. Глава СП Сергей Степашин заявил, что господин Пансков решил уволиться из-за действий сотрудников подчиненной ему инспекции, замешанных в скандале с задержанием в начале июня за взятку сенатора Левона Чахмахчяна. Однако адвокат господина Панскова Михаил Бурмистров сообщил Ъ, что отставка аудитора является вынужденной: "На карте стоял вопрос его физического выживания". 

Об отставке Владимира Панскова, работавшего аудитором с 1997 года, стало известно из заявления, переданного в СМИ главой СП Сергеем Степашиным. Полтора месяца назад последний рассказал прессе, что в результате задержания члена Совета федерации Левона Чахмахчяна с мечеными $300 тыс., большая часть которых якобы предназначалась Счетной палате, господин Степашин "потерял доверие" к аудитору Владимиру Панскову и ждет от него заявления об уходе по собственному желанию. Упомянутая сумма, по данным следствия, была передана главой авиакомпании "Трансаэро" Александром Плешаковым за то, чтобы в отчете аудитора Владимира Панскова на коллегии СП не прозвучал выявленный в ходе проверки Домодедовской таможни факт неуплаты этой авиакомпанией $300 млн таможенных платежей за ввезенные иностранные самолеты. В Счетную палату эти деньги якобы должны были попасть через зятя господина Чахмахчяна Армена Оганесяна, работавшего помощником аудитора СП Михаила Суркова (господин Оганесян арестован по данному делу и содержится в Лефортовском СИЗО). 

Владимир Пансков поначалу отказался писать заявление об отставке, заявив, что не считает себя ни в чем виновным и уходить не намерен (его полномочия аудитора заканчиваются через четыре года). В июне господин Пансков был допрошен в Генпрокуратуре в качестве свидетеля. После этого он оказался в больнице с серьезным сердечным приступом. Выйдя из нее, Владимир Пансков встретился с Сергеем Степашиным, в результате чего и появилось вчерашнее заявление последнего: "Владимир Пансков многое сделал для развития отечественной системы государственного финансового контроля и аудита. Вместе с тем аудитор понимает, что несет моральную ответственность за действия своих подчиненных. Именно поэтому он принял такое непростое для профессионала решение (об отставке.– Ъ). При этом Пансков руководствовался стремлением минимизировать ущерб для репутации Счетной палаты". 

Владимир Пансков, комментируя свое решение, был краток: "Я надеялся дождаться окончания следствия, однако выяснилось, что оно будет идти еще год, не меньше". Однако адвокат господина Панскова Михаил Бурмистров сообщил Ъ, что отставка аудитора не была добровольной: "Пансков никаких действий, за которые ему было бы стыдно смотреть людям в глаза, не совершал. Генпрокуратура к нему претензий не имеет, как и к его подчиненным. В понедельник, 24 июля, Пансков обратился к следователю Генпрокуратуры по особо важным делам Ивану Зипунникову (он ведет дело о взятке) с ходатайством, в котором помимо прочего просил разобраться с вопросом, нарушала или нет авиакомпания 'Трансаэро' закон при уплате таможенных платежей при ввозе самолетов иностранного производства. Этот его государственный подход всегда не нравился некоторым господам. Принятое им сегодня решение об уходе из Счетной палаты является вынужденным. Он устал бороться. Когда на карте стоит вопрос, жить физически или нет, то понимаешь, что отвечаешь еще и за тех, кто рядом с тобой". 

Заявление Владимира Панскова Совет федерации рассмотрит не раньше сентября, после возвращения сенаторов с каникул. К тому времени Верховный суд решит судьбу Левона Чахмахчяна, дело о наличии в действиях которого признаков преступления несколько раз откладывалось из-за нахождения последнего на лечении в ЦКБ. Между тем свидетель Владимир Пансков на допросе в Генпрокуратуре заявил, что с сенатором Чахмахчяном лично знаком не был.

