Компромат.Ru ®

Читают с 1999 года

Весь сор в одной избе

Библиотека компромата

17.08.2001

Воры в белых воротничках

Любящие порассуждать о несправедливом распределении средств между Москвой и регионами руководители Свердловской области обналичили  и украли 2 миллиарда бюджетных денег

Степан Рассказов

К прихожанам обращается Председатель Правительства  Свердловской области 
А.П. Воробьев.
Фото с сайта "Православной газеты"

1. Как это было

Схема (публикуется для понимающих).

Основные действующие лица и исполнители:

· председатель правительства Свердловской области А. П. Воробьев,
· управляющий делами губернатора Свердловской области С. В. Туруновский,
· сотрудник московского представительства губернатора Свердловской области С.А. Капчук,
· заместитель начальника Свердловской железной дороги П. Г. Короткевич,
· общество с ограниченной ответственностью «Лемингон», одно из 103-х российских ООО, зарегистрированных на один утерянный паспорт.

Шаг первый: Подготовка легенды

 6 февраля 1997 года молодой сотрудник московского представительства губернатора Свердловской области при Президенте РФ, проявив недюжинную расторопность в решении собственной жилищной проблемы, добивается у главы областного правительства подписания договора между правительством области и Свердловской железной дорогой о погашении областных налоговых платежей транспортного ведомства натуральным покрытием в виде трехкомнатной квартиры в столице с отделкой и мебелью.

Шаг второй: Прикрытие

20 февраля 1997 года председатель правительства области издает распоряжение о замене платежей СвЖД в областной бюджет недвижимым имуществом на сумму 2 миллиарда рублей (333 000 долларов США). 

Шаг третий: Выбор «Конторы»

25 февраля 1997 года в обеспечение упомянутого договора управляющий делами губернатора официальным письмом обращается к СвЖД с просьбой оплатить счет за трехкомнатную квартиру в Москве по предлагаемым реквизитам. Счет выставляется от третьей фирмы с реквизитами банка, зарегистрированного в Риге. 

Шаг четвертый: Отправка денег

Заместитель начальника Свердловской железной дороги подписывает поручение расчетно-вексельному центру СвЖД оплатить указанный счет. 28 февраля и 19 марта 1997 года СвЖД отправляет 2 000 000 000рублей по указанному адресу.

Шаг пятый: Подстава

Деньги со счета третьей фирмы обналичиваются. Спустя три года правительство области отказывает СвЖД в замене налоговых платежей, так как имущества в виде квартиры по договору до сих пор не поступило.

Шаг шестой: Возмещение за счет бюджета

19 января 2001 года СвЖД обращается в суд с иском к правительству о взыскании средств, выплаченных железнодорожниками на третью фирму в соответствии с распоряжением председателя правительства и по письму управляющего делами губернатора. 26 марта суд удовлетворяет иск и предписывает взыскать соответствующие средства в пользу СвЖД из казны Свердловской области.

Итог: Все довольны, никто никому не должен

2. Жадные люди.

Подробная история (публикуется для любителей криминального чтива).

Если принимать во внимание, что в 1997 году только ленивый не зарабатывал на бюджетных зачетах, то первоначальный план персонажей этой, на первый взгляд, обыкновенной истории по уводу государственных средств из бюджета Свердловской области выглядел вполне разумно и даже где-то безупречно. Существовавший в то время общепринятый процент стоимости беспроблемного бюджетного зачета составлял около половины от проводимой на бумаге суммы. Всего проблем-то – найти нужного должника, договориться с властями, да обеспечить достойный «откат» руководству предприятия-плательщика! Здесь главное звено – ЧИНОВНИК. Чем более высокопоставленный, тем лучше.

