Компромат.Ru ®

Читают с 1999 года

Весь сор в одной избе

Библиотека компромата

29.03.2005

Березовский готовит революцию. Атака на "Волготанкер"

Владимир Антонов

Революция берез

Бизнес в России, как и во всем мире, нередко становится заложником политики. Правда, в России эта зависимость приобретает свои уникальные черты, обусловленные специфическими особенностями российской политики. Дело обстоит так: крупные предприятия и даже целые отрасли российской экономики оказываются под ударом коррумпированных чиновников, при этом чиновничий интерес (отобрать, распилить, отжать) совпадает с интересом антигосударственных сил.

Владимир Путин говорит, что российским бизнесменам нечего бояться, если только они честны в отношениях с законом. Давний и скандальный оппонент Путина Борис Березовский утверждает обратное: по его словам выходит, что путинский режим основан на насилии, направленном в первую очередь против бизнеса. При этом Борис Абрамович не скрывает радости при любом проявлении конфликтности между бизнесом и государством в России. Дело понятное: Березовскому чрезвычайно выгодна такого рода конфронтация, ведь все, что можно истолковать как проявление повышенной кровожадности власти, укрепляет позиции Березовского. В конце концов деньги, направляемые Западом через Бориса Абрамовича на «становление демократии» в России и вокруг нее, выделяются тем щедрее, чем больше соответствующих внешних признаков. Например, криков о попранных правах и свободах.

Березовский – очень умный комбинатор. Очень жёсткий и прагматичный. В отличие от тусовочных российских либералов он не занимается болтовней, но работает системно – создает социальные механизмы, воспроизводящие напряженность и нестабильность в определенных слоях российского общества, в первую очередь в бизнес-среде. Смысл построения таких механизмов прост как баррель нефти. Угнетение прав и свобод любых институтов российского общества, будь то бизнес или пресса, автоматически создает России образ тоталитарного государства, управляемого жестоким режимом. От такого режима Западу, естественно, нужно беречь столпов либерализма вроде самого Бориса Абрамовича – лишнее подтверждение уместности предоставленного ему политического убежища. Такому режиму нужно противостоять через международные политические институты начиная от ограничения прав российских предприятий на западных рынках и заканчивая травлей в различных ПАСЕ по различным поводам. И самое главное: такой режим нужно демонтировать, например, посредством очередной цветной революции. Попросту говоря, надо дать Березовскому карт-бланш в информационной войне с Путиным и подбросить деньжат на трудное революционное дело.

Итак, спровоцировать наезд государства на бизнес, добиться криков бизнеса о помощи, - оптимально для лондонского изгнанника. Оптимально, но чересчур просто и оскорбительно примитивно.

Не стоит недооценивать опального олигарха. Борис Абрамович, ослаб, разумеется, но не настолько, чтобы играть по мелочи. Его никогда не интересовали простенькие одноходовки. Его собственный, легко узнаваемый и трудно копируемый стиль характерен прежде всего системностью – то есть объёмным, полным и связным видением целей и инструментов для их достижения. 

Инициировать такого рода системные действия в Москве Березовский не может по объективным причинам. Эффективность этих действий будет недостаточна. Борис Абрамович испытывает большие проблемы на федеральном уровне – самые сильные его агенты влияния давно утеряны, а новые, если и появились, в открытую действовать не решаются. Тем не менее, в рамках работ по проекту «Дестабилизация», опальный олигарх действует весьма эффективно – но на региональном уровне. Ряд экспертов считает, что у новой технологии – назовем ее условно «инфицирование регионов» – огромный потенциал. Год назад Березовский запустил её, и эффект поражает воображение.

Еще одна хорошая схемка

Принципиальная схема такова. Через своих эмиссаров Березовский размещает заказ на уничтожение одного или нескольких предприятий определенной отрасли руками местных силовых чиновников при поддержке региональных властей. Затем процесс переходит в самоподдерживающийся режим – и пожар перекидывается на целые отрасли. Это и называется дестабилизация. 