***

"Гниды в Счетной палате все-таки есть"

Оригинал этого материала
© "Время новостей", 27.07.2006, «Я просто устал»

Алексей Гришин, Екатерина Карачева

[...] «Я просто устал, устал от нападок, в том числе и прессы. У меня неделю назад был сердечный приступ, и я оказался в больнице. В прошлую пятницу меня выписали. И за выходные я принял решение, что здоровье и жизнь мне дороже. Поэтому и решил подать в отставку. Дело в том, что к этому уголовному делу я не причастен, и люди мои, к счастью, не причастны тоже. Но гниды в Счетной палате все-таки есть, которые к этому, к сожалению, причастны. Честно скажу, я не хочу даже вникать, почему именно мое имя попало под пристальное внимание. Я хочу просто спокойно жить», -- сказал Владимир Пансков корреспонденту "Времени новостей". 

***

Оригинал этого материала
© "Газета", 27.07.2006

Ни дать, ни взять. Коррупционный скандал в Счетной палате

Галина Ляшенко

[...]

Чемоданное настроение

2 июня 2006 года сотрудники управления "К" ФСБ и Генпрокуратуры задержали на выходе из офиса компании "Трансаэро" сенатора Левона Чахмахчяна и главного бухгалтера некоммерческого партнерства "Ассоциация российско-армянского делового сотрудничества" Игоря Арушанова с чемоданом, в котором находились 300 тыс. долларов, полученных от председателя совета директоров "Трансаэро" Александра Плешакова. Позднее в тот же день был задержан зять Левона Чахмахчяна Армен Оганесян, являвшийся помощником аудитора СП Михаила Суркова.

Деньги были заранее помечены (Александр Плешаков добровольно согласился участвовать в операции ФСБ), а к наличным прилагался еще и вексель "Трансаэро" на предъявителя, выписанный на сумму 1,2 млн. долларов. Именно столько некие посредники требовали от Александра Плешакова передать сенатору Чахмахчяну за невключение в отчет СП данных о неуплате "Трансаэро" импортных пошлин за ввезенные компанией 13 самолетов "Боинг" (ущерб бюджету проверяющие из Счетной палаты оценили почти в 300 млн. долларов).

В этот же день обыски были проведены в квартирах и рабочих кабинетах начальника инспекции СП по контролю за налогообложением в ТЭК и налогам от внешнеэкономической деятельности Владимира Федоткина, его заместителя Елены Лебедевой и главного инспектора СП Владимира Филиппова (все они позднее были отстранены от занимаемых должностей). Именно они под руководством аудитора Счетной палаты Владимира Панскова проводили проверку Внуковской, Домодедовской и Шереметьевской таможен, в ходе которой и были обнаружены факты недоплаты налогов "Трансаэро".

Взятки гладки

С этого момента начинается самое интересное. Во-первых, несмотря на рекомендации Владимира Панскова назначить отдельную проверку "Трансаэро", коллегия СП ее не только не назначила, но и вообще не включила факт неуплаты авиакомпанией таможенных пошлин в итоговый отчет о результатах проверки, позднее указав на то, что "нарушений законодательства со стороны "Трансаэро" не выявлено". "Я сам изучил ситуацию. Вопросов к Плешакову нет", - позднее заявил прессе Сергей Степашин. Более того, уже на момент проведения проверки у "Трансаэро" было решение Высшего арбитражного суда, согласно которому неуплата таможенных пошлин компанией признавалась вполне законной (самолеты завозились по лизингу на основе специального правительственного распоряжения). То есть по большому счету отчет СП "Трансаэро" могла вообще проигнорировать.

"Газета" обратилась за разъяснениями к руководителю аппарата СП Сергею Шахраю. "Вы мало общаетесь с юристами. За заведомо бесперспективное дело таких сумм не предлагают", - заявил он. Из чего можно сделать вывод о том, что основания опасаться результатов проверки СП, даже имея на руках положительные судебные решения, у "Трансаэро" все-таки были. А значит, претензии проверяющих были не столь уж безосновательными, какими их в итоге сочла коллегия СП.

Коррупция палатного масштаба

Казалось бы, конфликт исчерпан. С уходом из СП проверяющих во главе с Владимиром Пансковым рассосался и спор с "Трансаэро". А Сергей Степашин пообещал усовершенствовать механизм рассмотрения результатов проверок аудиторов, с тем чтобы в будущем избежать повторения подобных ситуаций. И не забыл позаботиться о собственных амбициях, заявив, что было бы все-таки лучше, если бы впредь кандидатуры аудиторов в парламент вносил председатель Счетной палаты, что также, по его мнению, способствовало бы борьбе с коррупцией. По крайней мере в отдельно взятом ведомстве.

