Компромат.Ru ®

Читают с 1999 года

Весь сор в одной избе

Библиотека компромата

Оригинал этого материала
© "Новая газета", 17.12.01

Генерал-лейтенант милиции Орлов: "Я сяду вместе с Рушайло"

Лишь по требованию Государственной Думы Генеральная прокуратура проверила опубликованные в СМИ материалы о преступной деятельности бывшего советника министра внутренних дел

Георгий Рожнов

Боюсь, что генерал Александр Орлов, не так давно ходивший в советниках министра внутренних дел РФ Владимира Рушайло, уже изрядно поднадоел читателю – публикаций о его криминальных наклонностях не счесть. И все же напомню: впервые о грязных делишках генерала рассказали «Новая газета» и «Московский комсомолец». К тому времени герой публикации таинственно исчез, и не с пустыми руками. Как мы были убеждены, доходы Орлова — от наездов на предпринимателей, торговли должностями, документами прикрытия и генеральскими званиями. 

Это напоминание о газетных публикациях вовсе не от тщеславия. Уже тогда, в мае, а потом и в сентябре мы были вправе рассчитывать, что Генеральная прокуратура тщательно проверит факты, которые в изобилии содержали публикации двух газет, убедится в их правдоподобии и положит в основу уголовного дела. 

Ничего подобного: молчала прокуратура, никак не реагировали ни сам Орлов, ни его начальник Рушайло, ни администрация президента, куда комиссия по коррупции Госдумы направила собранные за два года документы о масштабном жульничестве в МВД. 

В сентябре, когда новый министр Борис Грызлов уже изрядно вычистил доставшееся в наследство руководство, множество СМИ принялись дружно писать о том, какими мерзавцами были Орлов и его прихвостни в генеральских лампасах. Тут уж не выдержали депутаты Государственной Думы: все пишут, а толку нет? Не так часто это бывает, но тут случилось: в адрес генерального прокурора РФ Владимира Устинова был направлен парламентский запрос «О проверке фактов, изложенных в публикациях «Новой газеты» и газеты «Московский комсомолец». 

Документ этот широко не известен, а потому стоит его цитировать шире: «В статьях Ю. Щекочихина и А. Хинштейна... приводятся факты, свидетельствующие о безграничном влиянии А. Л. Орлова, бывшего помощника министра внутренних дел Российской Федерации В. Б. Рушайло, на кадровую политику МВД России, органов внутренних дел субъектов Российской Федерации... Авторы названных публикаций приводят множество фактов взяточничества и вымогательства, чинимого А. Л. Орловым как внутри системы МВД России, так и вне ее... Возникает закономерный вопрос: мог ли В. Б. Рушайло, занимавший в то время пост министра внутренних дел Российской Федерации, не знать о действиях своего помощника?

Депутаты Государственной Думы считают, что оставление без внимания публикаций в «Новой газете» и газете «Московский комсомолец», вызвавших большой общественный резонанс, снижает доверие общества к правоохранительным органам, умаляет достоинство тысяч преданных долгу и безупречно исполняющих служебные обязанности сотрудников органов внутренних дел». 

Генпрокуратуре пришлось наконец-то заняться проверкой десятков криминальных эпизодов служебной карьеры заштатного подполковника, за полтора года ставшего генерал-лейтенантом.

29 ноября и. о. генерального прокурора Ю. С. Бирюков подписал ответ на парламентский запрос – в нем 12 страниц, множество фактов. Думается, будет правильно без комментариев и купюр привести мнение автора по тем эпизодам, оценка которых возражений не вызывает, и привести свои аргументы там, где наши взгляды расходятся. 

Начну по порядку. 

«За мной охотятся»

О схватке за Качканарский ГОК «Ванадий» за последние два года читатель, полагаю, наслышан: в итоге баталий с непременным участием ОМОНа генеральный директор Джалол Хайдаров был вышвырнут прочь, а комбинат прибрал к рукам владелец Уральской горно-металлургической компании Искандер Махмудов. 

