Компромат.Ru ®

Читают с 1999 года

Весь сор в одной избе

Библиотека компромата

Оригинал этого материала
© Вести.Ру, 01.06.2001, Фото: "Компания"

Домуправы и железнодорожники помогут Андрею Вавилову

Что происходит с "делом Вавилова", которое ведет то ли генеральная, то ли военная прокуратура, то ли обе сразу, до конца не понятно

Ольга Злобная

На лентах самых разнообразных информагенств появляются то подтверждения, то опровержения подробностей дела. Тем временем многие могущественные соратники бывшего первого замминистра финансов стремительно теряют свое влияние (как Рем Вяхирев) или отбывают по делам в сопредельные государства (как Черномырдин). Однако у Андрея Вавилова неожиданно появились и заступники, чьи акции и по сей день высоко котируются на бирже политического влияния.

Обсуждение в минувшую среду в правительстве реформы жилищно-коммунального хозяйства серьезно испортило настроение Анвару Шамузафарову. Председатель Госстроя вступил в неудачную полемику с премьером Касьяновым и министром экономразвития Германом Грефом по краеугольному вопросу российской жизни: кому на Руси жить хорошо? Правда, сформулирован вопрос был несколько иначе: кого считать богатым, то есть, кому не давать субсидии на оплату ЖКХ? "Ну Вы же получите свою субсидию", - ехидно сказал Герман Греф Анвару Шамузафарову. "У Вас устаревшие экономические расчеты, и я себя бедным не считаю", - оскорбился глава Госстроя. В дискуссию вмешался Касьянов и поручил Шамузафарову научно установить, кто бедный, а кто - богатый.

В кулуарах после заседания правительства чиновники шептались о суперновости недели - о злоключениях бедного Андрея Вавилова, который с некоторых пор официально стал богатым нефтяником. Шамузафаров, с давних времен знакомый с Вавиловым, на вопросы коллег реагировал нервно. Дело в том, что в Генеральной прокуратуре уже почти три года лежат (а может быть, изучаются) материалы проверки Счетной палатой Агентства по ипотечному жилищному страхованию (АИЖК).

АИЖК было создано в 1996 году как государственное агентство, а решение о выделении бюджетных средств официально пролоббировали и подписали Андрей Вавилов (тогда - первый замминистра финансов) и Анвар Шамузафаров (тогда - первый зампред Госстроя). А Николай Аксененко, будучи первым вице-премьером (летом 1999 года), пролоббировал выделение бюджетных ассигнований (в бюджете-2000) на нужды АИЖК в размере 360 миллионов рублей.

История АИЖК, во всяком случае, история, изложенная в материалах проверки Счетной палаты, выглядит так. В 1996 году Минфин должен был выделить для формирования уставного капитала АИЖК 450 миллиардов рублей (84 миллиона долларов). Правда, выделил только 80 миллиардов, но тоже неплохо.

Однако в 1996 году деньги на ипотеку вообще никому не были нужны - полностью отсутствовало законодательство об ипотеке, так что выдавать кредиты можно было только теоретически. Официально зарегистрировать агентство "удалось" только в сентябре 1997 года. За год, пока агентство как бы создавалось, 80 миллиардов лежали на депозитах в комбанках, причем по ставкам, заметно ниже рыночных.

Потом АИЖК увлеклось вложением в ГКО, но совсем неудачно - продало бумаги за неделю до дефолта, а потом так долго не знало, что делать с полученными рублями, что от государственных денег в долларовом выражении вообще мало что осталось.

Расстроенный Попечительский совет в январе 1999 года решил преобразовать АИЖК в коммерческий банк. Однако сделать этого не удалось. Историей с АИЖК заинтересовался тогдашний глава Госстроя Ефим Басин. И выяснил (как раз с привлечением Счетной палаты), что хотя АИЖК считалось государственной структурой, государство представляли только шесть из 13 членов совета (включая Андрея Вавилова и Анвара Шамузафарова), а остальные представляли коммерческие структуры, которые активно участвовали в самых неудачных операциях с государственными деньгами АИЖК.

И еще. По данным проверяющих из Счетной палаты, доходы АИЖК с 1996-го по начало 1999 года составили около 23,9 миллиона рублей, но все они были потрачены на содержание аппарата. При этом за три года работы агентство выделило 10 ипотечных кредитов. То есть, каждый заемщик обошелся государству более чем в 1 миллион долларов.

А еще выяснилось, что АИЖК, которое так любил Минфин, не имело к государству никакого отношения. Учредителем АИЖК был Национальный фонд жилищной реформы - частная контора, принадлежащая Борису Смирнову, сотруднику и личному другу Анвара Шамузафарова.

Ни Генпрокуратура, ни Счетная палата тогда так и не смогли дать ход делу АИЖК. Летом 1999 года газеты писали, что с помощью Николая Аксененко (тогда первого вице-премьера) Вавилову удалось добиться смещения Ефима Басина с поста председателя Госстроя. Его место и занял Анвар Шамузафаров, который, естественно, приложил все усилия, чтобы замять дело. А сейчас АИЖК перестроилось и помогает ипотечному кредитованию железнодорожников.

В среду, 30 мая - как раз в день заседания правительства по реформе ЖКХ - генпрокурор Владимир Устинов на проходящем в Гааге втором Глобальном форуме по борьбе с коррупцией заявил, что Генпрокуратура России расследует уголовные дела, по которым проходят обвиняемые "на уровне заместителей министров двух министерств". Фамилий не назвал. Интересно, кого он имел в виду?

 
Другие материалы раздела:
Дело АИЖК
Ненецкие захватчики

Знаком '+' отмечены подразделы,
а '=>' - ссылки между разделами.


Compromat.Ru ® — зарегистрированный товарный знак. Св. №319929. 18+. info@compromat.ru