Компромат.Ru ®

Читают с 1999 года

Весь сор в одной избе

Библиотека компромата

© "Коммерсант", 04.10.01

Юстиция приговорила своего экс-министра

Валентин Ковалев получил 9 лет условно

Валентин Ковалев верил, что его не посадят, и в суд приехал без вещей

Вчера Мосгорсуд приговорил бывшего министра юстиции России, экс-президента Фонда общественной защиты прав граждан Валентина Ковалева и его помощника Андрея Максимова к девяти и шести годам лишения свободы условно. Их признали виновными в хищении 1,3 млрд недоминированных рублей и взяточничестве.

Валентин Ковалев, депутат Госдумы созыва 1993 года, член фракции "Коммунисты России", был назначен министром юстиции в январе 1995 года, а в отставку отправлен в июле 1997 года после того, как по телевидению была показана видеозапись о развлечениях человека, похожего на министра юстиции, с девушками в бане. В феврале 1999 года господина Ковалева арестовали. В заключении он провел больше года. Выпустили его только в апреле 2000 года, когда было завершено официальное расследование.

Валентин Ковалев и Андрей Максимов приехали в суд каждый по отдельности. Они давно не разговаривают между собой, так как господин Максимов сотрудничал со следствием и дал изобличающие своего бывшего начальника показания. Видимо, поэтому и вели себя бывшие коллеги по-разному. Валентин Ковалев бодрился и даже пытался шутить, а Андрей Максимов пришел на суд с вещами.

Войдя в зал заседаний, экс-министр первым делом открыл окно и сел рядом на лавку. "Не волнуйтесь, кончать жизнь самоубийством я не собираюсь. Здесь просто душно",– успокоил он собравшихся.

Судебный процесс продолжался девять месяцев, были допрошены сотни свидетелей и экспертов, а текст приговора получился настолько объемным, что судье понадобилось более шести часов, чтобы его зачитать. Все это время зал стоял.

Оба подсудимых были признаны виновными в хищениях путем растраты из Фонда общественной защиты прав граждан и в получении взяток в виде земельных участков, квартир и нескольких десятков тысяч долларов.

Деньги из фонда, как установил суд, воровали довольно традиционным для середины 90-х годов способом. Минюст учредил упомянутый фонд, президентом которого стал Валентин Ковалев, а исполнительным директором – Андрей Максимов. Затем под различными благовидными предлогами, например для оказания помощи заключенным в СИЗО, они начали искать спонсоров. И небезуспешно. За три с половинной года ряд крупнейших компаний (ЛУКОЙЛ, "Русский сахар", Монтажспецбанк и другие) перечислили в фонд в общей сложности 9 млрд неденоминированных рублей. Как установили в следственном комитете МВД, только 11% от суммы было потрачено по назначению. 1,29 млрд были разворованы. Деньги уходили в фиктивные фирмы под договора об информационном, консалтинговом и справочном обслуживании и обналичивались.

Суд также счел доказанным, что Андрей Максимов и ближайшие родственники Валентина Ковалева получили от Московского управления инкассации (МУИ) в качестве взяток квартиры на Авиамоторной улице в Москве и садовые участки в деревне Ларушино Одинцовского района. Все это им было передано в благодарность за содействие в решении ряда финансовых проблем. Дело в том, что одна из швейцарских фирм задолжала МУИ $3,2 млн, и чиновники ходатайствовали перед коллегами из Минюста Швейцарии по поводу ареста мошенника и возвращения долга. Что и было сделано.

Валентин Ковалев и Андрей Максимов получили соответственно девять и шесть лет лишения свободы условно. Напомним, что гособвинитель просил столько же, но реального тюремного срока. По словам судьи, при вынесении приговора он руководствовался обычными для таких случаев смягчающими обстоятельствами: подсудимые являются хронически больными людьми, имеют положительные характеристики и до этого никогда не привлекались к уголовной ответственности. При этом обоим был установлен испытательный срок, составляющий пять и четыре года, во время которого они будут находиться под подпиской о невыезде. Суд также постановил лишить Валентина Ковалева звания заслуженного юриста России и государственного советника юстиции. Описанные у осужденных квартиры, земельные участки и $40 тыс. пойдут в доход государства.

Ни один из участников процесса не стал по горячим следам комментировать его итоги. Прокурор сказал, что он будет думать, опротестовывать приговор или нет. Валентин Ковалев заявил, что это "акт правосудия, и его надо уважать". А Андрей Максимов посетовал, что его лишили последней квартиры и теперь придется искать девушку с жилплощадью.

***

© "МК", 04.10.01, "Грязное белье "банного министра".

Даже памятник матери Ковалев поставил за казенный счет

Олег Фочкин, Юлия Азман

[...] Гром грянул в 1997-м

В июне 1997 г. в газете “Совершенно секретно” вышла статья Ларисы Кислинской “А министр-то голый”. Виктор Черномырдин немедленно отозвал своего подчиненного из зарубежной командировки. 

21 июня Ковалев направил на имя Ельцина заявление, в котором просил временно освободить его от выполнения обязанностей министра юстиции. 25 июня эта просьба была удовлетворена. Ковалев подал иск в суд — о защите своих чести и достоинства. Тверской суд Москвы в иске экс-министру отказал. [...] 

О безбедной старости Валентин Ковалев, похоже, задумался давно. Еще в 1994 г. он организовал фонд “Общественная защита гражданских прав”. 

А 2 февраля 1999 г., уже став “банным министром”, бывший главный юрист страны объявил об учреждении общероссийского движения “Гражданская солидарность”. На следующий день Ковалева арестовали.

