Компромат.Ru ®

Читают с 1999 года

Весь сор в одной избе

Библиотека компромата

07.11.2005

Суверенная демократия и "Злословие" от Дондурея

Виктор Бондарев

В «Школе злословия» (НТВ, 24 октября) меня поразило высказывание гостя программы Даниила Дондурея. Он сказал, что понятие «суверенная демократия» придумано в России, чтобы ловчее было воровать.

Что удивило? Банальная фраза, от кого только не услышишь – «придумано, чтобы воровать». Либерализм, патриотизм, демократия, выборы, назначения, балет, строительство, молитва, лес, воздух, вода – все только «чтобы воровать». Как говорится: «что же это у вас – чего ни хватишься, ничего кроме воровства нет?». Так ничего другого у нас и нет - действительно думает масса людей, причем, тут разница между малограмотным пенсионером и «интеллектуалом» Шендеровичем равна нулю. Правда, когда тот же пенсионер говорит о Ходорковском «вор должен сидеть в тюрьме», вся кровь бросается в голову Шендеровича! Ясно, презумпция виновности в воровстве распространяется на всех – министров, депутатов, генералов-адмиралов, прокуроров, губернаторов, священников, артистов (и юмористов?), но только не на единственного честного в России миллиардера … Впрочем, Бог с ним, с Шендеровичем, как и с малограмотнейшим пенсионером. Они ведь законы не читают. Кстати, в Конституции России, принятой на общенародном референдуме, понятия «демократия» и «суверенитет» соседствуют в первой же главе – «Основы конституционного строя».

«Злословие» Дондурея неприятно царапнуло. Почему?

Казалось, что как раз он – ни из разряда Собакевичей, умеющих только урчать «тебя посодють, а ты не воруй!», ни из разряда шендеровичей, твердо знающих, что «если в кране нет воды – значит выпили в Кремле». Многочисленные публичные высказывания Дондурея свидетельствовали о нем, как о человеке, склонном не ахать и зубоскалить, а думать, умеющем не только кричать «долой!», но и искать реальные выходы из ситуации. Собственно, об этом же он говорил и в «Школе злословия». Так он вполне разумно объяснял, что «обязательный катастрофизм» наших СМИ ведет общество в тупик, порождает депрессию или/и агрессию. Мысль столь же банальная, сколь верная. Он толково объяснял, что СМИ должны не визжать про всеобще-взаимное воровство и «гибель России», а работать на культ успеха, достижения. Опять же: банально, верно, но никак не реализуется в нашей жизни.

В общем, я готов был поаплодировать г-ну Дондурею: человек воспевает здоровые буржуазные ценности, успех, конкретные достижения – что так редко бывает у наших интеллектуалов. И вдруг – на тебе!

Высказывание Даниила Дондурея приобретает некоторый символический смысл. Если вполне разумный человек, не истерик, не демагог, «обмишурился», то это – неспроста. Для этого должны быть серьезные причины. Их интересно выявить – может быть, они имеют отношение не только к «данному Дондурею»? (При всем уважении к нему лично, не стал бы посвящать статью разбору его мнения, тем более, отдельного его высказывания).

И действительно. «Дрожание моей левой икры есть великий признак» - эта позиция характерна для значительной части нашей интеллигенции. И именно поэтому у нас никак не складывается право-либеральная, буржуазная идеология. 

Буржуазная идеология состоит из нескольких частей. Стремление к успеху. Рациональность. Чувство меры во всем. Уважение к собственности и законности. Ценность свободы. Патриотизм. 

И вот последним словом давятся не только принципиальные диссиденты – от бескорыстной Новодворской до … менее бескорыстных Киселева и Пионтковского, но и вроде бы «вменяемые» буржуазные либералы, типа Дондурея или Радзиховского. От слова «патриотизм» они бегут, как черт от ладана. А почему, собственно?

Да, старая болезнь русской интеллигенции, привыкшей отдавать патриотизм на откуп «начальству» и кривиться «патриотизм – последнее прибежище негодяя».

Между тем, чем без конца повторять эту остроумную формулу, не плохо хотя бы разок над ней задуматься. Да, много негодяев демагогически прикрываются патриотизмом – как и либерализмом, социализмом, многими другими «измами». Ну и что? 

Больше того. Да, под влиянием сильных патриотических чувств вполне порядочные, бескорыстные люди часто делали и делают вполне истеричные, лживые, постыдные заявления. Но не меньше, а гораздо больше гадостей и глупостей люди делают не под влиянием любви «к родному пепелищу, любви к отеческим гробам», а под влиянием «любви просто». Любовь – вот уж, несомненно, последнее прибежище и оправдание всякого негодяя. Так что – «отменим любовь»?

