Компромат.Ru ®

Читают с 1999 года

Весь сор в одной избе

Библиотека компромата

Подарил тесть-президент зятю, депутату ЕдРа, цементный завод

Оригинал этого материала
© "Коммерсант-Власть", 01.11.2004

Отцы и зяти

Мурат Гукемухов, Александра Ларинцева

Политический кризис в Карачаево-Черкесии стал следствием передела собственности. Но не этот факт сам по себе вызвал всероссийский резонанс. А то, что при этом переделе в республике использовались такие методы, о которых в России за последние годы уже начали забывать.

Убийство

Теперь уже бывший зять президента Карачаево-Черкесии Алий Каитов содержится в изоляторе в Ессентуках. Сотрудничать со следствием отказывается. Но отвечать ему все равно придется. Перед законом и родственниками убитых.

18 октября в Черкесске в 100 метрах от зданий республиканских МВД и УФСБ в своей служебной "Ниве" был расстрелян бывший замминистра внутренних дел, вице-премьер КЧР Ансар Тебуев, курировавший в правительстве социальный и силовой блоки. Его машину на перекрестке подрезал серебристый ВАЗ-2115 без номеров. Водитель "Нивы" нажал на тормоза, и в этот момент из "Жигулей" выскочили двое в масках. Тебуева расстреляли из автоматов через лобовое стекло. 

Тело вице-премьера еще находилось в машине, когда на место преступления приехал президент республики Мустафа Батдыев. Он выглядел подавленным, сутулился и прижимал руку к сердцу. Вечером, выступая по телевидению, он неожиданно сообщил, что неделю назад в республике без вести пропали семеро молодых людей, и связал это с убийством вице-премьера. 

Молодые люди исчезли в ночь на 11 октября в окрестностях Черкесска в районе кемпинга завода "Кавказцемент". Это были депутат республиканского парламента от ЛДПР Расул Богатырев и шесть его родственников и друзей. Их родственники тут же обратились в милицию. Они утверждали, что депутат Богатырев с друзьями отправился на дачу к депутату местного парламента от "Единой России", директору ОАО "Кавказцемент" и зятю президента республики Алию Каитову. Стороны должны были решить спорные вопросы, связанные с цементным заводом, а также с химическим заводом имени Цахилова -- крупнейшим в России производителем лакокрасочной продукции. Ночью в районе дачи господина Каитова были слышны автоматные очереди, и больше молодых людей никто не видел. 

Вопрос о том, куда делся депутат Богатырев, обсуждало народное собрание. Глава МВД КЧР Александр Обухов подтвердил, что в ночь с 10 на 11 октября возле дачи Каитова была слышна стрельба из автоматического оружия, о чем имеются показания 46 свидетелей. Однако, по его словам, выехавшая на дачу бригада оперативников не нашла там никаких следов убийства. На следующий день, сметя охрану дачи Каитова, родственники пропавших сами осмотрели предполагаемое место преступления. За полчаса они нашли массу улик: стреляные гильзы, застрявшие в стволах деревьев пули, густые пятна крови. 

После убийства вице-премьера Тебуева история получила всероссийскую огласку. В Черкесске начались митинги с требованием выдачи Алия Каитова, отставки его тестя-президента и силовых министров. Были захвачены Дом правительства и резиденция президента. 

На ночном собрании родственников пропавших в присутствии срочно приехавшего полпреда президента в Южном округе Дмитрия Козака президент Батдыев заявил: "Я ничего не знал о случившемся. Поверьте. Не я родил Алия, не я его воспитывал. В моей семье тоже горе, что в нее вошел такой человек". Он сообщил, что его дочь Людмила уже подала на развод, и пообещал 5 млн рублей за информацию о том, где находится Алий Каитов. 

Но платить за Каитова не пришлось. 25 октября зять президента сдался сам. В тот же день в УВД Ставрополя явился начальник службы безопасности "Кавказцемента", бывший офицер спецназа МВД Дмитрий Давыдов, объявленный в федеральный розыск по этому делу. Еще в Карачаево-Черкесии были задержаны восемь человек, подозреваемых в причастности к убийству (все они, милиционеры и сотрудники ЧОПа, в ночь убийства находились на даче или в ее окрестностях), а также следователь Везиев, обвиняемый в халатности и сокрытии улик. Именно он отказался возбудить уголовное дело по факту исчезновения. Не найдены охранники дачи Тамерлан Бостанов и Азамат Акбаев, которые, по версии следствия, и убили депутата Богатырева и его людей. Они же якобы увезли трупы. 