На этой питательной почве могут вырасти уже более ветвистые деревья – от шантажа властей до революции. Но не будем фантазировать. Поговорим о том, о чём известно наверняка. О той самой технологии инфицирования.

Непременное и ключевое условие успеха этой схемы – «вирусная» методика уничтожения предприятий: атака должна осуществляться по основаниям, во-первых, сомнительным, во-вторых, касающимся основ работы всей отрасли, и, в-третьих, налоговым – а значит священным, всё оправдывающим и всё объясняющим. Сочетание этих трёх условий делает схему самовоспроизводящейся.

То есть мы получаем набор претензий, которые необходимо будет предьявить к любому похожему действующему бизнесу. Подчеркнём: не «можно предьявить», а «необходимо предьявить». Решение, отдадим должное автору, действительно гениальное. Ни одна из существующих демократических государственных систем не может допустить избирательного правоприменения. И если суд повелел, например, покарать гражданина за оскорбляющий общественную нравственность чёрный цвет волос, то ни один брюнет отныне не сможет чувствовать себя в безопасности. Таким образом, прецедент с единственным региональным предприятием, возможно, не столь заметный в масштабах страны, обязательно станет распространяться на аналогичные предприятия. И очень скоро похоронит всю отрасль.

Гениальность метода, повторим, в том, что методика уничтожения обязательно должна быть применима к остальным субъектам отрасли – вроде бы нет избирательного правоприменения – что хорошо; и в то же время имеет место массовое разорение предприятий руками госчиновников. 

Первый этап схемы – «заражение» - реализуется в течение нескольких месяцев, а в сложных случаях – и более года. Формальными причинами, как уже сказано, выступают прежде всего налоговые нарушения, выбранные за благозвучность. Мол, идет борьба за наполнение казны, и Москва не вмешивается. Когда на месте одного предприятия остаются руины, чиновники весело принимаются за следующее. Эффективность – просто пугающая.

Главный момент – прогнозируемая реакция жертвы. Чего ждать от бизнеса, который рвут на части чиновники? Разумеется, громких криков о помощи, стенаний по поводу бесчеловечного режима, при котором такие безобразия возможны и т.д. Или громкого предсмертного хрипа. Ключевое слово здесь «громкий». Это и есть основная цель. Крик должен быть достаточно громким, чтобы быть услышанным в мире. 

Основными мишенями в схеме Березовского становятся системообразующие отрасли: транспорт, связь, энергетика, а также сельское хозяйство. 

По мере того, как погружаются в кризис системообразующие отрасли, становится все более реальной и желательной революция в России по лекалам Саакашвили и Ющенко. А революция – это очень инвестиционно ёмкий проект. 

Но мы отвлеклись. Перейдем от общих схем к конкретной ситуации. В наши руки попали данные, свидетельствующие о том, что налоговые дела двадцати шести российских предприятий являются частью описанной выше схемы Березовского. Однако, сегодня мы рассмотрим действие вирусных технологий Березовского на примере одного из наиболее нашумевших скандалов в среде российского бизнеса – скандала вокруг «Волготанкера». Информации о нём достаточно в открытых источниках, она проверена, перепроверена, и многократно подтверждена. Ситуация освещена полностью, с ней всё понятно, и мы бы прошли мимо, не обратив на неё особого внимания, если бы имя волжского нефтеналивного пароходства «Волготанкер» не стояло в «списке Березовского». 

Утопить!

По нашей информации в мае 2004 года была достигнута договорённость между эмиссарами Березовского и силовыми чиновниками Самарской области относительно атаки на транспортное речное предприятие «Волготанкер». Операция началась в августе.

Первый этап операции обеспечивал глава местной налоговой службы господин Бахмуров. Дело на «Волготанкер» было заведено под предлогом уклонения от уплаты налога на добавленную стоимость (НДС). Налоговики оспорили правильность возмещения пароходством НДС, и что самое интересное, сделали это несмотря на то, что другие транспортники России – авиаторы, железнодорожники, автоперевозчики – возмещают налоги точно по той же методике, что и «Волготанкер». 

