Компромат.Ru ®

Читают с 1999 года

Весь сор в одной избе

Библиотека компромата

Нет бога, кроме Пиара, и В. Ю. Сурков - пророк его

Бессмертная гоголевская политтехнология

Оригинал этого материала
© "Глобалрус.ру", 25.05.2004, "Сорок седьмая"

22 мая в России возникла еще одна, сорок седьмая по счету партия. Это произошло в учебно-методическом центре Голицыно, где в минувшую субботу прошел учредительный съезд «Новых правых». Само мероприятие получилось скорее рутинным. Избранный лидером партии Владимир Шмелев говорил о том, что партия «строится не от противного», но вместе с тем должна развенчать старые российские мифы о либералах, не признающих моральные и патриотические ценности, и что «Новые правые» в отличие от старых осознают себя не фракционной силой, борющейся за максимальные 12% электората, но объединением, идеи которого на самом деле разделяет подавляющее большинство россиян, - все эти громкие заявления растворились в пространстве типового советского актового зала средней руки.

Делегаты съезда провели полагающиеся организационные процедуры: избрали президиум, счетную и мандатную комиссию, а затем – правление и исполнительную дирекцию, после чего, разбившись на секции, обсудили то, что принято обсуждать на секциях: идеологические, организационные и финансовые вопросы. Обсуждения эти проходили в учебных аудиториях – с представителями руководства у доски и рядовыми членами секций, сидящими за партами в амфитеатре. Учитывая то, что часть делегатов к съезду доставил старый «Икарус» с надписью «Осторожно: дети!» на заднем стекле, все вместе напоминало переместившуюся в классы игру «Зарница». [...]

Глупости, сочиненные о них за прошедшие несколько дней прессой, - та самая невольная удача: незамеченными "Новые правые" теперь точно не останутся. Во всяком случае, гневная отповедь "Московского комсомольца" – "на съезд истрачено всего 20 тысяч долларов" - звучит однозначно как комплимент. Так же, как и опубликованная на сайте Компромат. ру программа партии «с пометками Суркова» - подлинный или поддельный, этот документ сразу делает партию реальным субъектом российской политики. [...]

***

Оригинал этого материала
© "Известия", 27.05.2004, "Эстафета поколений"

Максим Соколов

Не успели "Новые правые" (б. "Первое свободное поколение") конституироваться в партию, как представители предыдущих свободных поколений сторого указали новичкам, что здесь им не тут. Немедленно после учредительного съезда в распоряжение РБК случайно попала копия факса, на котором специально для тупых был впечатан официальный телефонный номер канцелярии В. Ю. Суркова, а сам текст, объявленный "документальным подтверждением того, что "Новые правые" - кремлевский проект", представлял собой один из черновиков партийной программы, на котором были начертаны рукописные пометки "Тоньше!!!", "Текст ярче", "Глупо", "Хорошо! Развить мысль", "Экономика нужна!!!", "Скромнее" etc.

Отвлекаясь от партийной программы, нужно признать, что пометка "Тоньше!!!", кто бы ее ни начертывал, применительно к организаторам публикации выглядит очень уместной. Поскольку мы не на детском утреннике, вряд ли нужно объяснять, каким образом в распоряжение публикаторов случайно попадают документы конфиденциального характера. Например, глава РАО "ЕЭС" А. Б. Чубайс и его доверенный сотрудник Л. Я. Гозман могут вспомнить, как в 1997 г. по итогам "Связьинвеста" документальные подтверждения порочности Чубайса тут же оказались в распоряжении С. Л. Доренко и А. В. Минкина. С некоторой переменой лиц, декораций и стоящих на кону ставок воспроизводится стандартная схема 1997 г. - "Анатолий Борисович (имя-отчество заменить)! Вы же умный человек, вы понимаете, что будет наезд по полной программе". Другое дело, что в 1997 г. искали и находили подлинные бумажки (а дальше уже все дело было в интерпретации), а с разгоном гусинско-березовских частных спецслужб уровень активных мероприятий безобразно понизился. Люди, помогшие случайному обретению документа, не потрудились разъяснить, кому, собственно, принадлежит рука, делавшая пометки. А ведь графологическая атрибуция в таких случаях полезна - иначе можно допустить, что принадлежит как раз тому, кто предоставил документ в распоряжение небрезгливой редакции. Разумеется, изготовители документа официального телефона не оставляли - когда впечатывается кремлевский телефон, зачем же свой давать? - но поскольку сходный почерк был явлен летом 1993 г. в антияблочных PR-мероприятиях, вычислить изготовителя не так сложно.

Дело не столько даже в том, что все это довольно грязно, а в том, что, кроме грязи, у изготовителей больше нет никаких ответов на политические вызовы. Когда политическая организация, про которую говорят, что она умерла, встречаясь с конкурентным вызовом (неважно, сколь сильным; если вызов слаб, реакция тем более показательна), способна лишь на компроматные вбросы (притом низкого качества), это говорит о том, что она действительно умерла. До какой степени живой и дееспособной структурой окажутся "Новые правые", мы сегодня сказать не можем - хвали день к вечеру, но по крайней мере один из их посылов - "на правом фланге зияет пустота, ее можно и должно заполнить" - оказывается вполне справедливым.