Что касается дела об убийстве вице-премьера Тебуева, то никаких подозреваемых по нему до сих пор нет. Имеются лишь показания очевидца, по словам которого одним из киллеров был невысокий худощавый подросток лет 15-17 славянской внешности. 

Два завода

Помимо Каитова по этому делу задержано еще восемь человек. Это четверо сотрудников вневедомственной охраны (Соболев, Ильинский, Шульга и командир роты старший лейтенант Николай Дремлюк), начальник службы охраны завода "Кавказцемент" Дмитрий Давыдов и трое сотрудников частного охранного предприятия "АФИНА" (Салпагаров, Романенко и Шеховцов).

По общему мнению родственников убитых молодых людей, причиной трагедии стал криминальный передел химзавода имени Цахилова, акционерами которого являлись и депутат Богатырев, и депутат Каитов. 

История передела выглядит так. Во второй половине 90-х годов, после смерти бессменного директора предприятия Захара Цахилова, акции завода постепенно скупали дилеры, снабжавшие предприятие сырьем и сбывавшие его продукцию. Владелица контрольного пакета, дочь покойного директора Марина, пыталась этому воспрепятствовать, надеясь, что дело отца продолжит потом ее сын. В октябре 2003 года она сместила гендиректора Николая Сапигу, назначив на его место своего родственника Казбека Амбалова. Но по протесту прокурора КЧР Владимира Ганночки суд постановил вернуть Сапигу. Тот силой выгнал Казбека Амбалова, а вместе с ним и всех родственников Цахилова. Цахилова продала акции, и борьба за передел химзавода продолжилась уже без ее участия. Тогда же пошел слух, что на контрольный пакет претендовал Алий Каитов. 

Впервые в республике о нем заговорили в 2000 году, когда 23-летний парень с неоконченным высшим образованием стал гендиректором АО "Кавказцемент". Алий Каитов -- сын главного лесничего республики Заура Каитова, племянник бывшего карачаевского водочного короля Магомеда Каитова и зять тогдашнего председателя Национального банка республики и нынешнего президента Мустафы Батдыева. 

Предшественнику Каитова на посту гендиректора "Кавказцемента" Виктору Платонову, который создал "Кавказцемент" и готовил для него кадры в открытом им же филиале Ростовской госакадемии (их в республике так и называют: платоновские кадры), пришлось спешно уехать из республики, даже не попрощавшись с коллективом завода. Спустя некоторое время в доме Платонова в курортной зоне Черкесска поселился уже упоминавшийся прокурор Владимир Ганночка. 

На кресло Платонова претендовал и другой родственник Мустафы Батдыева -- его племянник Казбек Байрамуков. Но он пропал без вести при загадочных обстоятельствах. К Батдыеву пришли родные пропавшего с жалобами на Каитова и требованием вернуть им Казбека живым или мертвым. Не вернули. 

Карьера Алия Каитова продолжала быстро развиваться. В 2003 году он был активным участником избирательной кампании президента и выборов в народное собрание КЧР. Президентом стал Мустафа Батдыев, а Алия Каитова избрали депутатом от "Единой России". Вместе с ним в парламент прошла и его цемзаводская команда. Один из ее представителей, Сергей Смородин, стал спикером народного собрания. 

Вице-премьер

Поскольку родственники пропавших убитых на даче Алия Каитова говорили, что это убийство связано с убийством вице-премьера Тебуева, поначалу по Черкесску распространились слухи, что Ансар Тебуев тоже был акционером химзавода. Когда эти данные были опровергнуты, стала распространяться новая информация -- о том, что полковник Тебуев в бытность заместителем министра внутренних дел опекал дилеров завода. 

Однако родственники пропавших изложили корреспонденту "Власти" такую версию: после ночной стрельбы на даче Каитова к Тебуеву обратился влиятельный карачаевец, потерявший сына, и попросил его начать собственное, независимое от милицейского расследование. Вице-премьер согласился и уже к концу недели получил подтверждение того, что к делу причастен Каитов. После этого, по данным родственников, вице-премьер позвонил Каитову, у них состоялась встреча. Разговор шел без свидетелей. "О чем говорили, неизвестно, но расстались на повышенных тонах -- не договорились",-- сообщили источники "Власти". В понедельник вице-премьер был убит. 

Благодаря вмешательству федерального центра власть в КЧР устояла. Убийство молодых людей объявлено раскрытым, подозреваемые арестованы, протестующие освободили захваченные ими объекты и разошлись по домам. 