Сам Хайдаров, появившись в Москве, 5 декабря 2000 года звонит в редакцию журнала «Коммерсант-Власть», просит о встрече и выпаливает с порога: «За мной охотятся!» Читаю сегодня разговор с ним: «Однажды мы поехали в американское кафе Star Light поужинать. Через какое-то время в кафе зашли люди в штатском и стали у посетителей проверять документы. Я сразу своим сказал: «Это за мной». И точно. К нашему столику подошел человек с мобильным телефоном, представился капитаном Денисовым, собрал у нас паспорта и стал перелистывать. Повертев в руках мой паспорт, он отошел в сторону, с кем-то поговорил по сотовому. Затем капитан Денисов подошел ко мне, заявил, что я в розыске, и предложил пройти с ним. Часа полтора они возили меня кругами по Мосфильмовской и предлагали отпустить, если я им дам миллион долларов». 

Хайдаров подробно рассказывает, как сидел в милицейской камере, а затем в Бутырке в одной камере с Гусинским, называет фамилии прокурора и следователя, которые на него давили. Но вот что примечательно: в его обширном рассказе журналистам «Власти» нет ни слова о генерале Орлове. Между тем в документах думской комиссии по коррупции ясность полная: капитан Денисов из ЦРУБОПа арестовывал Хайдарова и подбрасывал ему наркотики по приказу Орлова, ему же докладывал по мобильнику о выполнении задания. Да и налет на Качканарский ГОК состоялся тоже по команде Орлова. 
В тогдашнем молчании Хайдарова нет ничего удивительного: тогда, в июле 2000 года, Орлов был при власти, любая его угроза тут же становилась реальностью: приказал посадить – посадили, велел подсунуть наркотики и слепить уголовное дело – подсунули и слепили. 

Генпрокуратура подтверждает...

В ответе Генеральной прокуратуры сразу обнадеживает официальное заявление: «Сведения о вымогательствах Орлова А. Л. (бывшего советника министра внутренних дел Российской Федерации Рушайло В. Б. ) и его негативном влиянии на кадровую политику МВД России подтверждены некоторыми предпринимателями и бывшими сотрудниками органов внутренних дел. В связи с этим в отношении Орлова и других сотрудников органов внутренних дел возбуждено несколько уголовных дел, и их расследование взято на контроль». 

Теперь конкретно лишь по одному эпизоду: что же на самом деле случилось с уже известным нам Хайдаровым? Цитирую: «В ходе дополнительной проверки, осуществленной Генеральной прокуратурой Российской Федерации, Хайдаров Д. А. заявил о том, что незадолго до его задержания в Москве он встречался с советником министра внутренних дел Орловым А. Л. Поводом для встречи послужили угрозы его жизни со стороны Малевского А., являвшегося партнером Махмудова по бизнесу. На встрече он просил Орлова взять у него заявление и принять меры к пресечению угроз жизни. Однако Орлов отказался принять это заявление, посоветовав «по-хорошему» договориться с Малевским и Махмудовым. Хайдаров также подтвердил, что 12 июля 2000 года во время его пребывания в ОВД «Тропарево-Никулино» к нему подошел сотрудник ЦРУБОП МВД России Денисов И. И., который принимал участие в задержании, передал ему сотовый телефон, сообщив, что с ним хочет говорить Орлов А. Л. В ходе телефонного разговора Орлов предложил сделку – прекращение уголовного преследования взамен безвозмездной передачи Махмудову принадлежащих ему, Хайдарову, акций ГОК «Ванадий». В случае отказа Орлов пообещал ему, что он будет отбывать наказание за хранение наркотиков в Нижнетагильской колонии особого режима, из которой, по его словам, возвращаются немногие. 

