Компромат.Ru ®

Читают с 1999 года

Весь сор в одной избе

Библиотека компромата

Оригинал этого материала
© "Новая газета", 26.11.2001, Фото: "Время Новостей"

Зеркало для героя в стране черного пиара

Сергей Уваров

В информационных войнах давно пройден период тщательной маскировки. Выпирают шаблоны, тексты в различных газетах имеют одинаковую тональность и даже одинаковые словосочетания. Остается только менять названия банков и предприятий и имена главных героев, а все остальное идет по накатанным образцам. Такой эталон мы решили продемонстрировать нашим читателям. Вся фактура практически совпадает. Воистину все банкиры осчастливились одинаково. Приятного вам чтения. И не ищите 10 различий в текстах

Михаил Фридман продает банк. Пока только свой

***

Андрей Мельниченко продает банк. Пока только чужой

Андрей Мельниченко

История современного российского бизнеса похожа на историю из старого и весьма забавного голливудского фильма 30-х годов «Стань богатым, Уалингфорд». Мальчишка из бедного квартала, ставший за короткое время мультимиллионером благодаря счастливому стечению обстоятельств, уже тогда, во времена Великой депрессии, стал воплощением знаменитой американской мечты. Воплощением новорусской мечты, как это ни странно, стал обычный торговец валютой на Октябрьской площади в Москве, человек, сумевший, как пишут некоторые СМИ, к 28 годам перессориться с многими крупными предпринимателями и завладевший финансовыми потоками важнейшей государственной отрасли. Речь идет о председателе правления сразу двух крупных банков страны Андрее Мельниченко. 

Тогда, в начале 90-х, мало кто думал, что этот 19-летний парень, открывший обменный пункт, клиентами которого были по большей части «челноки», менявшие рубли на вожделенные доллары, впоследствии станет управлять банком, имеющим прямое соглашение с Федеральной резервной системой США о ввозе в Россию «зеленых бумажек». Сейчас он контролирует финансовые потоки в несколько миллиардов долларов. 

Из всей бурной деятельности по обмену валюты выделяется один факт, заставивший некогда правоохранительные органы сильно призадуматься. В начале 1997 года, как писала тогда одна из центральных газет, в поле зрения Главного управления по незаконному обороту наркотиков МВД России попала некая фирма «Шерхан». Она была учреждена неким гражданином Афганистана. Операций контора не вела, каждый год сдавала в налоговые органы нулевой баланс. Однако это не мешало ее сотрудникам привозить каждый день в офис МДМ-банка крупные суммы наличности. При их задержании сотрудникам правоохранительных органов удалось изъять почти один миллиард рублей. После завершения операции руководство МДМ-банка пожаловалось в Мосгорпрокуратуру на действия правоохранительных органов. Дело дошло до суда и закончилось обвинительным приговором. Однако тот факт, что руководители банка отстаивали интересы фирмы, которая им-то и не принадлежала, наводил на нехорошие размышления. 

Уже, видимо, тогда Андрей Мельниченко мог стремиться всеми силами войти в круг «сильных мира сего». В российской прессе выпускника физического факультета МГУ характеризовали как человека, обладающего смутными представлениями об экономических процессах, но хорошо умеющего считать деньги и прекрасно ориентирующегося в многочисленных «дырах» законодательства по валютно-экспортному контролю. 

К 1998 году МДМ накопил достаточно влияния, чтобы включиться в процесс. Однако грянул финансовый кризис, и наполеоновские планы присоединения к касте олигархов пришлось отложить до лучших времен. Кредитные учреждения лопались как мыльные пузыри. Почил в бозе «СБС-Агро», приказал долго жить «Инкомбанк». И только МДМ оставался на плаву благодаря связям Александра Мамута. 

Час «икс» настал полтора года назад, когда российское банковское сообщество облетела сенсационная новость об объединении МДМ и «Конверсбанка». Молодой, но очень прыткий банкир положил глаз на учреждение, обслуживавшее предприятия, общий оборот которых превышает 3 миллиарда долларов в год. 

Собственно, ничего плохого в этой его идее действительно не было. Тем более что сам МДМ-банк, пользуясь отсутствием серьезных конкурентов на банковском рынке рос как на дрожжах. Не зазорным для себя держать счета в МДМ считали и «Русский алюминий», и многие предприятия черной и цветной металлургии, химической промышленности. И говорят, даже такого монстра, как Сбербанк, начал беспокоить серьезный конкурент в работе с физическими лицами. 

Все было бы хорошо, если бы не одно обстоятельство. Руководство МДМ до сих пор не раскрыло перед общественностью имена всех своих акционеров. Что, согласитесь, несколько странно, учитывая то место, которое занимает это финансово-кредитное учреждение на российском рынке.

Дошло даже до того, что многие СМИ, описывая недавнее убийство лидера измайловской преступной группировки Малевского, свои заметки помещали под недвусмысленными заголовками типа: «Убит истинный хозяин МДМ-банка». Так это или нет, неизвестно. Во всяком случае, банковская пресс-служба не удосужилась разослать в редакции соответствующие официальные опровержения. 

Впрочем, вернемся к истории с «Конверсбанком». Тем более что она не менее поучительна, чем знаменитый американский фильм, о котором мы говорили в самом начале. Но здесь было бы уместнее ее сравнить с другой картиной. Например, с «Отпетыми мошенниками». Читатель, наверное, помнит, как ее герои обманывали других до тех пор, пока не начали обманывать друг друга. В результате остались на бобах.

«Конверсбанк» до последнего времени был одним из наиболее крупных и успешных отраслевых банков. Кроме того, что он обслуживает предприятия Минатома, многие из них являлись его учредителями. При этом все они имеют статус государственных унитарных предприятий. Из чего можно сделать вывод, что и сам «Конверсбанк» был государственным. Ведь принадлежащие унитарным предприятиям активы, включая акции коммерческих фирм, тоже можно записать на счет власти. Между тем получить часть ее собственности можно только путем открытого конкурса. Так гласит закон о приватизации. И никак иначе.

Юридически ситуация с приходом Андрея Мельниченко в «Конверсбанк» оказалась настолько запутанна, что в ней до сих пор пытаются разобраться даже законодатели. И пишут письма во все инстанции. Включая прокуратуру, Центральный банк и другие контролирующие органы. 

Непостижимо, каким образом принадлежавшие государственным предприятиям акции оказались в частных руках. Тех же акционеров, которые отказались передавать акции в МДМ-банк, на общее собрание, где избирался новый совет директоров, попросту не пустили. Андрей Мельниченко стал председателем правления банка, контролирующего потоки стратегической отрасли. Ведь это не просто производство электроэнергии на атомных станциях. Это и экспорт урана, и переработка отработанного ядерного топлива. Наконец, строительство АЭС в других странах. И редко какое государство позволяет себе такую роскошь, как передать функции обслуживания всего подобного хозяйства в частные руки. Даже самые уважаемые и честные. 

Вряд ли история коммерческой деятельности нового русского Уалингфорда закончится именно на «Конверсбанке». Тем более что за время руководства им г-ном Мельниченко финансовые показатели учреждения сильно ухудшились. Более того, чуть ли не с молотка началась распродажа имущества банка. Причем договора купли-продажи подписывал именно Мельниченко. Слава богу, в России сегодня достаточно привлекательных предприятий и банков, владеющих зданиями, компьютерами и прочей собственностью. Чей еще банк распродаст 28-летний «физик»?

 

Compromat.Ru ® — зарегистрированный товарный знак. Св. №319929. 18+. info@compromat.ru