Еще острее обстоит дело с конкретной формой патриотизма – той самой «суверенной демократией». Опять же – чем ерничать (или ругаться) не мешало бы, хоть на один миг задуматься.

Само понятие «суверенная демократия» представляет собой гигантский шаг вперед в нашей политической культуре. Ведь это понятие – не что иное, как попытка перевести на современный политический язык понятие «особый путь». Не «православие-самодержание-народность», а именно «суверенная демократия»! Соединение демократии и суверенитета – разве не это главная цель демократических сил в России? Демократия, которая бы работала на суверенитет страны, на укрепление государства; государство, которое не подавляло бы демократию, гражданское общество, а, наоборот, защищало их, вырастало бы их них. Что же вас тут не устраивает, «мастера культуры»?

Вы поклонники общечеловеческих ценностей? А кто против них возражает? Но русский язык, надеюсь, вы уничтожать (например, заменить кириллицу латиницей) не собираетесь? Ну, слава Богу … Так вот – понятие «суверенной демократии», это попытка перевести общедемократические ценности на русский язык, не механически согнуть голову России под «железное ярмо демократии», а сочетать демократию с русскими национально-государственными традициями. Согнуть голову России еще ни у кого не получалось (это даже в Ираке не получается!), а вот выращивать суверенную демократию в нашей стране и можно и необходимо, если хотим быть страной XXI века. Этим, кстати, и пытаются заниматься представители «правящей бюрократии». Все? Нет, далеко не все, а лучшие, наиболее ответственные. Ну, так ведь и не все представители «оппозиционной интеллигенции» пытаются защищать свободу, большинство либеральной тусовки заняты примерно тем же, что и те самые бюрократы … Но есть и лучшие, ответственные представители либеральной интеллигенции. Что же им с ответственными бюрократами дичиться друг друга, как двум враждующим племенам, «тупоконечникам» и «остроконечникам»?

У России, как положено сказочному богатырю, есть три пути.

Автаркия. Этот «северокорейский вариант» почти нереален, вполне утопичен, но на этих струнах умело играют как раз «негодяи патриотизма», раздувая ненависть к Западу, который «погубил СССР», а сейчас «оккупирует Россию». Позитивная программа отсутствует, зато ненависти хватает.

Путь полуколонии, при формальном суверенитете. Вот этот вариант – более чем реален. Его – по крайней мере отчасти – и реализовали политики в 1990е годы. Идеологически его прикрывают наши доморощенные пикейные жилеты. И неважно, за «деньги ЦРУ» или из кожи лезут просто из-за личных комплексов. В любом случае, никто не сделал столько для втаптывания в грязь самой идеи демократии и либерализма, как эти господа. Как всегда – рука руку моет. «Негодяи патриотизма», прохановы и квачковы кивают на «негодяев космополитизма», новодворских и пионтковских – и наоборот. «А вместе делаем общее дело» - оболваниваем Россию. 

И, наконец, третий путь. Путь, истинно выстраданный Россией на собственном горьком опыте. Путь той самой суверенной демократии – отстаивание государственных интересов и суверенитета, при сохранении демократических институтов, защита демократии, при укреплении суверенитета. Нет, не «суверенитет – в обмен на демократию», а «демократия – для суверенитета». Единственный вид демократии, который воспринимает – и душой и желудком – нормальный, адекватный гражданин России, не помешанный ни на «русофобии», ни на «американофобии».

В России есть средний класс, растущая буржуазия, о которой много и часто толково говорит г-н Дондурей. Огромное большинство этого класса – органические, «физиологические» патриоты. Если появится либеральная и демократическая партия, которая отстаивает патриотические ценности, которая защищает суверенитет России – тогда будет в России сильное право-либеральное движение. А если нет – то нет. И тогда единственной политической силой в стране останется только административная машина. Во многом этот – поистине исторический для России – выбор зависит от усилий «вменяемых либералов». Вот почему я так серьезно воспринял «знаковую реплику» одного из них.

 

Другие материалы раздела:
Доклад Дондурея о кино
"Злословие" от Дондурея

Знаком '+' отмечены подразделы,
а '=>' - ссылки между разделами.


Compromat.Ru ® — зарегистрированный товарный знак. Св. №319929. 18+. info@compromat.ru