Так как отдельные доводы Хайдарова Д. А. нашли подтверждение, Генеральная прокуратура Российской Федерации возбудила в отношении Орлова А. Л. уголовное дело по признакам преступлений, предусмотренных п. «б» ч. 3 ст. 163 (вымогательство в целях получения имущества в крупном размере) и ч. 1 ст. 286 (превышение должностных полномочий) УК РФ».

Проверка Генпрокуратуры подтвердила и еще одно открытие журналистов – генерал-лейтенант милиции «повинен в злоупотреблениях, связанных с выдачей талонов на специальный автотранспорт, выявлена недостача 1158 их бланков». «Превышая свои должностные полномочия, — говорится в ответе, — Орлов давал устные распоряжения сотрудникам органов внутренних дел о предоставлениии ему и иным лицам этих документов». Хочу, чтобы читатель понял, что речь идет вовсе не о мелочах – спецталон делает владельца автомобиля неприкасаемым для ГИБДД, ему позволены вольности, недоступные другим. А потому и платят за подобную индульгенцию шальные деньги — от 5 до 10 тысяч у. е. за штуку. 

Не будем гадать, дарил ли Орлов эти талоны своим прихлебателям или продавал оптом и в розницу – важно то, что за эту аферу Генпрокуратура возбудила в отношении него еще одно уголовное дело по уже знакомой нам статье 286 (превышение должностных полномочий).

А еще что подтверждается? Да вот, последнее – всесильный генерал запретил УБЭП ГУВД Московской области проверять СВХ «Комфортторг», а уже собранные материалы передать в ГТК России. «В дальнейшем оказалось, — сообщает Ю. Бирюков, — что их оригиналы утрачены». Можно не сомневаться, что Орлов и здесь преуспел: следы он умел заметать.

«Не получено», «Не выявлено», «Не подтвердилось»

Было бы наивным полагать, что прокуратура тут же согласится с любой версией, выдвинутой журналистами. Так вот: «Проверка опубликованных сведений о причастности Орлова к увольнению из органов внутренних дел Краева В. К. и Рыжоченкова В. И. не подтвердилась» (так в тексте. — Г.Р.). Таков вывод Ю. Бирюкова. 

Напомню: Краев был начальником ГУВД Свердловской области, Рыжоченков – начальником УВД Смоленской области. Не стану пересказывать все публикации об этих увольнениях, замечу только, что именно генерал Краев активно мешал генералу Орлову прибрать к рукам Качканарский ГОК «Ванадий», добился отстранения от должности его ставленника – начальника Свердловского УБОПа Руденко. Столь же непокорен Орлову был и генерал Рыжоченков. Оба были вынуждены не только подать в отставку, но и уехать подальше – угрозы были нешуточные.

И вот пожалуйста – Орлов тут ни при чем. Рыжоченков всего-навсего приболел и попросился на пенсию, а Краев вообще счастливчик – стал заместителем начальника ГУИН Минюста, перебрался в Москву. 

Значит, в Генпрокуратуре не обратили внимания на то, что именно по команде Орлова начальник Свердловского РУБОПа полковник Руденко со своим СОБРом захватывал Тавдинский гидролизный завод, прибирал к рукам тот же Качканарский ГОК «Ванадий»? Когда генерал Краев, устав от бесчинств своего подчиненного, добился увольнения Руденко, кто бросил ему спасательный круг? Разумеется, Орлов – разве без его вмешательства Руденко мог мечтать о переводе в Москву, о должности заместителя начальника главка уголовного розыска и генеральских погонах? А ведь именно так и произошло – конец карьере Руденко пришел лишь после назначения министром внутренних дел Бориса Грызлова. 

В конце концов, можно было сделать и проще: пригласить генерала Краева в Генпрокуратуру и попросить, чтобы он повторил то, что говорил тому же Хинштейну: «Мне объяснили просто: либо ты увольняешься и уезжаешь из города. Либо остаешься здесь навсегда. В могиле».