Молодым уральским коммерсантам братьям Сергею и Косте Капчукам с этим повезло. Устроившись на престижную должность в московском представительстве губернатора, Сергей сумел настолько близко сойтись со свердловским председателем правительства Воробьевым, что общался с ним чуть ли не на правах любимого сына. Воробьев в то время часто наведывался в столицу по служебным делам. Это было время, когда в Германии нахдилась на излечении тяжело и, как утверждали врачи, безнадежно больная дочь. Помогая отчаявшемуся премьеру заглушить горе задушевными застольями, молодой Капчук буквально покорил сердце Воробьева. При этом надо понимать, что Воробьев и тогда был, и по сей день остается не просто главой правительства крупнейшего промышленного региона, а одним из главных идеологов нашумевшей Уральской республики, человеком с почти безграничными возможностями на территории Свердловской области. 

Не «пробить» у Воробьева зачет на сотню-другую тысяч баксов, для Капчуков означало упустить из рук натуральную золотую жилу. В то время Капчук даже не особо скрывал, как близко он подобрался к «главному областному карману». «Я что, зря столько водки с Петровичем выпил? Чуть на стакан не сел, здоровья последнего не лишился! Уж на квартирку-то в столице точно право имею…» -- именно так неоднократно бравировал начинающий чиновник перед своими менее успешными на молодежных тусовках в Москве и Свердловске. 

Вскоре подвернулся и реальный случай. Актерски разыгранное перед шефом печальное нытье Капчука о тяготах московской жизни без «своей крыши над головой» однажды сработало в точку: Капчук-таки протолкнул на подпись премьеру нехитрую схемку приобретения московской недвижимости за счет долгов Свердловской железной дороги по налогу на имущество. Как верно рассчитал Капчук, за «сердечное» сострадание в дни московских отчаяний свердловский патрон отблагодарил молодого клерка щедро, по-царски, разрешив зачет на кругленькую сумму в 2 000 000 000 рублей. Связи «на железке» безупречно обеспечил родной брат-близнец Костя, по мелочи шустривший вокруг торговых сделок СвЖД. Вскоре на столе у премьера оказались и были подписаны договор о зачете налогов дороги в обмен на квартиру в Москве. 

Оставался пустяковый набор классических операций: перевести деньги со счетов СвЖД, обналичить, «откатить» всем участникам их долю, купить нужную квартиру, затем с помощью того же Воробьева «зачесть» ее в счет двух миллиардов, а оставшуюся часть средств спокойно положить в карман. Поднаторевший в бюрократических «понятиях» Капчук тонко рассчитал, что если обеспечить нужный поток документов от главы правительства, то, скажем, с управляющим делами губернатора Туруновским, можно и не делиться: «от Воробьева и без денег подпишет, куда он денется!». Вскоре на стол Туруновского Капчук, придя от премьера, вместе с договором о зачете с СвЖД и распоряжением Воробьева о замене платежей в сумме 2 000 000 000 рублей приложил еще одну интересную бумагу: письмо самого Туруновского к руководству СвЖД с просьбой на основаниях существующего договора оплатить 2 млрд. рублей по прилагаемому счету ООО «Лименгон» -- «за квартиру в Москве». Разумеется, в бумаге не доставало только одного – росписи Туруновского. «Вот, Сергей Викторович, Алексей Петрович разрешил,» -- радостно и простодушно заглядывая в глаза управделами выдохнул тогда любимчик премьера. Доподлинно неизвестно, уточнял ли Туруновский у самого Воробьева, что именно он разрешил, но бумагу он подписал. Знал ли Туруновский, что на утерянный каким-то бедолагой паспорт, на который зарегистрирована эта фирма, оформлено в Москве еще 102(!) таких же ООО? Или не хотел знать? Предполагает ли высокая бюджетная должность Сергея Викторовича настораживаться, когда в счете конечным адресатом указывается малоизвестный балтийский банк, находящийся в соседней республике? Или это в порядке вещей в независимом Свердловском Королевстве, и достаточно одной лишь устной ссылки на волю главного царедворца, чтобы отправить треть миллиона долларов народных денег в неизвестном направлении? Здесь надо обязательно уточнить: по договору, на который сослался Туруновский в подготовленном Капчуком письме, СвЖД была обязана передать квартиру, а не перечислять деньги куда бы то ни было. А этим письмом Туруновский с подачи Капчука просто-напросто изменил условия договора. И железнодорожные боссы с этим изменением согласились.

