Компромат.Ru ®

Читают с 1999 года

Весь сор в одной избе

Библиотека компромата

© "Российская газета", 03.12.2003 (полный вариант без сокращений), Фото: uralpolit.ru

Неприятные вопросы для нефтяного маршала

Зампред правительства ХМАО Владимир Карасев

Ханты-Мансийский автономный округ–Югра является основным нефтегазоносным районом России и одним из крупнейших нефтедобывающих регионов мира, относится к регионам-донорам и лидирует в стране по целому ряду основных экономических показателей: 1 место - по объему промышленной продукции; 1 место - по добыче нефти; 2 место - по поступлениям налогов и сборов в бюджетную систему, после Москвы… Другими словами, русский Кувейт. Казалось бы, какие проблемы с бюджетными средствами могут быть в самом богатейшем российском регионе, где так бурно развивается нефтегазодобывающая промышленность. Люди здесь в «черном золоте» должны купаться. Но пока это делают только местные чиновники. 

Владимир Карасев – личность известная в Ханты-Мансийске и далеко за его пределами. Добычу всей тюменской нефти он начал курировать по партийной линии в 80-х, когда нынешние олигархи еще форцевали джинсами. И весьма успешно – от инструктора отдела дорос до второго секретаря Тюменского обкома КПСС. Но и в эпоху демократических перемен его партийный опыт пригодился. В 1996-1999 Карасев являлся заместителем главы администрации ХМАО по недропользованию. С 1999 - заместитель председателя правительства ХМАО по вопросам недропользования и ТЭК. Если учесть, что в ХМАО сейчас добывается около 70% всей российской нефти, то такого влиятельного куратора этих несметных богатств как Владимир Карасев стоит называть даже не нефтяным генералом, а маршалом. 

Известна в Ханты-Мансийске и странная привязанность Владимира Карасева к небольшой по местным меркам нефтяной фирме «Ханты-Мансийская нефтяная компания» (ХМНК), гендиректором которой с момента образования был и остается по сей день Александр Першин, а в соучредителях числится его брат Николай Першин – по совместительству руководитель ЗАО «Назымская геологоразведочная экспедиция». Только вот что такого в этой фирме нашел умудренный опытом нефтяной маршал – не могут пока разобраться даже правоохранительные органы. Но, судя по тому, как развиваются скандальные события вокруг ХМНК, грозящие обернуться потерей для бюджета ХМАО сотен миллионов рублей, – обязательно разберутся. А вопросов к Владимиру Карасеву и совладельцам ХМНК у Генпрокуратуры, МВД, ФСБ и Комиссии Госдумы РФ по борьбе с коррупцией накопилось немало.

Вопросы по месторождению Лебяжье

В налоговой полиции ХМАО в свое время велось дело (оперработник О. Гарт) в связи с нелегальным использованием нефти ЗАО «Назымская НГРЭ» с месторождения Лебяжье. По данным налоговиков подавляющее количество добываемой там нефти (около 2 млн. тонн в месяц) вывозилось грузовиками и незаконно реализовывалось на местном рынке за наличные или в обмен на бензин, который продавался на принадлежащих братьям Першиным бензоколонках. В деле имелась исчерпывающая доказательная база о противоправных действиях, тем не менее, оно было сдано в архив по настоянию бывшего начальника налоговой полиции ХМАО Вахрушева, где и пылится по сей день.

Любопытно, что после отзыва лицензии у ЗАО «Хантымансийскнефтехант» на пользование недрами на Лебяжьем и Рогожинском участках, в 1999 году они перешли в нераспределенный фонд недр. Как известно, передача лицензий новому собственнику имущества прежнего владельца могла бы быть осуществлена в том случае, если бы лицензии не были отозваны. Но арбитражный суд ХМАО в вопиющем противоречии с Законом «О недрах» (ст. 17.1) принял решение о передачи лицензии братьям Першиным, что вряд ли стало бы возможным без вмешательства высокопоставленных покровителей.

