Компромат.Ru ®

Читают с 1999 года

Весь сор в одной избе

Библиотека компромата

Оригинал этого материала
© "Итоги", 27.06.2001

Секретные материалы общего пользования

Торговля конфиденциальной информацией приобрела в России невиданный размах. И теперь любой из нас может оказаться под колпаком у партнера по бизнесу или у соседа по лестничной клетке

Александр Захаров, Степан Кривошеев

Для них все люди и организации делятся на тех, кого можно "пробить" и кого "пробить" нельзя. Денно и нощно они корпят за компьютерами или встречаются с коллегами и заказчиками. Они не жалуют людей с фамилиями Иванов-Петров-Сидоров, зато симпатизируют обладателям редких фамилий. Речь идет о так называемых "черных аналитиках", владеющих огромными массивами конфиденциальной информации, содержащей сведения на всех и каждого. Эти люди запросто узнают государственные тайны и торгуют всем этим направо-налево...

Досье бизнесмена Иванова

Сегодня любой москвич, которому не жалко полутора тысяч долларов, может стать владельцем пакета баз данных, содержащих сведения на всех юридических и физических лиц. Можно поступить иначе - обратиться к аналитикам или в специальную фирму, которая по сходной цене подготовит вам досье на любого интересующего вас человека.

Корреспондентам "Итогов" удалось встретиться с одним из "черных аналитиков", подвизающимся на московском информрынке. Естественно, что тайны своего ремесла он согласился раскрыть только на условиях анонимности.

- Цена досье может варьироваться исключительно из-за фамилии фигуранта: данные на людей с редкой фамилией идут по одной цене. Ивановы, Орловы или Кузнецовы, потому как их больше, стоят подороже. Немалое значение имеет также социальный статус человека, на которого вы хотите собрать досье: узнать все про бизнесмена или милиционера стоит гораздо больших денег, чем выведать всю подноготную, к примеру, врача районной больницы.

В большинстве случаев аналитиков-информационщиков не интересует, каковы цели заказчика. Главный критерий - у обратившегося за услугой должны быть рекомендации и деньги.

- Понимаете, - говорит наш собеседник, - даже если к нам обращается киллер или рэкетир, он же придет с совершенно другими документами и даже письмом от какой-нибудь фирмы, которая, например, разыскивает скрывшегося должника. К тому же абсолютно точно известно, что если я ему откажу, то с удовольствием согласится выполнить эту работу мой конкурент.

В настоящее время в столице полуподпольно действует не более двух десятков фирм, профессионально занимающихся "проверкой личности, кредитоспособности и добросовестности клиентов". А вот сказать точно, сколько человек имеют базы данных в личном пользовании, не сможет никто - их несколько десятков тысяч.

Все ушли на "базу"

Этот бизнес возник в Москве в 1994 году. Именно тогда госучреждения начали переводить свои бумажные картотеки на компьютерную основу. Тут же эти базы данных, практически ничем не защищенные от постороннего вмешательства, стали объектом торговли. К 1997 году рынок баз данных окончательно сформировался и стабилизировался. Сегодня пакет рабочего инструмента для московского аналитика-информационщика - это десяток баз данных общей стоимостью около 15 тысяч долларов. Ежемесячные затраты на обновление картотеки составляют примерно 2-3 тысячи долларов. Своего пика этот бизнес достиг к концу 1999 года, когда профессионалы получили техническую возможность "вычислять" практически любого человека, буквально не вставая со стула.

До начала 2000 года на этом рынке практически не было посторонних - непрофессионалов отпугивала высокая цена информационного продукта. Костяк информационщиков составляли преимущественно бывшие сотрудники спецслужб, близко знакомые друг с другом и трепетно относящиеся к конфиденциальности своего дела.

Количество копий различных баз данных сейчас, как мы уже сказали, не поддается подсчету, а программное обеспечение позволило работать с ними не только профессионалам, но и любителям, никогда не имевшим дела с такого рода информацией. В результате базы данных стали продаваться всем желающим: клиентов начали искать везде, начиная с пользователей Интернета и заканчивая открытой продажей компакт-дисков с базами данных на радиорынках и уличных развалах. Небывалому развитию этого бизнеса способствуют невысокая себестоимость продукта, постоянный спрос и отсутствие законодательной базы, препятствующей распространению конфиденциальной информации. Сегодня любой человек с улицы может приобрести полный комплект баз данных и за пару дней научиться им в совершенстве владеть.

Не заводите записных книжек

Не станем перегружать читателя подробным списком всех существующих на рынке баз данных. Дадим слово профессионалу в этой области, которого корреспонденты "Итогов" попросили рассказать о справочниках, пользующихся наибольшим спросом.

- Сегодня на рынке представлены базы данных практически всех государственных органов, регистрирующих информацию о личностях или предприятиях и коммерческих структурах.

- Какие из них наиболее популярны?