Впрочем, они обещают вернуться к Дому правительства. Через пару месяцев следствие должно обнародовать результаты своей работы. Если обвинения в убийстве будут предъявлены только охранникам Алия Каитова, а он сам отделается статьей о недоносительстве (по некоторым данным, именно так намерены построить защиту его адвокаты), в КЧР могут не только возобновиться массовые митинги протеста, но и начаться вооруженное противостояние. Все погибшие -- выходцы из влиятельнейших карачаевских кланов, и их родные обещают разобраться с виновными в убийстве по кавказским обычаям, если власти не сделают это по светским законам. 

***

Оригинал этого материала
© "Комсомольская правда", 02.11.2004, "Чисто кавказское убийство"

Тайна «Зеленого острова» (рассказ неизвестного)

Александр Мешков, Юрий Снегирев

Пропавшие на вилле зятя президента Карачаево-Черкесии 11 октября (сверху вниз - слева направо): Роберт Герюгов, депутат республиканского парламента Расул Богатырев, Мурат Байчоров, Руслан Узденов, Магомет Узденов, Замир Хапаев, Шамиль Кубанов.

[...] - Алий высоко поднялся. Так высоко, что своих братьев перестал уважать. Это очень плохо на Кавказе. Таких алиев много. Дочь у президента одна. Он вытащил счастливую карту. Тесть ему цемзавод подарил - сделал его директором. Деньги Алий стал грести лопатой. Дом построил на «Зеленом острове» - в самом престижном уголке Черкесска. Детей родил. Живи и радуйся! Всей семье хватит до самой смерти. Но таким людям всегда кажется мало. Алий стал смотреть на химзавод. Но там другая семья окопалась. Алий скупил акции химзавода. Но не все. Немножко у депутата Богатырева оставалось. А тот не хотел их продавать. Даже ругаться стал. Сам, мол, отдавай свои акции. Я - хозяин на химзаводе! 

В тот несчастный день они крепко поругались по телефону. Богатырев сказал: «Сам приеду к тебе домой, и как миленький отдашь свою долю!» Алий только посмеялся. И сказал своей охране готовиться к встрече. Откуда я это знаю? Это тайна. Но так это было...

Затем Богатырев собрал свою бригаду со «стволами» и в три часа ночи давай сигналить у ворот. Первый джип пустили и ворота сразу закрыли. Алий с Богатыревым сели в беседку, но тут началась стрельба за воротами. Они первыми начали стрелять, клянусь хлебом! Разве так в гости приезжают?! Это сейчас все говорят, что там было убийство. Это был настоящий бой. Когда все кончилось, тела погрузили в машины и увезли. У Алия тоже были раненые. Потом приехали две пожарные машины и кровь с пола смыли.

Теперь уже бывший зять президента Карачаево-Черкесии Алий Каитов содержится в изоляторе в Ессентуках. Сотрудничать со следствием отказывается. Но отвечать ему все равно придется. Перед законом и родственниками убитых. 

- А что случилось с трупами?

- Э-э-э! Знаешь, какая кликуха у Алия? Крематорий. На цемзаводе печь есть. Туда вагон помещается. Нет теперь ни Богатырева, ни его бригады.

- А их машины?

- Этого не знаю. В горах столько ущелий! Танк можно спрятать! - покачал головой наш собеседник. - Знаешь, какой теперь шухер идет по республике?! Мы честные бизнесмены. Нам не нужна война. Вот русский сидит, вот черкес, вот армянин, вот карачаевец. У нас общее дело. Мы иногда спорим. Вопросы решаем. Но здесь уже беспредел пошел. Все кормушки у президентской семьи. Один выступил против, и его убрали. Они все хотят забрать. Так нельзя! Кто-то должен это остановить.

- Кто?

- Кого ни поставь президентом - будет своих родственников кормить. Это Кавказ! Пусть Москва ставит президента. Или пусть Путин сам руководит республикой, чтобы всем доставалось.

За столом одобрительно загудели. Версия «бедных бизнесменов» нам показалась не лишенной смысла. Интервью в черной комнате закончилось. Нам вызвали такси и проводили до машины.

Претендент на престол

Утром мы надеялись поговорить с самим президентом Батдыевым. Во всяком случае, пресс-секретарь Валентина Полонская обещала нам устроить интервью. Но что-то ей все время мешало. То она поменяет номер своего мобильника, то задержится на срочном совещании. Наконец она спустилась к нам и, пряча взгляд, путано и невнятно пробормотала, что президент очень занят и что, скорее всего, интервью не состоится. А жаль! После ночной «стрелки» хотелось бы услышать и другую версию случившегося. Вопросики позадавать всякие. Например, из какого кармана президент назначил премию в пять миллионов рублей за поимку своего зятя. Как умудрился развести свою дочь с Каитовым за день до начала народного бунта. Каким образом цементный завод перешел в управление зятя? 