Пока же коррупционная статистика складывается совсем не в пользу Сергея Степашина. Если разобраться, помимо председателя СП и его заместителя в палате трудятся всего 12 аудиторов. И два из них в той или иной степени оказались причастны к коррупционному скандалу. Владимир Пансков как ответственный за группу проверявших "Трансаэро" инспекторов и Михаил Сурков как начальник находящегося под следствием Оганесяна.

Так что не исключено, что Владимир Пансков, внимание правоохранительных органов к которому привлекается не впервые, вовремя засобирался в отставку. Возможно, коррупционный скандал может привлечь внимание и к работе СП в целом. Причем не только с правоохранительной, но и с политической точки зрения.

Как становятся отставниками

Владимир Пансков родился в 1944 году в Москве. В 1965 году окончил Московский финансовый институт (ныне Финансовая академия при правительстве РФ). Карьера Панскова началась в Министерстве финансов. В 1987 году он был назначен первым замминистра финансов СССР. На этом посту он отличился, в частности, тем, что курировал "павловскую" операцию по обмену 100-рублевых и 50-рублевых купюр. И даже постановил в целях "ведения отчетности" требовать с граждан, меняющих более 300 рублей, объяснительные записки о происхождении этих средств.

После отставки Павлова в 1991 году работал в администрации президента Михаила Горбачева, откуда после распада СССР попал в кресло первого замруководителя Государственной налоговой службы. На этой должности Владимир Пансков проработал два года до того момента, когда в феврале 1993 года угодил в следственный изолятор Лубянки, где ему было предъявлено обвинение в получении взятки. 3 марта 1993 года он написал чистосердечное признание в том, что давал некие консультации, за что получил 300 немецких марок (через несколько дней Пансков от признания отказался). Позднее выяснились некоторые подробности претензий, предъявленных Панскову следователями. В частности, он якобы получил взятку в виде оплаты разницы между продажной и отпускной стоимостью автомобиля "Москвич", приобретенного его сыном.

Чиновник провел в следственном изоляторе пять месяцев и был выпущен под подписку о невыезде, находясь под которой он почти сразу возглавил аппарат бюджетного комитета Госдумы, откуда перешел на работу в администрацию президента Бориса Ельцина. И только в июле 1994 года претензии к Панскову были признаны необоснованными, а уголовное дело прекращено. Уже в ноябре 1994 года, спустя месяц после знаменитого "черного вторника" (в одночасье рубль опустили на 1000 пунктов), Пансков был назначен министром финансов России. На этом посту он проработал почти два года до августа 1996 года. На его счету - создание "валютного коридора" (фиксированного курса рубля к доллару); появление в 1996 году у страны первого утвержденного законом федерального бюджета - тоже его заслуга. Тогда же у министра появилась идея с целью повышения собираемости налогов ввести для всех налогоплательщиков спецсчета для расчетов с бюджетом. Кстати, эту идею Владимир Пансков не оставил до сих пор. Правда, применительно только к одному налогу - НДС.

В 1996-1997 годах работал в Министерстве экономики в должности первого замминистра, где занимался проблемами бюджета, финансов, налогов.

В июне 1997 года был назначен аудитором Счетной палаты, где занимался контролем за формированием и расходованием средств федерального бюджета. В 11 февраля 2004 года был назначен на второй срок, который должен был истечь в 2010 году. В должности аудитора Владимир Пансков активно ратовал за возвращение прогрессивной шкалы подоходного налога, введение НДС-счетов с одновременным установлением для сотрудников налоговых органов ответственности за несвоевременный возврат экспортного НДС, за возврат к специфической ставке (в рублях с тысячи штук) акцизов на табак и дифференциацию ставок налога на добычу полезных ископаемых.

 

Другие материалы раздела:
Карьера на костяшках
"Гниды в Счетной Палате"
Очередная взятка Панскова
Кого лоббирует Степашин?

Знаком '+' отмечены подразделы,
а '=>' - ссылки между разделами.


Compromat.Ru ® — зарегистрированный товарный знак. Св. №319929. 18+. info@compromat.ru