- Первоочередным спросом пользуются электронные справочники МГТС, куда с некоторых пор включена информация о владельцах не только городских, но и сотовых телефонов. На втором месте по популярности - база данных Московской регистрационной палаты с паспортными и адресными данными учредителей фирм. За ней идет база данных ГИБДД, где можно почерпнуть наиполнейшие сведения об автовладельце и принадлежащих ему транспортных средствах. Небезынтересна покупателям и база данных Департамента муниципального жилья с информацией о всех собственниках московских квартир.

- И вот по этим базам можно узнать что угодно и о ком угодно?

- Верно. Недосягаемых людей практически нет. Вы знаете, многие граждане в целях безопасности стараются не регистрировать на свое имя машины, квартиры и другую собственность, а за то, чтобы закрыть на себя данные в ЦАБе (Центральное адресное бюро ГУВД Москвы), платят кучу денег. Однако это всего лишь иллюзия безопасности - да, действительно, при запросе в ЦАБ выдается ответ, что данные на такого-то человека и его семью закрыты. Зато такого конспиратора можно легко обнаружить в базе Фонда обязательного медицинского страхования, где собраны данные о получателях полисов, или в базе данных УВИР, где содержатся сведения о владельцах загранпаспортов.

- А новинки какие-нибудь появляются на рынке?

- Недавно в наше распоряжение попала база данных "Водительские права", в которой упомянуты все без исключения владельцы водительских удостоверений с их домашними адресами и даже допущенными ими нарушениями Правил дорожного движения.

- А что-нибудь специфичное, скажем так, не для широких масс?

- Есть и такие. Например, базы данных Госкомстата и налоговой полиции. Или более специализированный продукт - база данных по банкам. Она содержит в себе всю финансовую отчетность кредитного учреждения, сведения об основных заемщиках с их адресами и банковскими реквизитами, а также отражает реальную работу с банками-корреспондентами. Кому-то интересны криминальные базы данных. Это сведения о лицах, находящихся в федеральном розыске, а также информационные массивы РУБОП с информацией о лидерах и членах преступных группировок, сводки ГУВД о преступлениях на территории Москвы и области. Весьма популярны также и списки утерянных и похищенных паспортов, пропавшего оружия и база данных угнанного автотранспорта. Популярностью пользуется и база данных Управления лицензионно-разрешительной работы столичного ГУВД, в которой значится, кто, когда и какое оружие купил. Кроме того, при желании можно приобрести базу данных, содержащую информацию из записных книжек задержанных или убитых гангстеров. Уже несколько лет оперативные подразделения прилежно заносят данные изъятых у своих подопечных при различных обстоятельствах записных книжек в компьютер. При помощи этой базы данных, введя лишь номер телефона проверяемого человека, можно выяснить, есть ли у него знакомые в криминальной среде.

- Какая из имеющихся сейчас баз самая дорогостоящая?

- Однозначно - база данных таможни. К тому же это и самый опасный для продавца продукт. Дело в том, что информацию, содержащуюся в таможенных декларациях, во многих случаях можно отнести к гостайне. Например, сведения о перемещении через границу России ракет, танков или урана. Да вот, посмотрите сами...

Корреспонденты "Итогов" (не корысти ради, а токмо волею пославшего нас главного редактора) заглянули в таможенную базу данных, где нашим глазам предстали сугубо секретные сведения о партиях отправленных за рубеж зенитно-ракетных комплексов, раствора плутония, автоматов Калашникова... Кстати, отметим, что, по нашим данным, владельцев и продавцов таможенной базы данных уже задерживали сотрудники ФСБ, однако до суда такие дела пока не доходили.

Заинтересованные, начинаем наглеть:

- А можно узнать что-нибудь о высокопоставленных российских политиках?

- Да, без проблем! Минуточку... Пальцы нашего собеседника привычно забегали по клавиатуре. Ну вот, к примеру, Зюганов Геннадий Андреевич... Система послушно выдала справку, где фигурировали паспортные данные вождя КПРФ, его адрес "по прописке", домашние телефоны и данные БТИ.

- А госчиновники?

- Кем интересуетесь? Есть Чубайс, есть Греф, есть губернаторы, есть министры...

- Кто и зачем покупает этот сомнительный товар?

- Подобный программный продукт востребован в первую очередь бизнесменами и политиками. Во вторую - криминалом, начиная от мошенников и заканчивая киллерами. Бизнесменам и политикам подобная информация помогает при оценке рисков и дает преимущество в переговорах - гораздо проще разговаривать с человеком, про которого все знаешь. Базы данных таможни неоценимы при проведении маркетинговых исследований в области внешнеэкономической деятельности.

Со своей уже стороны добавим, что преступники приобретают базы данных для отбора потенциальных жертв. Известны случаи, когда рэкетиры в ответ на заверения бизнесмена о том, что он "год работает в убыток", предъявляли ему компьютерные распечатки, в которых значилось, какой недвижимостью владеет бизнесмен, сколько у него (или у его родственников) автомобилей и даже когда он последний раз выезжал на отдых за границу.