Срослось!!! Уже через три дня, выполняя официальную (!) просьбу губернаторского управделами, СвЖД «перегнала» неизвестному «Лемингону» 1,5 миллиарда, а еще через три недели – оставшиеся 500 миллионов. 

И вот тут начинается самое интересное. То, что вся операция «по отмыву» -- с момента подписания договора в кабинете Воробьева и до обналички – произошла как по маслу, меньше, чем за месяц, вскружило братьям голову. Получив на руки первые в своей жизни 330 тысяч долларов, Капчуки пожадничали, что в дальнейшем обрушило всю финансовую комбинацию. Почти за 70 тысяч долларов Костя тут же покупает себе шестисотый «мерс». Не отстает и подающий надежды чиновничий фаворит Сережа: за тридцать с лишним тысяч «зеленых» он приобретает изящный спортивный «Мицубиси-Эклипс» цвета «феррари». О чем, кстати, вскорости ему приходится объясняться с налоговой инспекцией. Справедливости ради стоит, однако, заметить: у Капчука-клерка хватило ума быстро переоформить авто на водителя московского представительства губернатора. (К слову, этот знаменитый автомобиль нынче вообще колесит по дорогам Минска – управляемый любовницей теперь уже депутата и руководителя бюджетно-промышленного комитета Свердловского Законодательного Собрания Сергея Капчука.)

Здесь самое время задать вопрос: а как же квартира-то? Что, в конечном счете, представили в свердловский бюджет в зачет двух налоговых миллиардов СвЖД? А квартиру братья действительно передали правительству, правда, почему-то по договору купли продажи, предварительно оформив имущество на жену Сергея Надежду Капчук. И эта комбинация только на первый взгляд кажется нелогичной. На самом деле логика все та же: однажды взяв из бюджета, почему не попробовать еще раз? Тут Капчуки рассуждали так: а почему бы, собственно, бюджету не заплатить за квартиру повторно? То есть ради чего все начиналось? Ради жилья для молодого специалиста. А раз так, то зачем эту квартиру вообще отдавать на баланс правительства?

Следите за сюжетом: а вот на этом этапе управделами губернатора почему-то искренне возмутился! И даже применил все свое влияние, чтобы заставить-таки Сергея Капчука передать купленную квартиру в собственность правительства. Квартиру передают, и на долгих два года в теме наступает полнейшая тишина. Не смотря на то, что по документам, продав квартиру, жена Капчука так и не получает от правительства ни копейки, имущество просто ставится на баланс этого ведомства. Оно и правильно: Туруновский с Воробьевым все еще считают ее «зачетной» – попутно размышляя, как все же «натянуть» на стоимость 80-ти квадратной трехкомнатной квартиры сумму, которая когда-то была тремястами тридцатью тысячами долларов (2 миллиарда рублей по курсу 1997 года)? Ведь потратив обналиченные деньги, Капчук купил жилье всего за 75 тысяч долларов – как говорится, на оставшиеся.

За два «тихих» года в области многое меняется. Не смотря ни на что продолжая оказывать молодому клерку публичные знаки поддержки, премьер делает Капчука сначала управляющим Серовского металлургического завода, а затем двигает в депутаты и, лично беседуя с разными депутатами, лоббирует избрание теперь уже плотно зависящего от него юного политика главой бюджетного комитета верхней палаты парламента. А куда ж его еще, как не на бюджетные вопросы???

Таким образом история завершилась так, как и должна была завершиться. 15 апреля 1999 года юрист правительства Ванин, действующий по доверенности главы правительства Воробьева, заключает с женой премьерского фаворита соглашение о расторжении (!) договора купли-продажи пресловутой московской квартиры, и купленная на обналиченные деньги бюджетного зачета недвижимость тихо возвращается в руки Капчуков. И кто знает, когда бы о ней еще вспомнили, если бы не одно «но»: чтобы должным образом оформить право собственности, еще необходимо было снять квартиру с баланса правительства, а без визы Туруновского сделать это было практически невозможно. 