Выяснилось, что еще в 1996 г. некий Лискин, находившийся в федеральном розыске, обратился к помощнику министра с просьбой о зачислении его в кадры Минюста. Помощник честно передал просьбу Валентину Ковалеву. А Лискин подкрепил ее 40 тысячами долларов, которые министр тут же разместил на своих счетах в коммерческом банке. Якобы взамен Лискину было выдано удостоверение советника министра юстиции. 

И все бы ничего, но в элитном подмосковном поселке Суханово Валентин Ковалев приобрел поместье рыночной стоимостью в 600 тыс. долл. А на 33 его личных счетах в Монтажспецбанке, принадлежавшем Аркадию Ангелевичу (еще одна яркая фигура), было обнаружено 255 тыс. долл. неизвестного происхождения. Еще 160 тыс. таких же “сомнительных” долларов нашлись в Рато-банке.

По словам следователей, Ковалев так активно мешал расследованию: давил на свидетелей, после чего те отказывались от своих первоначальных показаний, — что они вынуждены были его арестовать. 

Тюремные страдания

Так бывший министр оказался в Бутырке. Не в общей камере на 60 человек! Как тогда писали — в камере “гостиничного типа” (для VIP-зэков — с телевизором, холодильником и даже с ковровой дорожкой на полу). Тем не менее возмущенный Ковалев тут же объявил голодовку и отказался отвечать на вопросы следователей. И добился-таки своего — буквально через несколько дней его перевели в другой изолятор, в “Матросскую Тишину”. Опять же “эксклюзивно” — в 4-й “красный” корпус (специзолятор МВД), где и публика посолиднее, и воздуха побольше. Рассказывают, когда один из сокамерников Ковалева, бывший ответственный работник МВД, намекнул экс-министру, что настала его очередь драить полы и унитаз, Ковалев устроил дикий скандал и полез в драку. Но сокамерники быстро его укоротили.

Неожиданно на свет всплыл личный дневник Ковалева. Одна из приближенных к нему дам заявила, что последний вел его с молодых лет. Туда он в подробностях заносил все свои любовные похождения — числом более 50. Своих подруг новоявленный Казанова оценивал по 5-балльной шкале...

В тюрьмах Валентин Ковалев просидел 1 год и 2 месяца — с февраля 1999 по апрель 2000 г. — откуда регулярно слал разоблачительные письма. За время следствия по его делу произошло много событий. В частности, успели решить судьбу бывшего председателя совета директоров Монтажспецбанка Аркадия Ангелевича, с “банной” кассеты которого, собственно, и началась вся эта громкая история. Ангелевича признали мошенником, но амнистировали. Сам экс-министр направлял в Генпрокуратуру некие материалы, касающиеся высоких российских должностных лиц: документы по уголовным делам, возбужденным в связи с финансовым кризисом 17 августа 1998 г., с “черным вторником” 1994 г. ... Нашли ли они подтверждение, неизвестно.

4 апреля 2000 г. Ковалева наконец выпустили из “Матросской Тишины” — ровно в полночь. По личному указанию начальника тюрьмы. Дело в том, что следователь МВД, ведущий дело, так и не доставил в СИЗО постановление об освобождении. 

“Все только начинается”

Покидая СИЗО, Валентин Ковалев немедленно заявил журналистам, что виновен не он, а совсем другие — “те, кого я преследовал как председатель межведомственной комиссии Совета безопасности по борьбе с коррупцией и организованной преступностью”. “Все только начинается”, — таинственно пообещал он. А на вопрос, что собирается делать дальше, ответил: “Сначала — купить цветы жене и дочери, а уж потом — выступить на пресс-конференции”. 

25 июля 2000 г. Следственный комитет при МВД РФ завершил расследование этого громкого дела. Ковалеву предъявили обвинение в хищении имущества в крупных размерах в составе организованной группы (ст. 160 ч. 3), неоднократном получении взяток (ст. 290 ч. 4) и незаконном хранении оружия и боеприпасов (ст. 222 ч. 1).

Вместе с Ковалевым по обвинению в растрате средств фонда по делу проходили его помощник Максимов и гендиректор фонда Кучина. Однако дело в отношении Кучиной прекратили по амнистии. Таким образом, до скамьи подсудимых дошли двое: Ковалев и Максимов.

Процесс в Мосгорсуде долго откладывали. И шел он со всякими неожиданностями. Например, дочь Ковалева Анастасия вдруг заявила, что в ходе предварительного следствия ее склоняли к самоубийству. Дескать, во время обыска у них дома один из оперативников оставил ей скоростной карабин отца и два патрона к нему, сказав: “Это для вас”...

Прокурор потребовал дать Ковалеву 9 лет лишения свободы, Максимову — 6. 

Оглашение приговора

[...] Несколько часов председательствующий на процессе судья Юрий Пасюнин, крепко сжимая увесистую пачку бумажных листов, перечислял все способы, которыми Валентин Ковалев “изымал” деньги из фонда на личные нужды. Размах хищений поражал воображение. В “черный список” злодеяний экс-министра вошли и многочисленные подставные фирмы, и неоприходованные счета, и липовые платежки вкупе с вымышленными директорами, поддельными подписями и печатями. 

Ковалеву припомнили все — даже злосчастную командировку в Иран, которую он оформил дважды: и по линии Минюста, и по линии фонда. И командировочные, между прочим, получил дважды, причем в фонде сказал, что все отчетные документы (на 20 млн. руб.!) потерял.

На средства фонда посетили сказочную страну Швейцарию жена и дочь Ковалева. [...]  Памятник на могиле матери Валентин Алексеевич тоже установил за казенный (фонда) счет[...] 

 

Compromat.Ru ® — зарегистрированный товарный знак. Св. №319929. 18+. info@compromat.ru