Вообще примеров криминального использования подобной информации более чем достаточно: несколько месяцев назад сотрудниками МУРа была обезврежена банда автоугонщиков, состоящая из бывших и действующих сотрудников ГИБДД. Они, прежде чем совершить нападение на водителя престижной иномарки, "пробивали" ее по базе ГИБДД, чтобы узнать, кому она принадлежит, какого года выпуска и в каком отделении ГИБДД стоит на учете.

К секретам почтения нету

Интересно, что силовые структуры также частенько пользуются продуктами черного рынка баз данных. Как нам объяснил один из сыщиков столичного уголовного розыска, если идти легальным путем, то с момента подачи официального запроса в Регистрационную палату или Департамент муниципального жилья, преступники уже десять раз успеют скрыться. А бывший коллега, ныне аналитик одного из детективных агентств, ответит ему по телефону на все интересующие вопросы в течение нескольких минут. Та же ситуация, как это ни парадоксально, сложилась и в контрразведке. Для того чтобы чекисту оформить запрос, например, в таможню, нужно согласовать его с руководителями отделения, отдела, управления или департамента. При этом руководителю каждого звена потребуется объяснить необходимость и целесообразность этого запроса. В этих случаях на помощь приходят эти самые "серые базы". Правда, сведения, добытые таким путем, носят лишь оперативный характер и в суде не имеют доказательной силы.

Тем не менее сотрудники силовых ведомств пытаются противостоять неподконтрольному распространению баз данных. Ведь от сведений, полученных из "черных досье", зачастую зависит жизнь человека. Например, преступник может получить доступ к материалам уголовного дела, узнать из него фамилию - имя - отчество сыщика, посредством других баз выяснить его домашний телефон и адрес и заявиться к нему в гости.

Неоднократно оперативные подразделения ФСБ и МВД пытались предотвратить деятельность торговцев конфиденциальной информацией. Однако операции ограничивались "разъяснительными" беседами с задержанными. А в последнее время и даже таких бесед не проводят. "Зачем тратить время и нервы, когда сажать их все равно не за что - нет у нас такой статьи", - говорят сыщики. По признанию одного из следователей, пытавшихся "раскрутить" подобное дело, единственный способ привлечь к ответственности распространителей баз данных - это взять их с поличным при покупке "исходного продукта", например, базы данных ГИБДД непосредственно у сотрудника этого самого ГИБДД. Причем брать обоих надо в момент передачи денег в обмен на диск с информацией. Это сделать малореально - информация обновляется, во-первых, нерегулярно, а во-вторых, покупают ее тоже далеко не школьники, они знают все аспекты оперативно-розыскной деятельности.

Единственный случай реального задержания имел место в ФСБ. Некий сотрудник информационного центра через бывшего коллегу договорился продать одну из баз данных ФСБ за... 200 долларов. Эту сделку удалось сорвать, и, к чести чекистов, на рынке сейчас нет ни одной базы данных, "утекшей" из лубянских стен.

Скоро лавочка прикроется?

В настоящее время в Госдуме находится на рассмотрении проект федерального закона "Об информации персонального характера", имеющего самое непосредственное отношение к нашей сегодняшней теме. Целями предложенного группой депутатов законопроекта являются, в частности, регулирование отношений по защите прав и свобод личности при использовании информации персонального характера и по защите этой информации, а также определение условий законности работы с информацией персонального характера.

По мнению разработчиков закона, в общедоступные массивы персональных данных с письменного согласия субъекта могут включаться следующие персональные данные: фамилия, имя, отчество, год и место рождения, адрес местожительства, номер контактного телефона, сведения о профессии, иные сведения, предоставленные субъектом или полученные из открытых источников, других общедоступных массивов персональных данных, если эти источники сформированы с согласия субъекта персональных данных.

Не должны допускаться сбор, накопление, хранение и использование персональных данных, раскрывающих расовое или этническое происхождение, национальную принадлежность, политические взгляды, религиозные или философские убеждения, а также касающихся состояния здоровья и сексуальных наклонностей, исключительно в целях выявления этих факторов.

Если субъект персональных данных посчитает, что в отношении его персональных данных совершены неправомерные действия, он будет вправе обжаловать эти действия в общем порядке, установленном действующим законодательством, либо обратиться с жалобой в уполномоченный орган государственной власти по персональным данным.

По мнению экспертов, в Уголовном кодексе необходимо точно сформулировать, какую именно информацию следует считать конфиденциальной. Кроме того, если за торговлю информацией будет "светить" реальный, а не условный срок, многие "черные аналитики" уйдут с рынка.

 

Compromat.Ru ® — зарегистрированный товарный знак. Св. №319929. 18+. info@compromat.ru