При этом достойный ответ на вызов, брошенный племенем младым, незнакомым, высвечивает важную особенность сознания наших прежних т. наз. правых. Ведь, забыв прежние распри, к однозначной оценке начинания, как "кремлевского проекта", имеющего целью уничтожение СПС, тут же присоединился зампред "Яблока" С. С. Митрохин, хотя, казалось бы, что ему СПС? С их точки зрения, нет бога, кроме Пиара, и В. Ю. Сурков - пророк его. Любое политическое действие сегодня по определению является кремлевским проектом, ибо других в природе не бывает. Между тем на вопрос "Чего добивались "Новые правые" ("сверхновые левые", "старые зеленые" - не важно) своим выступлением?" есть очень простой ответ - "Добивались оформления в партию, т. е. в организацию, призванную домогаться политической власти". Мысль о том, что целью политической активности может быть политическая власть, отметается с порога, и любым конкурентам загодя отказывается в какой бы то ни было политической субъектности. Все (кроме нас, старых борцов, хотя и непонятно, почему такое исключение) - не более, чем пешки в руках Суркова. При такой убежденности даже теоретически трудно представить себе вновь возникающую партию (при том, что партии - как люди, одни умирают, другие рождаются, это жизнь), которая не была бы a priori объявлена детищем Кремля.

Но если прежние т. наз. правые реально не верят ни в идеологию, ни в программы, ни в политическое творчество, ни в борьбу за власть, их место должно быть занято теми, кто верит. Получится ли это у "Новых правых" - другой вопрос, но сам процесс вытеснения неизбежен.

***

Оригинал этого материала
© "Русский журнал", 24.05.2004

Хлестаков и наоборот

Алексей Чадаев

[...] "В России никогда не может быть независимой прессы (гражданского общества, потребительского кредита, эффективной полиции и т.п.), потому что власть этого не учредила". Монополия скиптродержателя на учреждение чего бы то ни было нового и вообще на любое политическое действие работает и в массовом, и в "элитном" сознании настолько безотказно, что это легко становится объектом манипуляций. Скажем, появление в реестре Минюста 47-й политической партии вкупе к 46 уже имеющимся подавляющее большинство внешних комментаторов дружно объявило новой кремлевской интригой - будучи в железобетонной уверенности, что никому другому в нашей стране заниматься такой глупостью, как партстроительство, в голову не придет. А вот Кремлю - в самый раз развлечение в духе ослика Иа-Иа: сперва создавать, потом уничтожать, потом снова создавать...

Вообще, есть некоторое подмножество действий, которые на самом деле может осуществлять кто угодно, - при этом молва всегда и обязательно припишет их власти. Главное тут - не иметь сто рублей, а иметь наглую рожу, по бессмертной гоголевской политтехнологии. И.А.Хлестаков, между прочим, - идеальный столичный начальник в представлении "региональных элит": его дело - вымогать деньги, хвастаться связями "наверху", клеиться к девицам и между прочим сообщать про Пушкина - и ведь не вызвал же ни одного подозрения до самого отъезда... Просто потому что никто другой, кроме "начальства", ничего подобного не делает.

Соответственно, довольно легко сегодня составить приблизительный список таких сфер деятельности, где можно проавантюрить на свой страх и риск и при этом моментально попасть в общественном мнении в проводники властной воли, - тот же Белковский в прошлом году выдал целую серию шедевров в этом жанре. Но список "хлестаковских" сфер далеко не исчерпывается политикой или "публичной политтехнологией": это и честный анализ в какой угодно области (вспомним группу "Рамзай"), и проектантство вплоть до самого экзотического (даже про "Крепость Россию" Юрьева говорили шепотом, что "ее читают в Кремле"), не говоря уже про жесткий силовой наезд на какого-нибудь начальника "по прокурорской линии" - кто бы его ни организовал, всегда подумают на Кремль. И даже если наезд окончится неудачей - это ничего не изменит: скажут только, что "там решили подождать".

При этом оказывается, что можно даже в открытую хвастаться своими связями и врать напропалую в жанре "брат Пушкин" (или "брат Путин") - и ведь ничего, самое смешное, за это не будет. Например, один чиновник - заметный, прямо скажем, персонаж в правительстве - порой не стеснялся намекать собеседникам в том духе, что бизнес, интересы которого он так активно продвигал, будучи министром, - не его собственный и не "друзей", а ни много ни мало - "приданое дочерей" Сами-Знаете-Кого. Однако вместо того чтобы, как положено в уважающей себя византийской монархии, за такое вольное обращение со священным именем посадить упомянутого министра на кол, его взяли и посадили... обратно в то же самое кресло, откуда было подвинули при первой реструктуризации правительства. Видимо, уж совсем никак без него не обойтись; либо же у нас все-таки не Византия, а что-то другое.

Правда, нельзя сказать, что по нынешним временам высоко стоящее кресло является каким-то особым бонусом. В ситуации, когда на наиболее статусных должностях сидят откровенные клоуны, гораздо удобнее пребывать на должности какого-нибудь младшего референта, всякий раз объясняя на ухо каждому собеседнику, что на самом-то деле это и есть главное ого-го... Благо ближайшие соратники президента активно подают пример - чего стоят хотя бы нынешние должности Дмитрия Козака или Виктора Черкесова! И, похоже, сейчас уже никто не рвется в премьеры и спикеры - не в пример "моднее" демонстративно сидеть в коллежских регистраторах.

Это все, конечно, технология, прямо обратная хлестаковской. Одно дело - быть никем, изображая из себя кого-то. Совсем другое - быть кем-то и усиленно делать вид, что тебя нет, - притом что шила в мешке не утаишь и вся эта игра в кошки-мышки выглядит по меньшей мере странно. Впрочем, такие уж, наверное, забавы у этих странных и загадочных существ - "питерских чекистов".

 

Другие материалы раздела:
"Новые правые" и АП
Нет бога, кроме Пиара

Знаком '+' отмечены подразделы,
а '=>' - ссылки между разделами.


Compromat.Ru ® — зарегистрированный товарный знак. Св. №319929. 18+. info@compromat.ru