К чести управляющего делами, в этой ситуации он отказался признавать соглашение о расторжении сделки по продаже квартиры. Но ободряемый премьером Капчук настойчиво гнул свою линию. И в результате дело дошло до суда. 1 марта 2000 года решением Верх-Исетского суда Капчук окончательно отчуждает квартиру в свою пользу. Владельцем 80-ти «квадратов» по улице Оршанская, дом 9, строение 1 в городе Москве и поныне числится отец депутата Капчука.

Вот так, из-за жадности одного премьерского фаворита, управделами Туруновский был лишен возможности хоть как-то закрыть и без того весьма «кривой» бюджетный зачет. Впрочем, думал Туруновский всего две недели. Видимо, не имея возможности воздействовать на главного покровителя обнаглевшего вконец Капчука и видя, что спустя три года после подписания известного договора с СвЖД, на балансе правительства в итоге нет не только 2-х миллиардов налогов, но и недвижимого имущества в виде хоть какой-то квартиры, управделами принимает мудрое решение заставить самих железнодорожников искать злополучную квартиру. Официальным письмом 13 марта 2000 года Туруновский уведомляет СвЖД о том, что зачет налогов не может быть проведен по причине неисполнения договора в части передачи имущества на баланс правительства. Из того, что это письмо Туруновский подписал практически сразу после отчуждения квартиры в пользу Капчука, явно следует, что управляющий делами действительно считал эту квартиру той самой квартирой, которую он с подачи Капчука и Воробьева просил железнодорожников оплатить три года назад по счету ООО «Лименгон».

Железная дорога, на которой, кстати, отчасти сменилось руководство, естественно подала в суд и также естественно его выиграла. Арбитражный суд области решил: взыскать деньги по злополучному договору трехгодичной давности из казны области. То есть из кармана налогоплательщиков.

Вот на этом действительно можно было бы поставить точку. Но для пущей наглядности все же поясним: премьер Воробьев лично пытался оспорить решение суда, и оба раза безуспешно – сначала сам в порядке апелляционной жалобы, а затем с помощью штатного юриста в порядке кассации. Во время разбирательства по апелляционной жалобе премьера, когда юрист правительства Ванин выразил неподдельное возмущение отказом суда признать правительство невиновным, судья спросил его: «Не хотите ли Вы чтобы мы передали материалы данного дела в прокуратуру?» Угадайте, что ответил юрист, участвовавший в разбирательстве по доверенности председателя правительства?..

3. Необходимое послесловие.

Чисто философские мысли (для тех, у кого полномочия).

Эксперты по Свердловской области все чаще называют нынешнего председателя областного правительства Алексея Петровича Воробьева наиболее реальным претендентом на пост губернатора этого промышленного региона-донора федерального бюджета. Примечательно, что и уральские СМИ вовсю пестрят сообщениями о намерениях Воробьева сменить известного всем губернатора Росселя в случае, если тому все-таки будет отказано в возможности баллотироваться на третий срок. В качестве политического ресурса для амбициозного премьера называют недавно созданное общественно-политическое движение «Сегодня», которое создал и возглавил молодой, но уже достаточно известный депутат Сергей Капчук. Поговаривают, что вопрос о финансировании грядущей избирательной кампании практически решен – на реального претендента уже готова поставить одна из крупнейших на Урале металлургических промышленных групп. 

4. Документы

Приложение (для коллекционеров)

Документы упакованы в двух файлах: docs1.zip (754 КБ) и docs2.zip (976 КБ)

1997 год

6 февраля – договор между Правительством Свердловской области и ГП СВЖД МПС РФ о проведении зачета по налогу на имущество перед областным бюджетом.

20 февраля – Распоряжение Правительства Свердловской области (Воробьев) о замене платежей № 105-рп.

25 февраля – письмо в адрес зам. начальника СВЖД Короткевича П.Г. от Управляющего делами Губернатора и Правительства Свердловской области Туруновского С.В. с просьбой оплатить счет-фактуру №4402 от 25.02.97.