На площади Ленина продолжалась вялая демонстрация. Несчастные женщины по-прежнему требовали покарать убийц и убрать президента. В толпе шныряли «дирижеры» митинга. Нам стало вдвойне жалко старушек. За то, что они стали жертвами бандитского беспредела, и за то, что их используют в беспардонной борьбе за власть. Не секрет, что целью агитаторов было скинуть одного президента и поставить другого, своего. В пылу даже называлась фамилия претендента на престол. Если власть даже и сменится, то где гарантии, что через год-два в результате очередного передела собственности на площадь не придут другие старушки с требованием покарать убийц их детей?

Москву в 90-х называли «Чикаго 30-х годов». Черкесск сегодня без натяжки можно называть «Москвой 90-х». Разбуженные капитализмом кавказские кланы кинулись кромсать общий пирог, обильно поливая его кровью. Люди в черном из ночного казино где-то были правы. Разрубить этот узел может только очень сильная незаинтересованная личность. А где такую взять? Может, действительно лучше не выбирать, а назначать местную власть. Не знаем, как в других регионах России, а в Карачаево-Черкесии устали от дележки власти, прикрытой выборами. И чем быстрее наступят перемены, тем меньше крови прольется. 

***

Оригинал этого материала
© "Известия", 23.10.2004, "Развод и девичья фамилия"

Чем владеют кланы Батдыева и Каитова

Один из племянников президента Хаджи-Мурат Батдыев рекомендован своим дядей должность начальника Таможенного управления Карачаево-Черкесии. 

Другой племянник возглавляет Управление налоговых проверок. 

Брат президента Батдыева возглавляет крупное ремонтно-строительное управление республиканского значения, специализирующееся на ремонте дорог. 

Двоюродный брат Елизар Аппаков руководит Домбайским горнолыжным туркомплексом. 

Сын президента Марат Батдыев до недавнего времени был начальником инвестиционного департамента правительства КЧР. Неделю назад отцовским указом освобожден от должности.

Клан Каитовых тоже отличается финансовым и административным могуществом. 

Отец Али Каитова Заур работает главным лесничим республики.

Дядя - Магомед Каитов - директор ОАО "Кавказская энергетическая управляющая компания".

***

Оригинал этого материала
© "Известия", 26.10.2004

Дочь президента Карачаево-Черкесии на развод не подавала

[...] Вопреки сообщению главы Карачаево-Черкесии Мустафы Батдыева о том, что его дочь Людмила подала заявление на развод с Али Каитовым, ни у одного судьи такого заявления зарегистрировано не было.

Сообщение о том, что дочь президента Карачаево-Черкесии Мустафы Батдыева Людмила подала заявление на развод со своим мужем Али Каитовым, который подозревается в организации убийства семи человек, прозвучало из уст самого главы республики. Он сказал это в минувшую пятницу на встрече с депутатами Народного собрания республики и прибывшими в регион депутатами Госдумы. По его словам, дочь Людмила сделала это "еще три дня назад".

Однако "Известия" выяснили, что отец, возможно, не совсем в курсе личной жизни своей дочери.

- Никакого заявления от супруги Али Каитова на сегодняшний день (во вторник. - "Известия") ни у одного судьи нет, - сообщил "Известиям" источник в судебной системе республики. - Мы слышали, что сказал президент, стали выяснять, но оказалось, что заявления от его дочери нет ни у одного из мировых судей, а также ни у одного из судей федеральных. 

Впрочем, можно развестись не только в суде, но и в органах загса. Это возможно только при отсутствии детей. Для Людмилы и Али Каитовых этот путь незаконен - у них два мальчика. Тем не менее корреспондент "Известий" Николай Гритчин выяснил, что и в городской загс Черкесска Людмила Каитова не обращалась. [...]

***

Оригинал этого материала
© "Интерфакс", 29.10.2004

Развод по-карачаевски

Дочь президента Карачаево-Черкесии Мустафы Батдыева 27-летняя Людмила развелась со своим мужем – генеральным директором объединения «Кавказцемент» Али Каитовым, являющимся главным обвиняемым по делу о пропаже в Карачаево-Черкесии семи молодых людей. Об этом в пятницу сообщили в пресс-службе президента КЧР. 

Подтвердив данный факт, сотрудник пресс-службы не смог назвать отделение ЗАГСа или название суда, где был оформлен данный развод. [...]

 


Compromat.Ru ® — зарегистрированный товарный знак. Св. №319929. 18+. info@compromat.ru