Тем не менее, то, что экспертам в области транспорта кажется клиническим идиотизмом, самарскими налоговиками выдается как обоснованные претензии.

Оно и понятно. Неважно, законны претензии или нет. Важно, что есть жертва, подходящая для схемы Березовского по всем параметрам. Пароходство не проводит основной деятельности в Москве, но зато охватывает огромную территорию России. Все суда «Волготанкера» ходят под российскими флагами – не придерёшься. И масштаб предприятия достаточно крупный, но не чрезмерно. В отрасли – заметен, в экономике страны – уже гораздо меньше. Не нефтяная компания – из Москвы не разглядишь. Итак, объект выбран идеально. Как же работают «вирусные технологии» Березовского? Какова методика инфицирования «Волготанкера», и как должна быть заражена транспортная отрасль? 

Всё происходит просто. Этап первый: пароходство загоняется в угол. Ключевой параметр успеха здесь: время. Во-первых, не дать жертве опомниться, во-вторых, не дать конфликту выйти с регионального на федеральный уровень. Как это происходило в Самаре? Прежде всего, очень быстро. 

Налоговики трактуют договоры фрахта судов «Волготанкера» как договоры (внимание!) аренды недвижимости и требуют вернуть НДС в объеме, в прямом смысле уничтожающем пароходство. И сразу же, не давая никому опомниться, арестовывают счета и имущество пароходства. Расчёт простой – когда речь идёт о судьбах 10 тысяч работников пароходства – первоочередной задачей становится восстановление его жизнедеятельности. И все силы должна отнять тяжба за разблокирование счетов и восстановление нормальной работы. Тем временем налоговое дело добивает «Волготанкер», он падает под грузом непомерных налоговых претензий, и первый этап на этом можно считать успешно завершённым.

Этап второй. Прецедент широко освещается в СМИ. Формируется своего рода методичка для прочих регионов – и далее по этой же схеме, с минимальным приложением усилий Березовского, но в полном соответствии с правовыми нормами, защищающими судебную систему от избирательного применения права, снежный ком аналогичных налоговых дел катится по стране, подминая под себя водный транспорт, железнодорожников, авто- и авиатранспортников. Транспортная отрасль входит в тяжелейший кризис.

Вопрос: в чьи заботливо подставленные руки должен был упасть «Волготанкер» - не стоит. Ответ очевиден. Стоило ли затеивать такие сложные комбинации, чтобы не собрать все возможные бонусы проекта. Тем более, что налоговые скандалы катастрофически снижают стоимость любых активов. А тут ещё по совсем уж удивительному совпадению и госпакет «Волготанкера» выставили на продажу. В то самое время, когда он дешевле всего, а покупать его некому – все как от чумы бегут от налоговых скандалов. Ну, или почти все. Все, кроме тех, разумеется, кто их начал, и кто знает: чем и когда они закончатся.

Так вот: вопрос «в чьи руки должен был упасть «Волготанкер»?» не стоит. Вопрос: почему до сих пор не упал? Неужели Березовский ошибся в расчётах? Вряд ли. Тогда что же произошло?

В деле «Волготанкера» всё пошло не совсем так, как планировал Борис Абрамович. Утопить речное предприятие почти удалось, да только менеджмент повёл себя совсем не так, как предполагал экс-олигарх. Вместо того чтобы кричать на всех углах о грабеже руками чиновников путинской России, взывать к мировому сообществу, руководство предприятия обратилось непосредственно к президенту Путину. Действительно, неожиданный поворот: к тому, кого по сценарию должны клеймить, обращаются за поддержкой. Самое интересное, что поддержка была оказана.