27 февраля – требование Директору ООО «Расчетно-кассовый центр СВЖД» Есаулкову А.А. об оплате выставленного счета-фактуры от 25.02.97 на сумму 2 000 000 000 рублей от зам. начальника СВЖД Короткевича П.Г.

28 февраля – платежное поручение на сумму 1 500 000 000 рублей, плательщик - ООО «Расчетно-кассовый центр СВЖД», получатель -ООО «Лименгон» (в соответствии с требованием от 27.02.97).

19 марта – платежное поручение на сумму 500 000 000 рублей, плательщик - ООО «Расчетно-кассовый центр СВЖД», получатель -ООО «Лименгон».

15 апреля – договор купли-продажи квартиры по адресу: г. Москва, ул. Оршанская, 9-223. Продавец – Карпов Р.П., покупатель – Карпова Н.И. Стоимость по договору – 516 600 000 рублей.

27 июня - договор купли-продажи квартиры по адресу: г. Москва, ул. Оршанская, 9-223. Продавец – Карпова Н.И., покупатель – Правительство свердловской области. Стоимость по договору – 266 749 406 рублей.

1999 год

15 апреля – соглашение между Капчук Н.И. (Карпова Н.И.) и Правительством Свердловской области о расторжении договора купли-продажи от 27.06.1997 и возврате права собственности на квартиру Капчук Н.И.

2000 год

12 января – претензия Капчук Н.И. в адрес Правительства Свердловской области с требованием об оплате 266 749 406 рублей за квартиру, проданную 27.06.97 или о расторжении указанного договора купли-продажи.

8 февраля – ответ на претензию Капчук Н.И. от 12.01.2000 (подписан Туруновским С.В.). В удовлетворении требований Капчук Н.И. о выплате 266 749 406 рублей и расторжении договора купли-продажи квартиры отказано.

1 марта – Решением В-Исетского районного суда г.Екатеринбурга по иску Капчук Н.И. к Правительству Свердловской области договор купли-продажи квартиры от 27.06.97 расторгнут.

13 марта – Туруновский (письмо-уведомление об отказе в замене налоговых платежей СВЖД)

26 июня – Определением В-Исетского районного суда г.Екатеринбурга разъяснено Решение суда от 01.03.2000 о моменте перехода права собственности на квартиру к Капчук Н.И. после вступления в законную силу Решения суда от 01.03.2000.

23 августа – регистрация права собственности на квартиру на имя Капчук Н.И.

2001 год

19 января – исковое заявление в Арбитражный суд Свердловской области. Истец - ГП СВЖД МПС РФ, ответчик – Правительство Свердловской области о возмещении убытков в сумме 2 000 000 рублей.

26 марта – Решение Арбитражного суда Свердловской области об удовлетворении исковых требований ГП СВЖД МПС РФ к Правительству Свердловской области.

26 апреля – аппеляционная жалоба Правительства Свердловской области на Решение Арбитражного суда Свердловской области от 26 марта 2001.

10 мая – регистрация права собственности на квартиру на имя Капчука А.Н.

24 мая – Постановление Арбитражного суда об отказе в удовлетворении аппеляционной жалобы Правительства Свердловской области на Решение Арбитражного суда Свердловской области от 26 марта 2001.
3 июля – кассационная жалоба Правительства Свердловской области на Решение Арбитражного суда Свердловской области от 26 марта 2001.

3 июля - Определение Арбитражного суда об отказе в удовлетворении кассационной жалобы Правительства Свердловской области на Решение Арбитражного суда Свердловской области от 26 марта 2001.

 
Другие материалы раздела:
Воры в белых воротничках
Открытое письмо Капчука
Капчуки "сдают" Воробьева
Следствие по "гей-скандалу"

Знаком '+' отмечены подразделы,
а '=>' - ссылки между разделами.


Compromat.Ru ® — зарегистрированный товарный знак. Св. №319929. 18+. info@compromat.ru