А поскольку Минприроды РФ не подписывало лицензию для «Назымской НГРЭ» на пользование Лебяжьим, то добыча нефти на нем велась незаконно с 1999 года и вся выручка со штрафами должна быть возвращена государтству? Почему этого до сих пор не произошло – вопрос к главному куратору местных недр Владимиру Карасеву.

Контора неглубокого бурения

19 июля 2000 года председателем Комитета по нефти, газу и минеральным ресурсам ХМАО Пановым В.Ф. был заключен договор с ЗАО «Назымская НГРЭ», согласно которому Комитет в связи с реализацией положений «Концепции работ по организации геологического изучения недр и восполнения углеводородной ресурсной базы ХМАО до 2030 года» предоставил ЗАО в качестве целевого бюджетного финансирования 250 млн. рублей для осуществления работ по бурению поисково-оценочных скважин. При этом договором предусматривалась обязанность Комитета ежегодно заключать с ЗАО контракт на выполнение поисково-оценочного бурения в объемах не менее 25 тыс. метров. Срок действия договора устанавливался до 1 января 2004 года, а в части осуществления взаиморасчетов - до момента полного использования ЗАО средств целевого финансирования и подписания соответствующего акта либо возврата не использованных и не связанных государственными контрактами средств целевого финансирования.

В госказну ни копейки, естественно, не вернулось, хотя многим специалистам было понятно, что ЗАО «Назымская НГРЭ» не в состоянии была освоить всех выделяемых ей средств. Куда же подевались бюджетные деньги? Списывалась под видом якобы осуществленных бурения и ликвидации скважин?

В частности, комиссией по проверке объема работ, выполненных ЗАО «Назымская НГРЭ», в составе сотрудников Администрации ХМАО Оруджева и Шилова в 2001 году было установлено, что работы выполнены только на 20-22% от предусмотренного объема. Некоторые из демонстрировавшихся им скважин были пробурены за несколько лет до этого и не входили в программу, под которую выделялось бюджетное финансирование. Когда же Владимиру Карасеву стало известно о результатах проверки, он сначала попытался вынудить руководителя комиссии Оруджева подписать акт о полном, т.е. 100% выполнении работ, а когда последний отказался, потребовал от него подать заявление об увольнении по собственному желанию. Только вмешательство губернатора Филипенко вынудило Карасева изменить свое решение об увольнении Оруджева. Акт о выполнении работ был подписан другими лицами, и братья Першины преспокойно получили следующий бюджетный транш. Но все это были цветочки…

Плохая кредитная история

Не без деятельного участия Владимира Карасева осенью 2000 года правительство ХМАО приняло решение оказать братьям Першиным и их «Ханты-Мансийской нефтяной компании» государственную поддержку в виде бюджетного кредита для реализации инвестиционного проекта «Доразведка поисковых участков Назымский, Итъяхский, Северо-Каменный, Тортасинский, Елизаровский и их освоение до стадии опытно-промышленной эксплуатации» в размере более 1 млрд. рублей. И оказало под залог 30% некоего ОАО «Инга». Поручителем сделки выступил малоизвестный коммерческий банк «ИБК» из города Нягань. Бюджетный кредит был предоставлен на срок до 30 июня 2005 года под 12% годовых, причем выплата процентов и возврат основного долга предусматривались с 30 июня 2003 года, то есть более чем через два года после предоставления средств. 

В соответствии с частью 3 статьи 76 Бюджетного Кодекса РФ размер обеспечения должен был быть не менее 100% от размера предоставленного кредита, причем обеспечение должно было иметь высокую ликвидность. Высокая же ликвидность акций ХМНК у специалистов всегда вызывала сомнение. А что касается ОАО «Инга», то о его ценности можно было судить по такому факту: в 2002 году данное ОАО предполагало выполнить горных работ, геофизических исследований и проч. всего лишь на сумму 1,19 млн. рублей. Неужели всего этого не знали в правительстве ХМАО, а особенно такой специалист как Владимир Карасев, без ведома которого подобные сделки в округе совершаться просто не могут по определению. 