«Трактование законодательства налоговым органом является неправомерным»

Федеральное агентство морского и речного транспорта по поручению Президента рассмотрело обращение Совета директоров «Волготанкера» по вопросу сложившейся ситуации. Комментарий четок: «Правовое регулирование морских перевозок… надлежащим образом регламентировано и не существует каких-либо серьезных трудностей в разграничении договоров аренды и договоров перевозки». По мнению федерального агентства, «трактование транспортного законодательства налоговым органом является неправомерным и не соответствует судебной практике».

В официальном ответе особо подчеркивается: данную позицию поддерживает Минтранс России, так как «прецедент вольного толкования положений транспортного законодательства РФ налоговыми органами Самарской области может иметь далеко идущие последствия для транспортной отрасли в целом». (Заметим, далеко идущие последствия, столь нежелательные для транспортников страны, исключительно желательны для лондонского беженца).

Кстати, помимо министерской поддержки «Волготанкер» получил поддержку вполне материальную, и очень знаковую. Речь идёт о контрактах на перевозку грузов государственных компаний, таких как «Роснефть», «Татнефть», «Башнефть»…

Но тем и интересен этот случай, что он всё время буквально «выламывается» из всех планов. И, конечно же, странно было ожидать, что Березовский так легко отступит. Налоговое дело начало было потихоньку рассыпаться (хотя интересы Березовского господин Бахмуров отработал на славу), и можно было бы ждать жирную точку в конце скандальной истории. Однако тут же в дело включились резервы лондонского генерального штаба. В бой пошла весьма заинтересованная самарская прокуратура и лично её руководитель господин Ефремов. Претензии были быстро переформатированы в «уголовку»: теперь шести менеджерам «Волготанкера» предъявляются обвинения в мошенничестве, причем по тем же самым эпизодам, что описаны в рассыпающемся налоговом деле. Получается, что президент подал сигнал налоговой службе – поиграли, пора и честь знать, но эстафетную палочку перехватила региональная прокуратура. Не мытьем так катаньем.

На первый взгляд всё объяснимо, денежных запасов Бориса Абрамовича хватит, чтобы сделать счастливыми многих. Однако, самарские наблюдатели считают, что деньгами вряд ли можно было купить господина Ефремова. Вроде бы честный госслужащий, бережёт репутацию, да и так неплохо живет, дай бог каждому честному чиновнику. Наиболее вероятный ответ – прокурора влечет власть. По нашим данным Березовский не платил Ефремову, но активно скупал голоса депутатов Законодательного собрания области для голосования по кандидатуре губернатора и, судя по ряду сведений, скупил-таки контрольный пакет самарских законодателей. Судя по всему, цена, которую придется заплатить за губернаторское кресло господину Ефремову – уничтожение «Волготанкера». В свою очередь Березовский получит долгоиграющий эффект – тот самый «вирус», заброшенный в транспортную отрасль России. Получить в обмен на деньги развал системообразующей отрасли, вопли предпринимателей, лояльного губернатора и купленного налоговика – неплохая многоходовка, не правда ли?

И дело вряд ли ограничится только Самарой, и только “Волготанкером». Можно уверенно предположить, что в ближайшее время мы будем наблюдать развитие событий по всем предприятиям «списка Березовского». 

***

Многие в России любят рассуждать о причинах политических кризисов, сотрясающих нашу страну. Часто рассуждения уходят в сложные теории мировых заговоров. Реальность проще. Каждый из субъектов стремится достичь поставленных целей. Березовский – сохранить статус политэмигранта, дестабилизировать внутриполитическую обстановку в России и освоить под это дело «революционный» бюджет. Коррумпированные чиновники – набить карманы. Российское руководство – удержать ситуацию в стране в норме. А бизнесмены – просто выжить. У кого более эффективная стратегия, тот и победит.

 

Другие материалы раздела:
Атака на "Волготанкер"
Бахмуров строит виллу

Знаком '+' отмечены подразделы,
а '=>' - ссылки между разделами.


Compromat.Ru ® — зарегистрированный товарный знак. Св. №319929. 18+. info@compromat.ru