Отмели в Генпрокуратуре и утверждения журналистов (публикаций не счесть), что Орлов по просьбе Березовского был инициатором проведения на АвтоВАЗе операции «Циклон». «Информация не подтвердилась», – говорится в ответе Генпрокуратуры. 

А обвинение Орлова в преступном вмешательстве в строительство нефтяного порта (терминала) в г. Приморске Выборгского района Ленинградской области? В том же ответе читаем: «Каких-либо данных, свидетельствующих о неправомерных действиях работников органов внутренних дел, в том числе Орлова А. Л., связанных с установлением криминальными структурами контроля за деятельностью Санкт-Петербургского морского пароходства и строительством нефтяного порта, не поступило».

От кого, товарищи прокуроры и следователи? От подчиненных Орлова? От братков, смотрящих за этим строительством? 

И еще генерал Орлов в глаза не видел бандитов, которые с его благословения хозяйничали в таможенных терминалах «Грит», «Ступино», «Ютланд» (преступная группа в составе Дуюнова, Добрицкого, Грачева, Челнокова, Васильева, Пинчука). «Никто из обвиняемых, — свидетельствует Бирюков, — каких-либо показаний в отношении Орлова не дал». Господь с вами, кто же на пахана замахнется?

Вопросы без ответа

Помните вопрос парламентариев к Устинову: «Мог ли В. Б. Рушайло, занимавший в то время пост министра внутренних дел Российской Федерации, не знать о действиях своего помощника?» Вопрос интересный, не правда ли? Рушайло, как известно, живет в Москве, исправно ходит на службу в Кремль, в Совет безопасности, где значится секретарем, – ужели никому не пришло в голову пригласить его в Генпрокуратуру для беседы и передать вопрос депутатов? Можно было поинтересоваться, почему, едва став в 1998 году заместителем министра, Рушайло распорядился восстановить Орлова в органах внутренних дел? Не потому ли, что знал его еще с 1993 года, когда работал начальником РУБОПа Москвы и тогда же пригласил незаметного майора Орлова к себе в помощники? За какие заслуги? 

Рушайло просто не мог быть в неведении о каждом шаге своего советника – ведь за что-то конкретно он присваивал ему звание за званием: полковника, генерал-майора, генерал-лейтенанта? За что именно? Орден Мужества – за что? А когда министр подписывал подготовленные своим советником приказы об увольнениях десятков офицеров и столь же массовом присвоении высоких званий угодникам, ни разу не дрогнула рука? А раз знал, чем Орлов действительно занимается – шантажом, преследованием неугодных, авантюрами с коммерсантами, — и не одергивал зарвавшегося любимца, какой вывод напрашивается? Лишь один – министр Рушайло своим именем, своей властью делал Орлова неприкасаемым. И если идти до конца, становился его сообщником. 

Вопрос депутатов остался без ответа – в пространном письме Ю. Бирюкова о Рушайло ни слова.

А список из десятка высокопоставленных генералов МВД, любезно приведенный депутатами в парламентском запросе, – он что, ни Устинова, ни Бирюкова не впечатлил? Там же прямо писали: «Назван ряд высоких должностных лиц МВД России, которые участвовали в реализации замыслов Орлова». Кто из них допрошен, какие показания дал, на кого возбуждено уголовное дело? Поди гадай – не отвечают, и все тут. Хоть еще один запрос посылай. 

И спрашивай: если против Орлова возбуждены уголовные дела, какая мера пресечения избрана? Содержание под стражей? Подписка о невыезде? Залог? А коли фигурант беглый, в федеральный и международный розыск его объявили?

От знающих людей мне известно, да и «Новая газета» об этом писала: Орлов месяц—полтора назад был в Москве. Некоторые его звонки по мобильнику спецслужбы перехватили, там есть любопытная фраза: «Если я сяду, то с Рушайло».

Что правда, то правда – дураком Орлова никто не называл.

 

Compromat.Ru ® — зарегистрированный товарный знак. Св. №319929. 18+. info@compromat.ru