После получения первого транша бюджетного кредита в размере 282, 8 млн. рублей ХМНК на эти средства вместо целевого их использования приобрела массу векселей порекомендованных банком «ИБК» компаний-однодневок, ликвидность которых была близка к нулю. И передала эти векселя в залог правительству для получения следующего транша на сумму 784 млн. рублей – это почти 2% от размера бюджета ХМАО на 2001 год и более 37% бюджета развития округа на 2001 год. И как ни странно, транш этот получила фактически в обмен на макулатуру.

А апофеозом этой «выгодной» для госказны ХМАО сделки стал приказ ЦБР от 30.04.02 № ОД-269 об отзыве лицензии у банка «ИБК» в том числе за неоднократные в течение года нарушение банковского законодательства.

В итоге бюджетный миллиард теперь неизвестно где, вместо него в казне округа куча векселей и акций, цена которых сравнима со стоимостью резаной бумаги, банк-поручитель обанкротился и взять с него, увы, нечего… Бурная инвестиционная деятельность ХМНК и ее покровителей в правительстве ХМАО обернулась очередной заурядной аферой? На этот и многие другие вопросы теперь и ищут ответ правоохранительных органов. 

В ожидании десанта из Москвы

В мае этого года прокуратура ХМАО провела проверку «противоправных действий руководителей ХМАО и руководителей ряда акционерных обществ в округе» и пришла к странному выводу: «В ходе проведенной общенадзорной проверки не представилось возможным подтвердить либо категорично опровергнуть факты, свидетельствующие о хищении бюджетных денежных средств и злоупотреблении служебным положением руководителями ОАО «ХМНК» Першиным А. П. и ОАО «Назымская геологоразведочная экспедиция» Першиным Н. П., а также о коррумпированных проявлениях в деятельности должностных лиц Правительства ХМАО». Хороша формулировочка, но не в духе времени оказалась.

На безвременную пропажу бюджетного миллиарда и прочие «шалости» отдельных членов правительства ХМАО и приближенных к ним бизнесменов обратила внимание Комиссия Госдумы РФ по борьбе с коррупцией. Стараниями ее руководителя и бывшего директора ФСБ Николая Ковалева дело о миллиардном кредите вряд ли теперь удастся отложить в долгий архивный ящик. Из Следственного Комитета при МВД РФ на запрос думской комиссии ответили следующее: «26 марта 2003 года следственным управлением СК при МВД России по ЦФО возбуждено уголовное дело №91207 в отношении одного из бывших руководителей банка «ИБК» Шимулиной Л. А. и гендиректора ХМНК Першина А. П. Документы и сведения о незаконной деятельности Першина Н. П., Карасева В. И. возвращены в СКМ ГУБЭП МВД России для организации проведения проверки с целью последующего решения вопроса о возбуждении уголовных дел». 

Кстати, согласно статьей 298 Бюджетного кодекса РФ за предоставление бюджетных кредитов с нарушением установленного порядка предусмотрена уголовная ответственность должностных лиц. И это самое малое, что теперь грозит чиновникам из правительства ХМАО. Следователям из Москвы, которых со дня на день ждут в Ханты-Мансийске, предстоит выяснить много интересного. К примеру, законность выделения «Хантымансийской нефтяной компании» $30 млн. на строительство в ХМАО завода по обработке… алмазов, о залежах которых здесь и слыхом не слыхивали. Или, почему до сих пор не выполнены работы по ликвидации трех ядерных скважин «Ангара», хотя 68 млн. рублей для этого выделялись еще в 2002 году… 

Так что разоблачение МВД «оборотней» не только в погонах, но и в пиджаках в Ханты-Мансийском автономном округе не за горами. Будем следить за развитием событий. 

 
Другие материалы раздела:
Как увести миллиард
Неприятные вопросы

Знаком '+' отмечены подразделы,
а '=>' - ссылки между разделами.


Compromat.Ru ® — зарегистрированный товарный знак. Св. №319929. 18+. info@compromat.ru